главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Красноярский край / Енисейские вёрсты

Музей на колесах

Дело семейное

Ретротехника – семейное увлечение Межовых, поиском машин, восстановлением их до рабочего состояния, историей автомобильных марок Владимир Григорьевич занимается вместе с двумя сыновьями – Владиславом и Игорем, интерес к делу уже проявляет и подрастающий внук.

– Как все мальчишки, мои сыновья в детстве очень любили игрушечные машинки. И в какой бы город я ни приехал, всегда старался попасть в детский магазин и купить им по машинке. Автомобильных моделей у нас набралось больше 300 штук! – рассказывает об истории создания музея Владимир Григорьевич. – Потом мы переехали из Норильска в Минусинск и однажды увидели, как везут на свалку старую «Волгу». Сердце дрогнуло, собрали все деньги до копейки и выкупили. Так в 2003-м и начался музей.

К составлению коллекции подошли ответственно: сформировали план, продумали концепцию будущего музея. Решили, что в первую очередь нужно сохранить для потомков те машины, которые выпускали в СССР с 1930-х до 1970-х годов. Ведь именно их чаще всего сдают на металлолом. Свалки, пункты по приемке металлолома, подворья частных домов – в поисках старых «Запорожцев» и «Москвичей» семья Межовых объездила весь край. Помимо машин Межовы «охотятся» и за автомобильными журналами советского периода издания, в библиотеке музея есть экземпляры культового «За рулем» 1934 года выпуска.

«Мы больные люди»

Для хранения коллекции Межовым пришлось выкупить соседние участки и построить на них ангар.

– Мы решили: машина на то и машина, чтобы она ездила, и поставили себе цель довести все экземпляры не просто до рабочего, а до заводского состояния, – рассказывает Владимир Межов. – Три года мои сыновья практически только этим и занимались: каждую машину разбирали до болтика, заменяли все не внушающие доверия. Запчасти и недостающие детали разыскивали по всем странам бывшего Союза.

Ремонт одного автомобиля обходится в несколько сотен тысяч рублей. Расходы огромные, но мы больные люди, увлечены своим делом. Никаких денег нам не жалко, чтобы восстановить для потомков историю отечественного автопрома.

В 2005 году на парад в честь 60-летия Победы Межовы впервые выехали на отреставрированной «Победе». Выезд произвел настоящий фурор, машину и ее владельцев показали даже по центральному телевидению.

Владимир Григорьевич признается: частный музей живет и развивается за счет семейного бизнеса – у сыновей небольшой магазин автозапчастей.

Несмотря на то что отреставрированные до заводского состояния ретроавтомобили стоят дороже, чем новые иномарки, Межовы не воспринимают свою коллекцию как выгодное вложение денег. Говорят, музей создавался как дань уважения шоферам, прославившим своим трудом Минусинск на всю страну (в советское время в Минусинске работало шесть крупнейших в стране АТП).

– После того репортажа приехали к нам московские ребята, долго восхищались нашей коллекцией, а потом предложили продать. Огромные деньги обещали, квартиры в столице сулили! – рассказывает Владимир Григорьевич. – Но мы с детьми отказались от такого заманчивого предложения. Мы родились и выросли в Сибири и должны сохранять ее культуру.

Есть силы, есть средства, нет места

У Межовых грандиозные планы: настало время спасать «Жигули» первого и второго поколения – сегодня автовладельцы активно избавляются от этих машин, и через короткий промежуток времени они уйдут в историю так же, как и 401-й «Москвич». Есть силы, есть и средства у Межовых, чтобы сохранить эти машины, нет лишь пространства для хранения.

– Наш ангар заполнен до отказа, ставить машины уже некуда, – рассказывает Владимир Межов. – Нужна земля, на которой мы могли бы построить помещения для музея, сделать его удобным для посетителей. Не один год уже обращаюсь к местным властям с просьбой выделить нам участок, но разумных предложений пока так и не услышал. Мы не просим денег у властей, готовы платить за аренду земли и построим все сами. Найдутся люди, которые нам помогут в этом деле. Все пытаюсь объяснить властям: мы ведь не для себя стараемся, хотим, чтобы был у Минусинска еще один повод для гордости – музей ретротехники. Это и развитию туризма поможет. Людей, «больных» автомобилями, очень много.

Музей ретротехники пытаются создать и в Красноярске, на сайте краевого министерства транспорта предлагается к обсуждению его концепция, план по формированию коллекции. Идея этого музея – в объединении частных коллекционеров края под одной крышей. Спору нет, для тех, у кого в собрании лишь несколько раритетов, это отличная возможность показать свои машины. Но Межовым дробить свою коллекцию бессмысленно.

Хочется верить, что рано или поздно чиновники услышат Владимира Межова. Ведь логичнее, наверное, было бы создать комплекс ретротехники на базе уже существующего музея в Минусинске, чем начинать все с нуля в Красноярске.

Истории машин

Все машины Межовых «живые». И не только потому, что в своем почтенном возрасте находятся в рабочем состоянии, у каждой есть своя легенда. Это не просто «Москвичи» и «Волги», а истории десятков человеческих судеб.

– Вот эта полуторка 1936 года выпуска, – ласково гладит по отполированной фаре грузовичок Владимир Межов. – Легендарная машина! Легкая, но с хорошей грузоподъемностью, на таких по Ладожскому озеру в войну ездили. Вроде бы один из наших ветеранов возил на ней продукты в блокадный Ленинград. А после войны ему эту машину отдали.

Визитные карточки музея – «Волга» и «Победа». Они участвуют практически в каждом городском празднике, на них Межовы катают свадьбы и показывают иностранным туристам Минусинск.

Красавица «Победа» – самая первая из восстановленных Межовыми машин. Изначально авто планировали назвать «Родина». Когда в 1945-м машину продемонстрировали Иосифу Сталину, тот нахмурился: «И сколько будет стоить «Родина»?» Руководство ГАЗа намек поняло и предложило название «Победа». Но и тут вышел казус: двухдверная машина показалась Иосифу Виссарионовичу тесной, и, сделав кружок по автодрому, он изрек: «Невелика «Победа». Пришлось конструкторам дорабатывать модель, и она стала четырехдверной.

В музее аж две «Волги-21»: одна обычная, вторая – автомобиль ГАИ.

– Вторую приобрели случайно, – рассказывает Владимир Межов. – Позвонили ребята из пункта приема металлолома: мол, привезли гаишную машину, забирайте, иначе завтра разрежем. Мы все кошельки вытрясли, поехали и забрали. Восстановили, покрасили и решили, что эта машина будет – дань памяти нашим начальникам ГАИ.

«Москвич-401» у возрастных посетителей музея вызывает острый приступ ностальгии – в середине прошлого века такая машина считалась символом успеха в жизни. Модель была копией Opel Kadett, для массового производства в СССР ее выбрал лично Сталин, он же и запретил вносить какие-либо изменения в иностранную конструкцию. Советский Opel развивал скорость до 90 км/ч и расходовал 9 литров бензина А-66 на 100 километров.

В ремонтном боксе, стыдливо спрятав непокрашенные бока под белой простыней, стоит еще одна гордость музея – автомобиль ЗИМ. Это первая представительская модель Горьковского автозавода, использовался он как служебная машина партийной и правительственной номенклатуры. На этом самом ЗИМе в середине прошлого века передвигался по Абакану один большой партийный начальник.

– Четыре года назад купили мы эту машину, и все это время занимаемся восстановлением, – рассказывает Владимир Межов. – Чтобы довести ее до заводского состояния, нужно около 600 тысяч рублей, запчасти, конечно, тяжело находить. Но, думаю, года через два мы это дело закончим и порадуем минусинцев еще одной шикарной машиной.

Назад

 

Безопасность и правопорядок
| Внешние связи
Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Инновации
Информатизация и связь
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Экология и рациональное природопользование
Промышленность, энергетика и ЖКХ
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство и торговля
Социальная политика
Спорт
Строительство
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Экономическое развитие и инвестиционная политика
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Губернаторский контроль
| Проектное управление
| Экология
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Отправить обращение.

Размещение информации на портале:
телефоны: + 7 (391) 249-30-88, 211-09-54, 211-10-78, 249-35-21

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

 

Индекс цитирования