главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Жилищно-коммунальное хозяйство / Концепция обеспечения населения Красноярского края водой питьевого качества до 2023 года, в том числе на среднесрочный период 2014-2016 годов

Концепция обеспечения населения Красноярского края водой питьевого качества до 2023 года, в том числе на среднесрочный период 2014-2016 годов

Общие сведения

Территория Красноярского края - 2339,7 тыс. кв. км, или 13,8 % всей территории страны. Протяженность края с севера на юг - почти 3000 км. Численность населения Красноярского края на 01.01.2013 составила 2846,6 тыс. человек. Административный центр - город Красноярск. Крупные города Красноярского края - Норильск, Ачинск, Енисейск, Железногорск, Зеленогорск, Канск, Лесосибирск, Минусинск. В Красноярском крае насчитывается 578 муниципальных образований, из них: 17 городских округов, 44 муниципальных района, 35 городских поселений, 482 сельских поселения. Всего в Красноярском крае 1763 населённых пункта.

Суть проблемы.

Проблема снабжения населения Красноярского края питьевой водой требуемого качества в достаточном количестве, экологическая безопасность окружающей среды является наиболее актуальной,т.к. доступность и качество данного коммунального ресурса определяют здоровье населения края и качество жизни  в условиях современного высокого уровня антропогенного воздействия на природную среду и значительных экологических последствий прошлой экономической деятельности.

Причины возникновения проблемы.

Основными причинами, объясняющими неблагополучное санитарное состояние источников питьевого водоснабжения на территории Красноярского края, являются:

  • отсутствие на 661 водоисточнике (43,6%) из 1516 водоисточников надлежащим образом устроенных зон санитарной охраны, в том числе на  20 поверхностных и 641 подземном (справочно: артезианские скважины строились по мере необходимости, зачастую в районах существующей жилой застройки, соответственно  не выдерживаются территории второго и третьего  поясов  зон санитарной охраны подземных водозаборов, предназначенных для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Мероприятия по охране 1 пояса ЗСО не везде проводятся надолжном уровне. Большинство водозаборов сооружалось без предварительной оценки гидрогеологических условий и эксплуатационных запасов подземных вод);
  • использование в качестве водоисточников - водоносных горизонтов, содержащих некондиционные воды и имеющих слабую защищенность от загрязнения с поверхности;
  • недостаточный контроль за режимом хозяйствования;
  • природное превышение концентраций веществ в воде источников;
  • низкая доля водопроводов, оборудованных комплексами водоподготовки (6,4 %-2012 год) и системами обеззараживания (7,1%-2012 год), из общего числа централизованных водопроводов;
  • сброс неочищенных сточных вод в водные объекты края;
  • высокий износ основных фондов;
  • недостаточная эффективность в большинстве случаев традиционно применяемых технологий обработки воды;
  • несвоевременное проведение текущих и капитальных ремонтов колодцев и каптажей и слабая защищённость их водоносных горизонтов от загрязнения с поверхности территорий;
  • наличие бесхозных водозаборов.

Анализ причин возникновения проблемы.

Основными источниками водоснабжения населения Красноярского края являются: поверхностные и подземные водоисточники.

В Красноярском крае потенциальные ресурсы поверхностных и подземных вод позволяют обеспечить водой жителей края и объекты экономики в полном объеме и с учётом долгосрочной перспективы. По официальным данным - удельная водообеспеченность в крае, как по подземным, так и по поверхностным водам, в абсолютных показателях превышает существующую на настоящее время потребность. Однако распределение ресурсов поверхностных и подземных вод на территории края достаточно неравномерно, а их изученность является недостаточной.

По данным Федерального государственного бюджетного учреждения «Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в связи с высокой антропогенной нагрузкой на поверхностные водные объекты, их воды в большинстве своем оцениваются как «грязные» или «очень грязные». Кроме этого, поверхностные воды в значительной мере подвержены сезонным колебаниям запасов. Следовательно, как источник водоснабжения они не могут в полной мере и повсеместно удовлетворять потребности населения края в качественной воде круглый год. Без специальной очистки и обеззараживания вода поверхностных источников не может быть использована для хозяйственно-питьевых целей.

За счет подземных водных объектов обеспечены питьевой водой 66,8%  или более 1900,0 тыс. жителей  края. Преимущественное использование в крае ресурсов подземных вод объясняется большей их защищенностью и доступностью.

По данным «Информационного бюллетеня о состоянии недр территории Красноярского края за 2012 год», подготовленного муниципальным унитарным предприятием Эвенкийского муниципального района «Территориальный центр «Эвенкиягеомониторинг», общие оцененные запасы подземных вод по краю составляют примерно 2,19 млн. м3/сут. или 2,2% от величины их эксплуатационных прогнозных ресурсов. В 2012 г. в пределах месторождений и перспективных участков с утвержденными запасами извлекалось лишь 749,1 тыс. м3/сут. пресных подземных вод, что составляет всего 34,1% от общего объема их оцененных эксплуатационных запасов.

Из 2,19 млн. м3/сут разведанных эксплуатационных запасов основной объем приходится на 15 муниципальных образований: г. Красноярск, г. Железногорск, г. Минусинск, г. Норильск, г. Зеленогорск, Шушенский, Емельяновский и некоторые другие районы. Остальные муниципальные образования - 18 районов (Бирилюсский, Боготольский, Дзержинский, Идринский, Иланский, Ирбейский, Казачинский, Каратузский, Козульский, Краснотуранский, Курагинский, Нижнеингашский, Новоселовский, Партизанский, Пировский, Туруханский, Саянский, Тасеевский, Тюхтетский) и 3 города (г. Боготол, г. Енисейск, г. Канск) не имеют разведанных запасов подземных вод или имеют очень незначительные. При этом забор пресных подземных вод осуществляется в пределах локальных эксплуатационных участков недр, зачастую без оформления соответствующих лицензий и без ведения должного санитарного контроля. На этих участках имеет место забор некондиционных вод, т. е. не отвечающих нормативным требованиям по содержанию веществ природного происхождения.

Централизованным водоснабжением из поверхностных водных объектов обеспечивается лишь 835,6 тыс. человек -29,3 % жителей края (г. Красноярск водозабор «Гремячий Лог», г. Ачинск, г. Боготол, г. Бородино, г. Дивногорск, г. Зеленогорск, г. Канск, г. Назарово, г. Норильск,  г. Лесосибирск, г. Дудинка и с.п. Хатанга Таймырского муниципального района, Канский, Курагинский, Новоселовский, Северо-Енисейский, Туруханский и Эвенкийский мунициципальные районы). 

Централизованным водоснабжением в крае обеспечено 2 735,6 тыс. человек (96,1%).

В качестве источников нецентрализованного питьевого водоснабжения населением Красноярского края используется 1519 колодцев и каптажей.Санитарно-техническое состояние 553 (36,4%) трубчатых и шахтных колодцев на территории края остается в неудовлетворительном состоянии. По сельским территориям этот показатель составляет 37,0% (507 колодцев).

Из нецентрализованных водоисточников (трубчатых и шахтных колодцев, каптажей, родников) используют воду 3,1 % (88,2 тыс. человек) населения края, проживающего в основном в сельской местности.

Доля жителей пользующихся привозной водой, составляет 0,8% -  22,8 тыс. человек.

Различная степень удаленности населённых пунктов в крае от административных центров (от 3 до 140 км в центральной части края  до 680 км на Севере (п. Хатанга), а также резкие различия в природно-климатических условиях в значительной степени обуславливают дифференциацию сельских населенных пунктов по уровню доступности к таким общественным благам как централизованное водообеспечение.

Наибольшее число населенных пунктов, использующих привозную воду, отмечается в северных территориях края (Таймырский Долгано-Ненецкий район - 21, Туруханский район - 17, Эвенкийский муниципальный район - 20, Мотыгинский район - 3, Кежемский район - 4, Ужурский район - 4, Назаровский район - 5).

Качество воды.

Качество воды источников (подземных, поверхностных) централизованного водоснабжения населенных мест Красноярского края по результатам исследований проб, отобранных непосредственно на водозаборных сооружениях, свидетельствуют о несоответствии воды источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам:

Показатели

Год

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Санитарно- химические

33,7

25,9

22,9

28,6

32,1

23,5

Микробиологические

8,5

14,0

7,7

5,7

7,7

7,0

Анализ результатов исследований воды из поверхностных и подземных водоисточников, используемых для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения края,  показывает, что основной удельный вес неудовлетворительных проб воды по санитарно-химическим показателям вносят подземные водоисточники, а по микробиологическим показателям - поверхностные, в том числе по итогам 2012 года

Показатели

подземные водоисточники

поверхностные водоисточники

Санитарно химические

23,9%;

20,7 %;

Микробиологические

4,3%;

16,3 %.

В сельских поселениях края удельный вес проб воды источников нецентрализованного водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам, по санитарно-химическим показателям достигают 38-40,7%, по бактериологическим – 23,7-24,3%.

Доля поверхностных источников питьевого водоснабжения не отвечающих санитарным требованиям увеличилась за прошедший период с 47,6% в 2010 году до 54,1% в 2012 году.

Доля подземных  источников  питьевого водоснабжения не отвечающих санитарным требованиям уменьшилась  с  48,7% в 2010 году до 46,8 % в 2012 году.

Оценка санитарного состояния водопроводов края и их соответствие санитарным требованиям выполняется по следующим направлениям:

  • отсутствие организованной зоны санитарной охраны с 21,6% в 2008 году до 20,9% в 2012 году;
  • отсутствие необходимой водоподготовки  с 6,9 % в 2008 году до 6,4 % в 2012 году;
  • отсутствие обеззараживания воды с 3,8% в 2008 году до 7,1%.

По данным Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю не соответствие качества воды поверхностных водоисточников санитарно-гигиеническим нормативам определяется повышенными показателями органического загрязнения (БПК5, ХПК, перманганатная окисляемость), рН, повышенными концентрациями нефтепродуктов, взвешенных веществ.

Неблагополучное состояние подземных водоисточников по санитарно-химическим показателям обуславливается повышенным природным содержанием в воде железа, солей жесткости, фторидов, марганца.

К техногенным причинам следует отнести загрязнение водных объектов - источников питьевого водоснабжения - нитратами. Несоответствие качества питьевой воды по микробиологическим показателям обусловлено ненадлежащим обеспечением санитарной охраны  от загрязнения источников водоснабжения, водопроводных сооружений и водоводов, сбросом неочищенных и недостаточно очищенных сточных  вод, значительным износом инженерных коммуникаций.

Потребление населением питьевой воды, не соответствующей гигиеническим нормативам по содержанию отдельных химических соединений, в том числе соединений, обеспечивающих повышенную жесткость (соли кальция и магния), наряду с воздействием других факторов среды обитания (пищевые продукты, атмосферный воздух населенных мест) увеличивает риск развития заболеваний различных органов и систем (болезни мочеполовой сферы, эндокринной системы, органов пищеварения).

Как свидетельствуют данные Федерального информационного фонда социально - гигиенического мониторинга за 2011 год  Красноярский край является территорией «риска» по заболеваемости детского, подросткового и взрослого населения мочекаменной болезнью.

В 2012 году данная патология среди детей регистрировалась в 18 территориях Красноярского края (гг. Ачинск, Назарово, Дивногорск, Сосновоборск, Лесосибирск, Минусинск, Красноярск, Большеулуйском, Емельяновском, Иланском, Кежемском, Козульском, Нижнеингашском, Северо-Енисейском, Ирбейском, Партизанском, Мотыгинском, Шушенском районах); среди подростков в 17 территориях - в городах Дивногорск, Канск, Красноярск, Норильск, Лесосибирск, Шарыпово, Богучанский, Енисейский, Курагинский, Назаровский, Нижнеингашский, Партизанский, Северо-Енисейский, Туруханский, Шарыповский, Шушенский, Эвенкийский районы.

Доля населения края, обеспеченного водой питьевого качества, составляет 89,2 %, в т.ч. доля городского населения – 95,6%, сельского – 73,0%.

На территориях ряда муниципальных образований  Красноярского края значительная часть населения порядка 300 тысяч человек испытывает недостаток в воде питьевого качества.

Актуальна проблема обеспечения сельского населения качественной питьевой водой. Почти 40% водопроводных сетей в сельской местности нуждаются в реконструкции и 10% в полном восстановлении.

Качество очистки сточных вод

Поверхностные источники водоснабжения являются основными приемниками 97 % общего объёма сточных вод, являющихся недостаточно очищенными и неочищенными.

Канализационные очистные сооружения, выполняющие барьерную природоохранную функцию, и осуществляющие очистку сточных вод в большинстве населённых пунктов эксплуатируются в течении 20-30 лет без проведения реконструкции,  не обеспечивают необходимую степень очистки в соответствии с требованием действующего природоохранного законодательства.

Недостаточно очищенные сточные воды могут представлять в ряде случаев не меньшую опасность, чем сбрасываемые без очистки. В числе причин сброса недостаточно очищенных сточных вод - разработка и внедрение малоэффективных, не отвечающих современному уровню развития канализационных и очистных сооружений; слабый производственный контроль; неудовлетворительная эксплуатация морально и физически устаревших и не соответствующих по своей мощности объему сброса сточных вод очистных сооружений.

При этом, современные технологии промышленных производств способствуют появлению и увеличению в составе сточных вод городов и населённых пунктов края новых химических элементов и соединений, повсеместно образующих более «жёсткие» стоки, не поддающиеся очистке традиционными методами.

Необходимо отметить, что в системы общесплавной канализации населённых пунктов поступают неочищенные сточные воды промышленных предприятий.

Кроме того, на территории ряда муниципальных образований края: в городе Заозёрный Рыбинского района, г. Уяр Уярского района, п. Нижний Ингаш Нижнеингашского района, с. Шалинское Манского района, с. Краснотуранск Краснотуранского района, с. Новосёлово Новосёловского района построенные в 80-х годах прошлого столетия очистные сооружения до настоящего времени не введены в эксплуатацию (кроме г. Заозёрного), частично демонтированы или полностью разрушенные и не выполняют своего функционального назначения.

В водные объекты края сбрасывается около 310 млн. куб. м неочищенных сточных вод, которые содержат более 185 тыс. тонн загрязняющих веществ, загрязняют водоемы, что приводит к ухудшению качества питьевой воды.

В Красноярском крае в 2012 году доходы организаций, осуществляющих свою деятельность в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - организации) составили 12 млрд. рублей, при этом капитальные затраты составили лишь 7 процентов операционных расходов организаций. Для сравнения, в развитых странах Западной Европы 43 процента расходов организаций составляют расходы на капитальные вложения, а тарифы на услуги водоотведения и очистки сточных вод в 3 раза выше. Вследствие низких капитальных инвестиций инфраструктура, связанная с водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, стремительно изнашивается.

Надежность систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения

Техническое состояние и качество хозяйственно-питьевого водоснабжения на территории Красноярского края остается одной из важных проблем.

В жилищно-коммунальном хозяйстве края эксплуатируются:

  • централизованных водопроводов - 852 комплекса;
  • водоочистных сооружений - 22 комплекса;
  • насосных станций 1 подъема - 1313 ед.;
  • насосных станций П-Ш подъемов - 113 ед.;
  • водопроводных сетей - 7,3 тыс. км

 Системы водоснабжения характеризует:

высокий уровень износа основных производственных фондов,

в том числе:

  • очистных сооружений водоснабжения - 75%,
  • водопроводных насосных станций - 51,6%,
  • водопроводных сетей - 53,4%,

обусловленный принятием в муниципальную собственность объектов коммунального назначения в ветхом и аварийном состоянии;

отсутствие очистки питьевой воды на значительном числе объектов.

В жилищно-коммунальном хозяйстве края в эксплуатации:

  • 126 комплексов централизованной канализации;
  • 52 комплекса канализационных очистных сооружений,
  • 3,4 тыс. км канализационных сетей.

Износ объектов канализования:

  • очистных сооружений канализации - 90%;
  • канализационных насосных станций  - 73,5 %;
  • канализационных сетей - 51,6 %.

В период 2009-2012 годов наблюдается увеличение количестватехнических сбоев и инцидентов на системах водоснабжения и водоотведения

График 1.

В модернизации и капитальном ремонте нуждается более 445  действующих водопроводов и свыше 100 действующих канализаций в т.ч. 50 комплексов канализационных очистных сооружений, и свыше  5 700 километров сетей водоснабжения и водоотведения.

Ежегодно проводится замена порядка 120 км водопроводных и канализационных  сетей за счет всех источников финансирования вместо 400 км по нормативу.

График 2.

Без изменения ситуации по финансированию работ на капитальный ремонт и регламентную замену инженерных сетей будет наблюдаться прирост ветхих сетей на 0,6%  водопроводных и 3% канализационных ежегодно.

График 3.

Таким образом, износ сетей водоснабжения к 2023 году достигнет критического – порядка 60-ти процентного уровня (58,2%), потери ресурсов составят около 40%, износ сетей канализации составит 76,6%.

Для повышения надежности обеспечения  населения питьевой водой гарантированного качества и поддержания безопасного водопользования, снижения  ресурсопотребления,  повышения энергетической эффективности и устранения непроизводительных затрат особую актуальность приобретают вопросы оценки и управления потерями воды, оказывающих существенное влияние на себестоимость услуг водоснабжающих предприятий, поскольку влекут за собой перерасход ресурсов, существенные затраты на ремонт и устранение аварий, перерывы в обеспечении потребителей водой, ухудшение ее качества и опасность вторичного загрязнения воды за счет возможного попадания в  водопроводную сеть неочищенных промышленных и бытовых стоков и иных загрязнений.

Подобные случаи могут быть причиной не только финансовых требований о возмещении причиненного  ущерба, но и  прямого ущерба для здоровья потребителей.

Определены основные принципы восстановления, строительства и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения коммунального комплекса, это:

  • комплексность подхода к развитию инженерных систем;
  • безопасность и надёжность функционирования;
  • снижение энергоёмкости.

 В целях повышения эффективности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения и повышения качества коммунальных услуг разрабатываются программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации и схемами водоснабжения и водоотведения.

Мероприятия, проводимые в крае в целях обеспечения качественного водоснабжения населения.

Ежегодно в рамках реализации краевых целевых программ выделяются бюджетные средства на модернизацию систем водоснабжения и водоотведения края. За период 2009-2012 годов направлено порядка 1,0 млрд. рублей на замену более 278 км сетей водоснабжения и водоотведения, проведение работ по модернизации, реконструкции, строительству и капитальному ремонту более 51 комплекса водоснабжения и водоотведения, на бурение 55 водозаборных скважин, на капитальный ремонт, реконструкцию и строительство 49 водонапорных башен, на внедрение более 24 водоочистных и обеззараживающих комплексов и установок  в 20 населенных пунктах края.

Реализованы и реализуются 24 финансовоемких проекта (этапов проекта), в том числе и  ранее разработанные  в рамках программы «Реализация социально-экологических мероприятий в зоне наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат» на период 2007-2009 годы» (этапов проектов) в области водоснабжения и водоотведения на территориях  (водоснабжение) на территориях  24 населенных пунктов края, направленные на развитие централизованных систем водоснабжения со строительством подземных водозаборных  и водоочистных комплексов, на модернизацию водоводов и коллекторов, на прекращение негативного воздействия на источники водоснабжения со строительством очистных сооружений канализации и  сбросных коллекторов (г. Боготол, г. Дивногорск, г. Дудинка, г. Енисейск, г.Железногорск, г. Игарка Туруханского района, г.Минусинск, г. Назарово и  п. Бор г.Назарово,  п.Большая Мурта Большемуртинского района, с. Дзержинское Дзержинского района, п. Абалаково и  с. Озерное Енисейского района,  с. Ермаковское Ермаковского района, ЗАТО Солнечный, с. Казачинское Казачинского района, п. Козулька Козульского района, с Краснотуранское Краснотуранского района, с. Лугавское Минусинского района, г. Заозерный и  п. Урал Рыбинского района,  Сухобузимский район – Атаманово, с. Мингуль и с. Седельниково).

Необходимо отметить, что с  2012 года на строительство объектов водоснабжения в сельских населенных пунктах привлечены средства федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села» в сумме 41.9 млн. рублей на реализацию значительных финансовоемких проектов  (п. Большая Мурта Большемуртинского района, с. Краснотуранск Краснотуранский район, с. Абалаково Енисейского района - продолжение строительства начатого в 2008 году).

В целом реализованные за 4 года  счет средств краевого бюджета мероприятия  позволили:

  • заменить 278 км сетей водоснабжения и водоотведения, что составляет лишь 4,9% от потребности (5,7 тыс. км);
  • выполнить работы по модернизации, реконструкции, строительству и капитальному ремонту более 51 комплекса водоснабжения и водоотведения или 9,4% от потребности  (545 комплексов).

Обоснование значимости проблемы для края в целом

Целесообразность использования программно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяется тем, что:

задача по обеспечению населения чистой водой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития края, ее решение позволяет обеспечить возможность для улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций и обеспечить рост производства в смежных секторах промышленности;

необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов бюджетов различных уровней;

проблемы снабжения населения чистой водой носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.

Из обследованных 1184 единиц централизованных водопроводов Красноярского края 340 не отвечают санитарным нормам и правилам.

Основными причинами несоответствия нормам являются:

  • отсутствие зоны санитарной охраны водоисточников  в 256 населенных пунктах на территориях  22 муниципальных образований;
  • отсутствие комплексов очистных сооружений в 70 населенных пунктах на территории 8 муниципальных образований;
  • отсутствие  обеззараживающих установок в 84 населенных пунктах на территории 8 муниципальных образований;
  • неудовлетворительное качество отводимых в водные объекты сточных вод, когда доля сточных вод, проходящих очистку до нормативных требований, составляет менее 2%;
  • высокий уровень износа основных фондов, в том числе транспортных систем.

Более 3,9 тыс. км водопроводных и 1,8 тыс. км канализационных сетей  требуют замены и модернизации соответственно.

Справочно: Несоблюдение санитарных правил и норм (СанПиН) Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно - питьевого назначения  разработанных на основании Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. (статья 16) в соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625 ведет к нарушению:

  • правил охраны водных объектов (статья 8.13);
  • правил водопользования (статья 8.14);
  • правил охраны водных биологических ресурсов с  приостановлением деятельности предприятия  на срок до девяноста суток (статья 8.38).

В таком случае администрация муниципального образования должна организовать подвоз  воды  питьевого  качества  и  вывоз  сточных  вод  в  256  населенных  пунктов с численностью населения 384 тыс. человек.

Усредненные затраты составят:

подвоз воды  в объеме 30 л/сут на человека х 90 дней х 800 рублей = 829,4  млн. рублей;

вывоз сточных вод  данного объема  2 раза в месяц    - 156.0 млн. рублей.

Отсутствие водоочистных и особенно обеззараживающих установок  может привести  к нарушению норм безопасности воды в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредности воды по химическому составу и благоприятности органолептических свойств воды для человека, при этом  запрещается эксплуатация водозаборных сооружений, соответственно необходимо администрации муниципального образования обеспечить подвоз воды населению и организациям  более 124 населенных пунктов, на что потребуется подвоз воды  для 187 тыс. человек затраты составят порядка    404 млн. рублей.

Количество инцидентов на системах водоснабжения и водоотведения в 2012 году составило 453, так как значителен уровень износа основных фондов, в том числе транспортных систем.

На устранение сбоев в работе систем водоснабжения было затрачено   порядка 120 млн. рублей

Кроме того, потери ресурса во время сбоев на системе водоснабжения составили порядка 12 тыс.м3 х 18,22 руб. (средний тариф) = 218,6 млн. рублей  затраты в денежном выражении.

Суммарные затраты составили более 1,5 млрд. рублей в год без учета  сумм штрафов за нарушение условий водопользования.

Основные направления решения проблем водоснабжения и водоотведения в крае.

Общая потребность в финансовых средствах на осуществление мероприятий по восстановлению и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с разработанными программами комплексного развития муниципальных образований края составляет порядка  50 млрд. рублей, с учетом строительства  и развития систем водоснабжения и водоотведения порядка  100 млрд. рублей.

Основные направления по обеспечению населения Красноярского края водой питьевого качества  определены на основе анализа состояния и функционирования систем водоснабжения и водоотведения края, с учетом предписаний надзорных органов по реализации мероприятий по обеспечению населения края водой питьевого качества и повышению надежности функционирования систем в крупных населенных пунктах с численностью населения свыше 500* человек с учетом приоритетов социально экономического развития данных территорий, что позволило, оценив совокупное влияние на данные системы, получить в результате взаимоувязанные технические решения для повышения эксплуатационной надежности систем водоснабжения и водоотведения и повышения качества водообеспечения населения края (приложение 1).

Справочно: в Красноярском крае насчитывается более 1760 сельских населенных пунктов, из которых 1611 имеют постоянных жителей. Идет сокращение и измельчение сельских населенных пунктов: 54,3%  сельских населенных пунктов имеют численность жителей менее 200 человек, а поселения с численностью свыше 20 тыс. человек составляют 3,1%.

Технические решения по степени влияния на системы водоснабжения и водоотведения разделены на три группы:

I группа – первоочередные неотложные мероприятия, необходимые для обеспечения безопасности функционирования наиболее критичных объектов  водоснабжения и водоотведения, выполнение которых требуется в настоящее время на территориях муниципальных образований, где в ближайшее время прогнозируется предпосылки способствующие возможному возникновению чрезвычайной ситуации в связи с ухудшением качества воды и  прекращением ее подачи потребителям (20,3 млрд. рублей, в т.ч.  по городам – 11, 81 млрд. рублей):

мероприятия, направленные на устранение  критичности функционирования систем водоснабжения и водоотведения из-за аварийного состояния объектов по заключениям надзорных органов и замена  50% нуждающихся в замене участков  водоводов, магистральных водопроводных сетей, коллекторов  и магистральных сетей канализации в муниципальных образованиях с износом транспортных систем свыше 50% (приложение 2).

II группа – мероприятия, выполнение которых необходимо для обеспечения повышения эксплуатационной надежности систем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований края и качества водообеспечения в крае  (27,3 млрд. рублей, в т.ч.  по городам – 17, 7 млрд. рублей):

1. Мероприятия, направленные на повышение эксплуатационной надежности систем водоснабжения в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием источников питьевого водоснабжения, и на устранение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды по выполнению оценки эксплуатационных  запасов подземных вод лицензионных участков недр и проведению государственной экспертизы запасов (приложение 3):

1.1. Реконструкция водозаборных,  водоочистных сооружений с комплексами обеззараживания и водопроводных сетей, в т.ч. направленные на снижение и ликвидацию дефицита водообеспечения жителей городов и населенных пунктов края (Ачинск, Боготол, г. Дивногорск п.Овсянка, г. Красноярск, Мотыгинский район п. Раздолинск, с. Партизанское Партизанского района, с. Каратузское Каратузского района, п. Урал Рыбинского района ), реконструкция очистных сооружений канализации со строительством сооружений, направленных на улучшение качества очистки и обеззараживания  сточных вод (блоки доочистки, обработка и переработка осадков сточных вод,  альтернативное обеззараживание,  снижающее или исключающее  сильно действующие ядовитые вещества – хлор);

1.2.Внедрение 74 установок по очистке и обеззараживанию воды на системах водоснабжения на  территориях 25 муниципальных образований края на сумму 200,6 млн. рублей.

1.3. Поиск, оценка и утверждение запасов подземных вод в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием источников питьевого водоснабжения (г. Бородино, г. Лесосибирск, п. Стрелка г. Лесосибирск, п. Раздолинск Мотыгинского района, п. Тура Эвенкийского муниципального район), а так же в поселениях (п. Сындасско Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район), где водоснабжение обеспечивается привозной водой на сумму 358,576 млн. рублей;

2. Мероприятия, направленные на устранение  предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека по Красноярскому краю   для обеспечения санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений:

2.1. Разработка  проектов, устройство и приведение в соответствие  зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения с целью предупреждения загрязнения источников водопользования в 20 муниципальных образованиях на сумму 846,0 млн. рублей.

2.2. Мероприятия для проведения работы по укрупнению эксплуатирующих организаций в сельских населенных пунктах и передаче объектов энергетики и коммунальной инфраструктуры в концессию или долгосрочную аренду до 1 января 2015 года:

2.2.1. Регистрация прав муниципальной собственности на 1 056 объектов водоснабжения и водоотведения (в том числе бесхозяйные) с затратами порядка 79.2 млн. рублей.

III группа – мероприятия, необходимые для  обеспечения  модернизации и развития систем водоснабжения и водоотведения в соответствии  со схемами генеральных планов  муниципальных образований и достижением  наибольшего эффекта по обеспечению населения края питьевой водой  (51,5 млрд. рублей, в т.ч.  по городам – 41, 4 млрд. рублей) (приложение 4):

1. Мероприятия по модернизации и развитию систем водоснабжения и водоотведения:

1.1. Строительство новых (на защищенных источниках водоснабжения) и реконструкция действующих водозаборных и водоочистных комплексов;

1.2. Строительство блоков доочистки сточных вод для приведения очищенных стоков до требований норм предельно-допустимого сброса;

1.3. Строительство и реконструкция комплексов альтернативного обеззараживания питьевой и сточной воды.

Перечень неотложных приоритетных мероприятий

Из данных групп мероприятий сформирован Перечень неотложных приоритетных мероприятий с общим объемом финансирования  9 167,98млрд. рублей (24,77 млрд. рублей с модернизацией инженерных сетей).

Неотложные мероприятия подготовлены  с учетом оценки возможных рисков отказов элементов систем водоснабжения и водоотведения, зон возможного негативного воздействия отказов, численности населения, с учетом значения превышения нормы ингредиентов в воде питьевого назначения, с учетом достижения наибольшего эффекта по обеспечению населения края питьевой водой и наиболее критичных объектов водоснабжения и водоотведения на территориях муниципальных образований, где в ближайшее время прогнозируются предпосылки, способствующие возможному возникновению чрезвычайной ситуации в связи с ухудшением качества воды, прекращением ее подачи, соответственно и возможным прекращением  теплоснабжения.

Рассматриваемые мероприятия направлены на:

снижение и ликвидацию дефицита водообеспечения жителей городов и населенных пунктов края (г. Енисейск, с. Ирбейское Ирбейского района, п. Раздолинск Мотыгинского района, п. Курагино Курагинского района, с. Козулька Козульского района, п.Мингуль и п.Седельниково Сухобузимского района, с.Тасеево Тасеевского района, п. Шушенское Шушенского района);

устранение критичности функционирования систем водоснабжения и водоотведения по заключениям надзорных органов:

из-за аварийного состояния объектов водоснабжения и водоотведения (в г. Боготол, г. Бородино, г. Заозерный, г. Канск, г. Лесосибирск, г. Дудинка Таймырского муниципального района, п. Подтесово Енисейского района, г. Кодинск Кежемского района, с. Краснотуранск Краснотуранского района, с. Новоселово Новоселовского района, Канский групповой водопровод Канского района, г. Артемовск, п. Краснокаменск и п. Кошурниково Курагинского района, п. Ильичево и п. Шушенское Шушенского района, г. Уяр Уярского района);

из-за несоответствия качества подаваемой потребителям воды требованиям стандарта в 60 населенных пунктах 25 муниципальных образований.

Основные направления модернизации систем водоснабжения и водоотведения с объёмами затрат приведёны в Приложении 5:

1. Строительство, реконструкция, модернизация и оптимизация систем водоснабжения и водоотведения:

а) внедрение установок по очистке и обеззараживанию воды на системах водоснабжения на  территориях 25 муниципальных образований края (перечень поселений, в которых приоритетно предлагается реализация мероприятия, приведен в приложении 6) на сумму 200,6 млн. рублей.

В последние годы в крае наработана положительная практика внедрения водоочистных и обеззараживающих установок на системах водоснабжения поселений. Положительно зарекомендовали себя очистные комплексы, установленные на локальных объектах водоснабжения в г. Уяре, в Балахтинском,  Большемуртинском,  Бирилюсском, Енисейском, Ермаковском, Казачинском, Канском, Курагинском, Нижнеингашском, Сухобузимском, Тюхтетском  районах. Стоимость приобретения и монтажа водоочистного комплекса составляет от 2,5 до 6,0 млн. рублей в зависимости от производительности водозаборных сооружений и состава воды;

б) строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципальных образований края (перечень муниципальных образований края, в которых приоритетно предлагается реализация  мероприятия, приведен в приложении 7).

Проблема восстановления, реконструкции и модернизации существующих объектов водоотведения, строительства современных модульных очистных сооружений требует решения и значительных финансовых затрат. Стоимость комплексов по очистке и доочистке сточных вод составляет от 0,1 до 2 млрд. рублей.

На первоочередные мероприятия по строительству и реконструкции  12 комплексов очистных сооружений канализации и сетей в 12 муниципальных образованиях края (г. Боготол, г. Канск, г. Заозерный Рыбинского района, Енисейский район, п. Подтесово, Ермаковский район с. Ермаковское, с. Новоселово Новоселовский район, с. Краснотуранск Краснотуранский район, п. Кошурниково Курагинский район, Манский район п. Первоманский, г. Уяр Уярский район, п. Ильичево Шушенский район, г. Дудинка Таймырский муниципальный район) необходимо 2 378,2 млн. рублей.

На первоочередные мероприятия по строительству и реконструкции систем водоснабжения в 22 населенных пунктах края  (г. Енисейск, г. Бородино, г. Лесосибирск, п. Стрелка г. Лесосибирска, Канский район, с.Дзержинское Дзержинский район, Енисейский район п .Подтесово, п. Емельяново Емельяновский район, г. Артемовск, п. Курагино, п. Краснокаменск Курагинский район, Мотыгинский район п. Раздолинск, п. Мингуль и п. Седельниково Сухобузимский район, Тасеевский район с.Тасеево, г. Уяр Уярский район, п. Шушенское  Шушенский район, с. Сындасско Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Эвенкийский муниципальный район п.Тура, с. Ванавара и с. Байкит) требуется  4 550,4 млн. рублей.

Более 3,9 тыс. км водопроводных и 1,8 тыс. км канализационных сетей  требуют замены и модернизации соответственно. Модернизация сетей водоснабжения и канализации выполняется с использованием материалов более длительного срока эксплуатации. В результате ежегодной замены и модернизации 150 км водопроводных сетей и 50 км канализационных сетей за данный период будет обновлено 1350 км водопроводных сетей (35% к потребности 2013 года) и 450 км канализационных сетей (25 % к потребности 2013 года).

2. Организационные мероприятия:

в) поиск, оценка и утверждение запасов подземных вод в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием источников питьевого водоснабжения (г. Бородино, г. Лесосибирск, п. Стрелка г. Лесосибирск,           п. Раздолинск Мотыгинского района, п. Тура Эвенкийского муниципального район), а так же в поселениях, где водоснабжение обеспечивается привозной водой (перечень населенных пунктов в которых приоритетно предлагается реализация мероприятий приведен в приложении 8) на сумму 358,576 млн. рублей.

Разведка, оценка и утверждение запасов подземных вод в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием источников питьевого водоснабжения и где водоснабжение осуществляется привозной водой, позволит в дальнейшем выполнить строительство водозаборных сооружений с организацией зон санитарной охраны и обеспечить население  водой требуемого качества и объема.

Одновременно необходима реализация мероприятий, направленных на  устранение  нарушений законодательства в области охраны окружающей среды по выполнению оценки эксплуатационных  запасов подземных вод лицензионных участков недр и проведению государственной экспертизы запасов на 356 объектов водоснабжения мощностью 101,8 тыс. м3/сутки.  Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Правил резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2006 №703 на основании постановления Правительства Красноярского края от 29.11.2011 №721-п «Об утверждении перечня городов и других населённых пунктов для обеспечения питьевой водой граждан которых, необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации» необходимо выполнить мероприятия по резервированию источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в 26 муниципальных образованиях края (на сумму 755,0 млн. рублей), по проведению комплекса работ по поиску подземных водных объектов  в 19 муниципальных образованиях и оценке разведанных запасов подземных вод в 6 муниципальных образованиях края.

Определена очередность резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации (приложение 8а) в зависимости от уровня обеспеченности населения конкретного муниципального образования водой подземных водоисточников для питьевых и хозяйственно-бытовых целей по нормам водоснабжения в чрезвычайных ситуациях. В расчёте обеспеченности учтены показатели численности населения, наличия на территории муниципального образования подземных водоисточников и эксплуатируемых водозаборных сооружений подземных вод.

Реализацию данных мероприятий на сумму 755,0 млн. рублей  планируется рассмотреть за счет привлечения средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов» с периодом реализации 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 № 436-р, для обеспечения защищенными водоисточниками потребителей городских округов и районных центров;

г) разработка  проектов, устройство и приведение в соответствие  зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения с целью предупреждения загрязнения источников водопользования в 20 муниципальных образованиях на сумму 846,0 млн. рублей (приложение 9).

По предписаниям Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека по Красноярскому краю   для обеспечения санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений  необходимо организациям, эксплуатирующим централизованные системы питьевого водоснабжения и осуществляющим производственный контроль за соблюдением режима зон санитарной охраны  в пределах первого пояса, требуется разработать проектную документацию зон санитарной охраны водозаборных сооружений (Ачинского, Боготольского, Минусинского, Пировского  районов), выполнить мероприятия по устройству и приведению в соответствие требованиям (п.1.11,1б, п.1.13)  СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения  и водопроводов  питьевого назначения», (п.3.4) СП 3.1/3.2.13-79-0 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней». Данные мероприятия выполнить в рамках регулируемого тарифа на услуги водоснабжения невозможно, так как затраты весьма значительны;

д)  регистрация прав муниципальной собственности на объекты водоснабжения и водоотведения (в том числе бесхозяйные).

Основная масса организаций (72%), эксплуатирует системы водоснабжения и водоотведения в сельских поселениях (167). При этом доля реализуемого объема ресурса данными организациями ничтожно мала и составляет  12,4% от общего объема поданной воды в сеть.

Затратное производство и малый объем реализации услуг по водоснабжению и водоотведению отражается на тарифах, учитывающих  схемы (централизованные и децентрализованные), системы водоснабжения и водоотведения (локальные, групповые, коммунальные,  производственные, из поверхностных,  из подземных или водопроводы смешанного питания, самотечные  или с механической подачей), состав комплексов технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных  для очистки и обеззараживания  питьевой и сточной воды, протяженность трубопроводов и количество потребителей.

Необходимо проведение  оптимизации  в сфере оказания услуг по водоснабжению и водоотведению путем укрупнения эксплуатирующих организаций в сельских населенных пунктах.

Одним из аспектов задержки  проведения данной работы  является незавершенная процедура регистрации права  муниципальной собственности на объекты инженерной инфраструктуры.

По состоянию на 01.01.2013 года осуществлена  регистрация  права  муниципальной  собственности на 1850  объектов коммунального комплекса (43 % от потребности) в 45 городских округах и административных  районных центрах края.

Для  проведения работы по укрупнению эксплуатирующих организаций в сельских населенных пунктах и передаче объектов энергетики и коммунальной инфраструктуры в концессию или долгосрочную аренду до 1 января 2015 года  необходимо определить источник финансирования в виде субсидий бюджетам муниципальных образований края на завершение регистрации прав муниципальной собственности на 1 056 объектов водоснабжения и водоотведения (в том числе бесхозяйные) с затратами порядка 79.2 млн. рублей.

В целях принятия эффективных мер по обеспечению населения края качественной питьевой водой, по модернизации систем водоснабжения и водоотведения края, направленных:

на  обеспечение  безопасности функционирования наиболее критичных объектов  водоснабжения и водоотведения, выполнение которых требуется в настоящее время на территориях муниципальных образований;

повышение эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий, совершенствования технологии обработки воды на водоочистных станциях, развития систем забора, транспортировки воды и водоотведения, что позволит в течение 9 лет улучшить ситуацию с обеспечением потребителей водой питьевого качества;

на предотвращение загрязнения источников питьевого водоснабжения;

обеспечение их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям;

завершение регистрации прав муниципальной собственности на 1 056 объектов водоснабжения и водоотведения для  проведения работы по укрупнению эксплуатирующих организаций в сельских населенных пунктах и передаче объектов энергетики и коммунальной инфраструктуры в концессию или долгосрочную аренду до 1 января 2015 года ежегодно предлагается предусматривать дополнительные средства краевого бюджета в объеме:

  • 2014 год  1 217,5 млн. рублей (с сетями 2 817,5 млн. рублей);
  • 2015 год  1 344,8 млн. рублей (с сетями 2944,8 млн. рублей);
  • 2016 год  1 601,7 млн. рублей (с сетями 3201,7 млн. рублей);
  • 2017 год  834,0 млн. рублей  (с сетями 2 634,0 млн. рублей);
  • 2018 год  834,0  млн. рублей (с сетями 2 634,0 млн. рублей);
  • 2019 год  834,0  млн. рублей (с сетями 2 634,0   млн. рублей);
  • 2020 год  834,0  млн. рублей  с сетями 2 634,0  млн. рублей);
  • 2021 год  834,0  млн. рублей (с сетями 2 634,0   млн. рублей);
  • 2022 год  834,0  млн. рублей (с сетями 2 634,0  млн. рублей).

Варианты финансового обеспечения реализации мероприятий Концепции

Эксплуатацию имущественного комплекса  систем водоснабжения и водоотведения края и оказание данных услуг осуществляют 233 организации, из них 67 организаций   в городских округах и 166 организаций в районах.

Объем реализации воды   - 265,8млн.м3, в т.ч. 87,6 % воды реализуется в городских округах;

Объем водоотведения    -  274,6 млн. м3, в. т. ч. сбрасывается без очистки   -17,3 млн.м3.

Плановая  валовая выручка, учтенная в тарифах 2014 года составила:  

по услугам водоснабжения    – 5196,9 млн. руб,

по услугам водоотведения    –5123,1млн. руб.

Наибольший удельный вес в структуре тарифов (более 30%) занимает статья «ФОТ с отчислениями». При этом среднемесячная оплата труда в среднем по краю составляет 18 тыс. руб; 21 тыс. руб (с северными территориями).

В связи с принятием решения об изменении тарифов с 01 июля, возникает дисбаланс между ростом тарифов и ростом затрат на нерегулируемые товары и услуги, которые входят в структуру тарифов и необходимы для оказания услуг (электроэнергия, материалы, ГСМ и пр.). Кроме этого, действующее законодательство обязывает орган регулирования, при определении затрат на оплату труда  ежегодно увеличивать тарифную ставку рабочего первого разряда в соответствии с отраслевым тарифным соглашением на индекс инфляции.  В связи с этим, при ограничении роста тарифов,  возникают проблемы с финансовым обеспечением других затрат этих организаций, что   приводит к снижению объемов ремонтных работ и выполнению инвестиционных программ.

Так, тарифы 2014 года не включают в себя инвестиционную составляющую (рентабельность составляет 0,96% по услугам водоснабжения и 1,64% по услугам водоотведения), а затраты на капитальный ремонт снизились по сравнению с 2013 годом по водоснабжению в  2,4 раза ( с 457,3 млн. руб в 2013 году до 188,9млн. руб. - в 2014 году), по услугам водоотведения в 2,3 раза ( с 391,3млн. руб в 2013 году до 168 млн. руб- в 2014 году).

В условиях ограничения роста тарифов (t) на фоне  ежегодного  снижения объемов реализации услуг (V), из-за  установки приборов учета, плановая выручка  от реализации услуг в 2014 году (НВВ = t* V) снижается  по услугам водоснабжения на 12%, по услугам водоотведения на 7%, при этом рост тарифов в 2014 году составит с июля 2014 года 105,4% (предельный индекс роста тарифов, установленный ФСТ России для Красноярского края) Рост тарифа  обусловлен в основном снижением объемов реализации услуг.

Проведена оценка возможных схем финансирования для модернизации систем водоснабжения и водоотведения края:

1. Оценена возможность осуществления реализации инвестиционных программ  предприятий за счет инвестиционной составляющей тарифа.

Возможность осуществления реализации инвестиционных программ  предприятий за счет инвестиционной составляющей тарифа затруднена ограничением роста тарифов предельным индексом.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», индекс изменения тарифов с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы не должен превышать предельный индекс роста тарифов, установленный Федеральной службой по тарифам.

В связи с отсутствием в действующих тарифах инвестиционной составляющей, реализация мероприятий инвестиционных программ за счет тарифов приведет к значительному росту тарифов.

Так, например, включение в тариф первоочередных неотложных мероприятий, необходимых для обеспечения безопасностифункционирования наиболее критичных объектов  водоснабжения, приведет к значительному росту тарифов, который не будет доступен для потребителей.

Наименование организации

Действующий тариф 2014 года, руб/м3

Наименование мероприятия

Сумма затрат на мероприятие

Период реализации

Тариф, руб/м3

Коэф. роста тарифа

ООО «Водоканал» г.Назарово

21,43

Замена 29 км водоводов и магистральных водопроводных сетей

232000

1 год

44,44

2,1

3 года

90,45

4,2

МУП «ЖКХ» Минусинский район

49,15

Замена 50 км водоводов и магистральных водопроводных сетей

325000

1 год

690,79

14,1

3 года

263,03

4,8

Кроме этого, в связи с ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги, возмещение суммы инвестиционной составляющей, включенной в тарифы на водоснабжение (в виде разницы в тарифах), необходимо будет возмещать из краевого бюджета.

Таким образом, выполнение мероприятий инвестиционных программ за счет тарифа, приведет к росту бюджетных расходов.

2. Оценена возможность привлечения средств инвесторов  на модернизацию  сферы водоснабжения и водоотведения.

Данная схема затруднена ограничением роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения и невозможностью  возврата инвестированных  средств из-за существующей схемы ограничения роста тарифов предельным индексом, а так же ограничением размера прибыли уровнем рентабельности в размере 7%.

Так, например, при финансировании инвесторами первоочередных неотложных мероприятий, необходимых для обеспечения безопасностифункционирования наиболее критичных объектов  водоснабжения, срок возврата инвестированного капитала растянется на десятки лет в городских округах и сотни лет в районных :

Наименование организации

Действующий тариф 2014 года, руб/м3

Наименование мероприятия

Сумма затрат на мероприятие

Сумма средств, которая может быть учтена в тарифе в связи с ограничением размера рентабельности

Период возврата инвестированного капитала

ООО «Водоканал» г.Назарово

21,43

Замена 29 км водоводов и магистральных водопроводных сетей

232000

5044

46 лет

МУП «ЖКХ» Минусинский район

49,15

Замена 50 км водоводов и магистральных водопроводных сетей

325000

1742

186 лет

Таким образом, существующие в настоящее время условия тарифного регулирования, в т.ч. ограничение роста тарифов, являются не привлекательными для инвесторов, что не дает возможность привлечения инвесторов  на модернизацию  сферы водоснабжения и водоотведения.

3. Проведена оценка возможности модернизации комплексов водоснабжения и водоотведения с частичным финансированием  данных расходов за счет платы потребителей на подключение к системам водоснабжения и водоотведения при капитальном строительстве  новых объектов. (г.Красноярск , г.Минусинск)

4. Бюджетное финансирование, в т.ч.  привлечение инвестиций из внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с рассрочкой платежа.

В целях принятия эффективных мер по обеспечению населения края качественной питьевой водой,по модернизации систем водоснабжения и водоотведения края, направленных:

на  обеспечение  безопасности функционирования наиболее критичных объектов  водоснабжения и водоотведения, выполнение которых требуется в настоящее время на территориях муниципальных образований;

повышение эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий, совершенствования технологии обработки воды на водоочистных станциях, развития систем забора, транспортировки воды и водоотведения, что позволит в течение 9 лет улучшить ситуацию с обеспечением потребителей водой питьевого качества;

на предотвращение загрязнения источников питьевого водоснабжения;

обеспечение их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям;

завершение регистрации прав муниципальной собственности на 1 056 объектов водоснабжения и водоотведения для  проведения работы по укрупнению эксплуатирующих организаций в сельских населенных пунктах и передаче объектов энергетики и коммунальной инфраструктуры в концессию или долгосрочную аренду до 1 января 2015 года 

ежегодно предлагается предусматривать дополнительные средства краевого бюджета в объеме:

2014 год - 1 217,5 млн. рублей (с сетями 2 817,5 млн. рублей);

2015 год - 1 344,8 млн. рублей (с сетями 2944,8 млн. рублей);

2016 год - 1 601,7 млн. рублей (с сетями 3201,7 млн. рублей);

2017 год - 834,0 млн. рублей  (с сетями 2 634,0 млн. рублей);

2018 год - 834,0  млн. рублей (с сетями 2 634,0 млн. рублей);

2019 год - 834,0  млн. рублей (с сетями 2 634,0   млн. рублей);

2020 год - 834,0  млн. рублей  с сетями 2 634,0  млн. рублей);

2021 год - 834,0  млн. рублей (с сетями 2 634,0   млн. рублей);

2022 год - 834,0  млн. рублей (с сетями 2 634,0  млн. рублей

Выводы

Результатом реализации указанных мероприятий концепции будет являться:

строительство, модернизация  комплексов:

  • водоснабжения - 20 комплексов производительностью 82,9 тыс. м3/сут; 74,8 км водоводов.
  • водоотведения - 13 комплексов производительностью 111,8 тыс. м3/сут; 8,9 км коллекторов;

внедрение  установок по очистке и обеззараживанию воды - 74 установки;

замена и модернизация  водоводов и магистральных сетей - 1 350 км

замена коллекторов и магистральных канализационных сетей - 450 км

поиск, оценка и утверждение запасов подземных вод с учетом
устранения нарушений законодательства в сфере природопользования - 402 объекта мощностью 123 тыс.м3/сут.;

разработка проектов, устройство и приведение в соответствие ЗСО
источников водоснабжения и водопроводов с учетом устранения нарушений
законодательства в сфере охраны окружающей среды,
износа  систем водоснабжения- 184 объекта мощностью 946,2 тыс.м3/сут.;

регистрация прав муниципальной собственности на объекты водоснабжения
и водоотведения - 1 056 объектов

 соответственно ожидается:

снижение износа  систем водоснабжения на 7,17%;

в том числе:

снижение темпа износа сетей водоснабжения ежегодно на 0,3%;

снижение износа  систем водоотведения на 4,67%;

в том числе:

снижение темпа износа сетей водоотведения ежегодно на 1,6%;

снижение темпов роста интегрального показателя  аварийности на сетях водоснабжения на 0,02%;

снижение темпов роста интегрального показателя  аварийности на сетях водоотведения на 0,01%;

снижение темпа роста потерь  на 0,3%;

увеличение доли населения, обеспеченного питьевой и условно чистой водой до 97,72%;

увеличение  объема нормативно очищенных сточных вод к общему объему  очищаемых сточных вод до 31,4%

Планируемые мероприятия направлены на обеспечение надежного хозяйственно-питьевого водоснабжения и повышение качества жизни для 1,3 млн. жителей края.

Дата публикации: 09.04.2014

Приложения

Приложения (246KB)
 

Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Инновации
Информатизация и связь
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Природные ресурсы и экология
Промышленность, энергетика  и торговля
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство
Социальная политика
Спорт
Строительство
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Экономическое развитие и инвестиционная политика 
Жилищно-коммунальное хозяйство 
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Губернаторский контроль
| Проектный офис Красноярского края
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Безопасность и правопорядок
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82,
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01

Размещение информации на портале:
телефоны: + 7 (391) 249-30-88, 211-09-54, 211-10-78

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

 

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Система Orphus