главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
Версия для слабовидящих
 
 

Обзор вопросов, возникающих при применении законодательства об административных правонарушениях в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях Красноярского края

Вопрос № 1: Разъясните механизм применения ст. 20.25 КоАП РФ в случае неисполнения виновным лицом административного наказания.

В соответствии с п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа, составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, – неуплата административного штрафа. Таким образом, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссия) также наделена полномочиями по составлению соответствующего протокола об административном правонарушении в отношении лица, добровольно не исполнившего обязанность по уплате административного штрафа. Рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено к полномочиям судей.

Вопрос № 2: Как в постановлении комиссии по делу об административном правонарушении учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства (ст.4.2, 4.3 КоАП РФ)?

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ), и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ).

Информация о перечисленных фактах может быть получена на основе  характеристик (иных документов) с места работы (учебы), места жительства (места пребывания), получена посредством снятия свидетельских показаний, получения справок (иных документов) медицинских учреждений и т.д. Наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств может быть также зафиксировано в протоколе об административном правонарушении.

Кроме того, комиссии рекомендуется исходить из того, что сам факт совершения административного правонарушения несовершеннолетним в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Законодатель предусмотрел такую оговорку в силу того, что несовершеннолетний может стать субъектом административного правонарушения из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других лиц и т. д.

Комиссия при рассмотрении конкретного дела об административном правонарушении вправе признать смягчающими обстоятельства, которые в КоАП РФ не указаны (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ). При этом перечень отягчающих обстоятельств, установленный ст. 4.3 КоАП РФ, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Комиссии должны исходить из того, что в том случае, если обстоятельства, которые на основании КоАП РФ считаются отягчающими и предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения, то эти обстоятельства отягчающимипризнаваться не могут.

Например, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ совершение административного правонарушения в состоянии опьянения признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Вместе с тем, в составе административного правонарушения, установленного ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения), состояние опьянения является одним из квалифицирующих признаков и, следовательно, в качестве отягчающего обстоятельства рассматриваться не может.

Вопрос № 3: Может ли комиссия заменить административный штраф на предупреждение, если статья не предусматривает административного наказания в виде предупреждения?

Назначение наказания осуществляется в соответствии с правилами и нормами главы 4 КоАП РФ.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Поскольку комиссии являются органами, уполномоченными решать дело об административном правонарушении, то они могут принимать решения об освобождении лица от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

При этом, как показывает практика Верховного Суда РФ[1], малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 № 5).[2]

При этом, исходя из статьи 2.9 КоАП РФ, прекращение производства по делу об административных правонарушениях по причине малозначительности деяния, является правом комиссии.

Часть 2 статьи  2.3 КоАП РФ устанавливает, что с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении комиссии вправе решить вопрос и о целесообразности замены административного наказания иной мерой воздействия по своему усмотрению, исходя из конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.

Вопрос № 4: Несет ли ответственность лицо, составившее протокол об административном правонарушении за нарушение сроков его направления на рассмотрение комиссии?

В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, а также сроков направления его для рассмотрения является несущественным недостатком протокола, поскольку эти сроки не являются пресекательными и не могут быть основанием для возвращения протокола составившему его уполномоченном должностному лицу.

Вместе с тем, если комиссия посчитает необходимым, то может направить вышестоящему должностному лицу  (по отношению к лицу, нарушившему сроки составления протокола) материалы для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Вопрос № 5: К протоколам об административных правонарушениях, поступающим на рассмотрение комиссии из ОВД, практически никогда не прилагаются характеристики с места работы, учебы лица, привлекаемого к административной ответственности, актов обследования жилищно-бытовых условий проживания лица, сведений о нахождении лица на учете или о наличии судимости, характеристики имущественного положения лица. Должны ли подобные документы в обязательном порядке предоставлять сотрудники полиции вместе с протоколом об административном правонарушении?

В соответствии со статьей 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.

В случае неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, комиссия вправе запросить недостающие материалы у соответствующих органов и учреждений.

Вопрос № 6: Современная норма применяет такое понятие как «надлежащее извещение», не давая его точного определения. Какими документами должно подтверждаться такое извещение?

В целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях комиссии необходимо принимать меры для извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому извещение направлено (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).[3]

Вопрос № 7: Обязательно ли медицинское освидетельствование для установления факта употребления несовершеннолетним спиртных напитков?

Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения назначается в случаях, когда закон предусматривает дисциплинарную и административную ответственность, в том числе за потребление алкоголя либо пребывание в состоянии опьянения.[4]

К примеру, статья 20.22 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах, следовательно, медицинское освидетельствование обязательно.

Вопрос № 8: Обязательно ли присутствие законного представителя при опросе несовершеннолетнего, достигшего 16 лет?

Несовершеннолетние, достигшие возраста 16 лет, являются субъектами административной ответственности и рассматриваются как лица, обладающие административной дееспособностью, то есть способностью своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Согласно пункту 5 статьи 25.3 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Вопрос № 9: Обязательно ли наличие документов, подтверждающих степень родства при составлении протокола об административном правонарушении в отношении родителей (иных законных представителей)?

Согласно части 2 статьи 25.3 КоАП РФ законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. В соответствии с частью 3 статьи 25.3 КоАП РФ родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

Вопрос № 10: Что значит «неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних»?
Относится ли к ненадлежащему исполнению обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних: злоупотребление родителями спиртных напитков или наркотическими средствами без назначения врача;
пропуски занятий несовершеннолетним без уважительной причины; совершение правонарушений несовершеннолетним?

Статьей 5.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ, являются законные представители несовершеннолетнего.

Объектом правонарушения выступают семейные отношения.

Объективная сторона характеризуется неисполнением или ненадлежащим исполнением родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. При этом под неисполнением указанных обязанностей понимается систематичность противоправных действий (бездействие), которые осуществляются в течение продолжительного времени.

Согласно ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Глава 12 Семейного кодекса РФ[5] закрепила права и обязанности родителей.
В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних может являться основанием совершения несовершеннолетним противоправного деяния. Однако необходимо обратить внимание на то, что административная ответственность родителей или иных законных представителей имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение несовершеннолетним правонарушения, а в связи с ним.

Как правило, под воспитанием понимается целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Однако нормативно данное понятие не закреплено.

В связи с тем, что в Семейном кодексе РФ отсутствует развернутая характеристика обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, понятия «надлежащее» или «ненадлежащее» исполнение указанных обязанностей являются оценочными и должны быть обоснованны и оценены комиссией. Вместе с тем, для квалификации правонарушения  необходимо определить, в чем конкретно выразилось неисполнение или ненадлежащее исполнение родителем или иным законным представителем своих обязанностей, а также установить период времени, свидетельствующий о систематичности неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей, а также то, каким образом ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей родителями отражается на положении ребенка.

В этой связи комиссиям рекомендуется ориентироваться на позицию  Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу. Так, в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10[6] «уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду. Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.».

Вопрос № 11: Кто является субъектом административного правонарушения по ст. 5.35 КоАП РФ, если несовершеннолетний является сиротой? В одном случае был привлечен к ответственности специалист отдела по защите прав детей, в другом случае - директор лицея, где обучается и проживает несовершеннолетний сирота. Суд вынес решение о прекращении административного производства в обоих случаях.

Как следует из ст. 64, 125, 146, 153 Семейного кодекса РФ законными представителями несовершеннолетнего являются родители, усыновители, опекуны (попечители), приемные родители.

Согласно статье 123 Семейного кодекса РФ, статьям 7, 8 Федерального закона № 48-ФЗ[7] до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на органы опеки и попечительства.

В соответствии с Законом Красноярского края № 4-1089[8] функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних возложены на органы местного самоуправления, следовательно,законными представителями детей, оставшихся без попечения родителей, являются органы местного самоуправления, а не специалисты по опеке и попечительству.

В соответствии с п. 2 ст. 155.2 Семейного кодекса РФ детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. Помимо родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или приемных родителей субъектом правонарушения может являться руководитель организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Руководитель учреждения начального профессионального образования не является законным представителем несовершеннолетнего, так как данное учреждение не является организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


[1]Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях»

[2]Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях»

[3]Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях»

[4]Временная инструкция Министерства здравоохранения СССР от 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14 «О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения»

[5]«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ

[6]Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 (в ред. от 06.02.2007 г.) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»

[7]Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

[8]Закон Красноярского края от 20.12.2007 № 4-1089 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»

Дата публикации: 06.12.2012

 

Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Инновации
Информатизация и связь
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Природные ресурсы и экология
Промышленность, энергетика  и торговля
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство
Социальная политика
Спорт
Строительство
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Экономическое развитие и инвестиционная политика 
Жилищно-коммунальное хозяйство 
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Губернаторский контроль
| Проектный офис Красноярского края
| Год экологии
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Безопасность и правопорядок
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82,
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01

Размещение информации на портале:
телефоны: + 7 (391) 249-30-88, 211-09-54, 211-10-78

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

 

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Система Orphus