главная страница контакты карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Красноярский край / Народы и народности, населяющие Красноярский край

Народы и народности, населяющие Красноярский край

Украинцы

Украинцы -  основное на­селение Украины (37,5 млн чел., 2001). В мире насчи­тывается свыше 47 милли­онов украинцев. Крупные диаспоры имеются в США (1,5 млн чел.), Канаде (1,3), Польше (0,3), Молдавии (0,28), Белоруссии (0,2), Словакии (0,24), Аргентине (0,2), Бразилии (0,2).

В Российской Федерации, согласно переписи населения 2002 г.,— 2,9 млн украинцев. Территориями компактного их проживания являются г. Моск­ва (253,6 тыс. чел.), Тюменская обл. (211,4 тыс.), Московская обл. (147,8 тыс.), Краснодар­ский край (131,8 тыс.), Ростов­ская обл. (118,5 тыс. чел.).

Украинцы вместе с русски­ми и белорусами относятся к восточным славянам. Имеют в своем составе карпатские или русинские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы.

Говорят на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи. Различаются три основных наречия (северное, юго-западное, юго-восточное) и девять говоров. Письменность с XIV века на основе кириллицы.

Верующие украинцы — в основном православные, принадлежащие к Украинской православной церкви (Московского патриархата), к Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. На западе Украины имеются также верующие католики, греко-католики (униаты), протестанты.

Этногенез

На территории современ­ной Украины с IX по XII век существовало древнерусское государство — Киевская Русь. Формирование украинского этноса произошло в после­дующие четыре столетия на основе юго-западных земель этого государства — Средне­го Поднепровья (Киевщина, Переяславщина, Черниговщи-на). К этому центру тяготели другие восточнославянские земли — Сиверщина, Волынь, Подолия, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закар­патье.

Этническое объединение украинского народа тормозилось феодальной раздроблен­ностью и длительной инозем­ной экспансией. В XI—XII вв. в Закарпатье обосновались венгерские феодалы, в XIII в. с востока пришли золото-ордынские ханы, в XIV—XV вв. под властью молдавских феодалов оказалась Север­ная Буковина, а в Северном Причерноморье утвердилась в XV—XVI вв. Османская империя. Основные украин­ские земли оказались под властью государства польских и литовских магнатов — Речи Посполитой.

В XVI—XVII вв. в хо­де борьбы с иноземными завоевателями украинская народность существенно кон­солидировалась. Важнейшую роль в этом сыграло возник­новение казачества, создав­шего государство со свое­образным республиканским строем — Запорожскую Сечь. Тогда же сложился книжный украинский (т. н. староукраин­ский) язык.

Определяющими момен­тами этнической истории украинцев XVII в. стали: дальнейшее развитие ремесел и торговли, создание в резуль­тате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого украинского государства и вхождение его в 1654 году на правах автономии в состав России. Это создало предпосылки для дальнейшего объединения всех украинских земель.

В XVII в. произошло пере­мещение значительных групп украинцев из Правобережья и Поднепровья на восток и юго-восток, освоение ими пустующих степных земель и образование так называ­емой Слободской Украины. В конце XVIII в. в состав России вошли Правобережная Украина и южные территории, а в первой половине XIX в. — придунайские украинские земли.

Внешнеполитические перипетии обусловили раз­личия в топонимике и этно­нимах. Название «Украина» (в значении «краина», т.е. страна), употреблявшееся еще в XII—XIII вв. для обозначе­ния южных и юго-западных частей древнерусских земель, к XVII—XVIII вв. закрепилось в официальных документах, получило массовое распро­странение и послужило осно­вой для этнонима «украинцы». Проживавшее там население обозначалось в документах как «украинцы», «козаки», «коза-цкий народ» и даже «руськи». В XVI — начале XVIII вв. украинцев часто называли «черкасами», позже, вплоть до революции 1917 г.,— «мало­россиянами», «малороссами» или «южнорусами».

Научно-технический про­гресс и урбанизация привели к стиранию большинства особенностей отдельных этнографических районов и групп украинцев. Оказался разрушенным традиционный быт села. Пагубные для де­ревни последствия насильст­венной коллективизации усугубились сильным голодом 1932—1933 гг., сталинскими репрессиями.

Тяжелым испытанием для Украины явилось нападение в 1941 г. фашистской Гер­мании. Многие украинские города, села и целые районы были разрушены и сожжены. В послевоенный период про­явились некоторые негативные тенденции демографического развития, приостановился естественный прирост насе­ления, усилилась миграция. Установка на приоритетное развитие в культуре интерна­ционального в ущерб этни­ческому развитию привела к сокращению сферы употреб­ления украинского языка.

В 1991 году Украина стала независимым государством, национальный язык, соглас­но Конституции 1996 г., был признан государственным и стал широко использовать­ся в общественной жизни, активизировались контакты с украинской диаспорой. Одно­временно часть украинцев из России, Казахстана и других государств бывшего СССР пере­селились на свою историче­скую родину.

Традиционные занятия

Основная традиционная отрасль сельского хозяйства украинцев — пашенное земледелие. Возделыва­лись рожь, пшеница, ячмень, просо, гречиха, овес, горох, фасоль, конопля, лен; с конца XVII в. — кукуруза, табак; со второй половины XVIII в. — подсолнечник, картофель; из огородных культур — ка­пуста, огурцы, свекла, репа, лук и др., арбузы и дыни (в степных районах); с начала XIX в. — помидоры и перец. Для украинцев издревле характерно приусадебное садоводство (яблони, груши, вишни, сливы, малина, сморо­дина, крыжовник и т. д.).

Украинцы разводили крупный рогатый скот пре­имущественно серой степ­ной породы, овец, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Пчеловодство и рыболовство играли в хозяйстве подсоб­ную роль. Колоритной была фигура чумака — перевоз­чика грузов на большие расстояния, особенно соли и рыбы на тяжелых возах-мажарах, запряженных волами. Значительное место в хозяйственной деятельнос­ти занимали разнообразные ремесла и промыслы — тка­чество, поташный, гутный (производство стекла), бондарный, гончарный, сукновальный, кожевенный, деревообрабатывающий и др.

Традиционное жилище

Традиционные сельские поселения — села, деревни (слобода), хутора и заимки преимущественно уличной планировки. Жилища крес­тьян — избы (хаты), глинобит­ные, срубные, побеленные из­нутри и снаружи, были двух-, трехкамерными (хата — сени (синци); хата — сени — комо-ра), с глинобитным полом, че­тырехскатной соломенной, из камыша или дранки крышей.

При наличии в различных историко-этнографических районах локальных особен­ностей жилища интерьер был однотипным. При входе в хату в углу располагалась печь. По диагонали от нее в другом углу, парадном, украшенном вышитыми рушниками и цветами, висели иконы, стоял стол (у бедняков иногда — сундук-скрыня), на­крытый скатертью. Вдоль стен от стола располагались лавки для сидения. К печи примыкал настил (пил) для спанья, над ним висела вешалка (жертка). На стене или в углу при входе устраивался «миснык» для посуды. Противоположная от входа стена и печь часто разрисовывались цветами, особенно если в семье была девушка.

Двор включал (в зави­симости от зажиточности хозяина)одну или несколько хозяйственных построек:

хлив, повитку, комору, на юге — загончик для скота и т. п. Зажиточные жили в домах, нередко кирпичных или каменных, из нескольких комнат (зала, кухня, опочи­вальня и пр.), с крыльцом или верандой, снаружи часто окрашенных. Во многих районах сохраняется древняя традиция обмазывать глиной и белить стены.

Национальный костюм

Разнообразен и красо­чен был народный костюм. Женская одежда состояла из вышитой рубахи (сорочки) и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты (с XIX в. сшитой юбки — спидныци). В прохладную погоду носили безрукавки (корсетки, кипта-ри и др.). Девушки заплетали волосы в косы,укладывая их вокруг головы и украшая лен­тами, цветами, или надевали венок из бумажных цветов, пестрых лент. Женщины носи­ли различные чепцы (очипки), полотенцеобразные головные уборы (намитки, обрусы), позже — платки.

Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в другое время — вой­лочные или каракулевые (смушковые), цилиндрические шапки.

Наиболее распространен­ной традиционной обувью мужчин и женщин были кожа­ные сапоги (чоботы), туфли или ботинки (чоревики), а так­же постолы, сшитые из одного куска сыромятной кожи.

В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу — однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или черного сукна. Женская свита была приталенной. В дождливую погоду надевали свиту с ка­пюшоном (кобеняк), зимой — длинные тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян покрытые сукном. В целом для всей одежды ук­раинцев характерны богатая вышивка, аппликация и т. п.

Национальная кухня

Система питания была и остается устойчивым ком­понентом народной культуры украинцев, что отражается не только в выборе блюд, но и способах их приготовления, поведенческих стереотипах, режиме питания и застольном этикете.

Основу питания состав­ляла растительная и мучная пища. Всеобщей любовью пользовались борщи, капус-няки, разнообразные юшки, затирки, различные кушанья из теста, сваренные в кипя­щей воде: галушки, варени­ки — с творогом, вишней, картошкой, лапша (локшина). Распространены каши, осо­бенно пшенная, в т. ч. жид­кая — кулиш, гречневая.

Для украинцев харак­терно особое отношение к хлебу, который символизи­ровал хлебосольство, благо­получие. А потому он всегда стоял на столе в переднем углу. Широкий выбор мучных изделий: пампушки с чес­ноком, пироги с различной начинкой. Из муки с добавле­нием меда и мака выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики, бли­ны и оладьи.

Из мясных продуктов пред­почтение отдавалось свинине и свиному салу, которые стали обязательной составляющей голубцов, разнообразных колбас, холодца и т. п. Значительное место в рационе питания зани­мала рыба, в том числе соленая. В настоящее время широко практикуется соление, марино­вание и консервирование мяса, овощей, фруктов и ягод.

В повседневном рационе широко используются молоч­ные продукты: сметана, топле­ное, замороженное и кислое молоко (варенец), заготов­ленный в бочках подсоленный творог (сыр).

В качестве национальных напитков распространены: узвар, сыревец, кисели; из хмельных — разнообразные наливки и горилка с перцем.

Быт

В общественной жизни украинского села до конца XIX в. сохранились пережитки патриархальных отношений (сельская община — громада). Характерны были многие традиционные коллективные формы труда (толока, супряга) и отдыха (парубочи грома­ды — объединения нежена­тых парней; вечорныци и до-свитки, новогодние колядки и щедривкы и др.).

Разнообразной была семейная обрядность, родильная и в особенности свадебная, со свадебными чинами, разделом каравая, сопровождаемая песнями и танцами. До наших дней сохранились многие традици­онные элементы календарных праздников, отличающиеся веселым игровым характером: на Новый год — колядование, щедрование, ряжение, на Масленицу (проводы зимы) — ка­тания на лошадях, санках, уго­щение блинами, варениками. Активно празднуются Пасха, Рождество, Троица и другие престольные праздники. Ста­тус государственных празд­ников имеют Международный женский день (8 марта), День труда (1 мая), День Победы (9 мая), День Конституции (28 июня) и День Независи­мости (24 августа).

Фольклор

Народное творчество украинцев очень богато: изоб­разительное (художественная роспись жилища, вышивка с ее традиционными видами), пе-сенно-музыкальное, хореогра­фическое, словесный фоль­клор, в том числе колоритные специфические думы и исто­рические песни, слагавшиеся кобзарями и лирниками.

Среди народных инстру­ментов украинцев — скрипка и басоля (смычковые), кобза, бандура, торбан (щипковые), цимбалы (струнно-ударные), лира (струнно-клавишные), сопилка и трембита (духовые), бубен и тулумбас (ударные).

Выдающиеся украинцы

Украинская земля пода­рила миру многих известных людей. Это государственный деятель Богдан Хмельницкий, просветитель Г. С. Сковорода, литераторы Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, Леся Укра­инка, П. Г. Тычина и Остап Вишня, партизанский вожак

С. А. Ковпак и маршал ави­ации И. Н. Кожедуб, ученый Е. 0. Патон, композиторы Г. Г. Веревка и Г. И. Майбо-рода, Н. В. Лысенко, киноре­жиссер А. П. Довженко, певцы Б. Р. Гмыря, И. С. Козловский, Д. М. Гнатюк, С. М. Ротару, 0. В. Билозир, спортсмены Сергей Бубка, Олег Блохин, Людмила Турищева, Андрей Шевченко, братья Владимир и Виталий Кличко.

Украинцы в Приенисейском крае

В Енисейской губернии первые небольшие посе­ления украинцев (заимка Патрина, мельница Ванца-ка) появляются на рубе­же XVIII—XIX вв. Однако в целом в дореформенный период украинцев в Сибири и на Дальнем Востоке почти не было (менее 1тыс. чел. на 1858 г.). Крупномасштаб­ная украинская миграция за Урал начинается с 1880-х гг., после разрешения свободно­го земледельческого освое­ния Сибири и предоставления льгот переселенцам. И как следствие — в последней четверти XIX в. в Енисейской губернии было образовано 38 украинских сел и деревень, а общая численность укра­инцев достигла 21,4 тысячи человек (1897).

Миграционный поток усиливается с началом столы­пинской реформы. С1900 по 1913 г. в губернии появилось еще 55 украинских поселков. К 1920 г. численность украин­цев составляла в Енисейской губернии 44,0 тысячи чело­век. В 1926 г. на территории региона существовало уже 356 населенных пунктов (в т. ч. 119 сел, деревень и поселков) с численно доминирующим украинским населением.

В двух школах обучение ве­лось на украинском языке.

В последующем отмечается положительная динамика рос­та украинцев в Красноярском крае. В 1989 г. были достиг­нуты максимальные показате­ли —105,5 тысячи человек.

В трудные 1990-е годы произошел значительный отток украинского населения на родину, вследствие чего к 2003 г. их число сократи­лось в регионе до 68,7 тысячи человек. Однако в целом они по-прежнему оставались здесь самой многочисленной после русских национальнос­тью. В Сибирском федераль­ном округе их численность выше только в Омской области (77,9 тыс. чел.).

В качестве социодемогра-фических особенностей ук­раинцев Красноярья отметим близкое к оптимальному соот­ношение полов (99 женщин на каждые сто мужчин), высокую степень урбанизации (83,3%) и прогрессирующее старение нации. Если в 1989 г. на долю молодежи до 16 лет прихо­дилось 14,2% украинцев, то в 2002 г.— только 7,5% (при среднекраевом показателе в 19,6%). Напротив,удельный вес лиц старше трудоспособ-

ного возраста увеличился за это время с 12,7 до 24,1% (при среднекраевом показателе в 17,1%).

Еще одной негативной тенденцией стало умень­шение носителей родного языка. В 2002 г. таковых среди украинцев оказалось 67,0%. Именно подвержен­ность этноассимиляционным процессам способствовала полуторакратному снижению численности украинского сообщества за последний межпереписной период.

Национально-культурная автономия «Украина»

В 1992 г. в Красноярске было образовано краевое национально-культур­ное общество «Украина» (с 1997 г. — краевая НКА «Ук­раина»). Его председателем избирается бывший летчик А. Н. Выгонский. В разное время организацией руко­водили Г. В. Пахольчишин, Б. В. Тимечко, И. И. Таранович, Л. П. Греченко, Ф. И. Панькив. В настоящее время краевую национально-культурную автономию «Украина» возглав­ляет Л. И. Луценко.

Одновременно с основани­ем украинского общества был образован хор «Барвинок», который является самым боль­шим (до 50 чел.) националь­ным хоровым коллективом края. Под бессменным худо­жественным руководством В. И. Берняковича «Барвинок» ежегодно участвует во всех культурных мероприятиях украинской автономии, про­водит активную гастрольную деятельность, радуя всех любителей украинской песни. В 2004 г. коллективу было присвоено звание «народный хор».

Из недр хора «Барвинок» выделился еще один песенно-музыкальный коллектив — ансамбль «Водограй» (худрук И. И. Таранович).

Украинская автономия стала неотъемлемой частью общественной и культурной жизни края, она проводит большую работу по сохра­нению и развитию нацио­нальной культуры, традиций и родного языка. В краевом центре и местах компактного проживания украинцев от­мечают праздники, знамена­тельные даты и события из жизни украинского народа: Рождество, Пасху (Вэлык-дэнь), День независимости Украины, освобождение Украины от фашистской агрессии.

В рамках регулярно проводимых Дней украин­ской культуры устраивались литературно-музыкальные встречи, отмечались дни рож­дения Великого Кобзаря, юби­лейные даты Леси Украинки, Ивана Котляревского, Богдана Хмельницкого и др. На сцени­ческих площадках силами НКА «Украина» разыгрывались  рождественские «вертепы», исполнялись сценки из оперы «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского, пьес «Наталка Полтавка» И. П. Кот-ляревского, «Наймичка» Т. Г. Шевченко, инсценировки поэм «Катерина» Т. Г. Шевчен­ко и «Энеида» И. П. Котлярев-ского и др.

В рамках различных фестивалей и городских праздников НКА «Украина» по сложившейся традиции орга­низует красочное националь­ное подворье. Неизменный интерес вызывают выставки традиционных украинских блюд, картин, вышивок, поделок.

Руководители украинской автономии входят в состав Палаты национальностей Граж­данской ассамблеи Красно­ярского края. Они принимают активное участие в работе кон­грессов Объединения украин­цев России, съездов Федераль­ной национально-культурной автономии «Украинцы России» и других общероссийских и международных форумов.

Краевая украинская авто­номия наладила тесные связи с исторической родиной, благодаря чему библиотека общества пополняется газе­тами, журналами, книжной литературой и школьными учебниками. Красноярск посещали профессиональ­ные коллективы с Украины (ансамбль «Джерело», трио «Вербина» и др).

Национально-культурная деятельность украинского об­щества получает благожела­тельное освещение в краевых СМИ (газеты, телевидение, радио). Музыкальные записи красноярских творческих коллективов звучали на радио Красноярского края, Украины и Канады.

Украинская диаспора внес­ла большую лепту в развитие экономики, науки и культуры региона. Среди украинцев, которыми по праву гордятся красноярцы,— управленцы П. С. Федирко, А. И. Ярошен-ко, Н. И. Кольба, профессора С. М. Репях, А. Е. Бережной, B. П. Довгун, Р. М. Христинич, C. Ф. Найко, В. П. Зеленый, оперный певец Г. В. Концур, кавалер ордена Славы трех степеней Я. Н. Кныш, за­ служенный лесовод России Д. В. Юрчишин, худож­ ник В. И. Окрух, писатель А. И. Чмыхало,журналист A. В. Левенко, заслуженная артистка РФ, певица Л. Л. Луценко, заслуженный работник культуры России, директор центра народного творчества B. М. Ковальчук и др.

Л. И. ЛУЦЕНКО

Назад

Численность в Красноярском крае

Украинцев  в Красноярском крае проживает 68 662 человек

Украинские поговорки

Россия и Украина — с одного корня калина.Будет божья воля, вынырнешь и со дна моря.Коль ешь рыбу иль свинину, то ни к чему тебе и вина.

 

| Внешние связи
| Госимущество
| Здравоохранение
| Инвестиции и инновации
| Информатизация и связь
| Информационная политика
| Культура
| Наука и образование
| Природные ресурсы
| Промышленность и торговля
Север и поддержка коренных малочисленных народов

Сельское хозяйство
| Социальная политика
| Спорт, туризм и молодежная политика
| Строительство и архитектура
| Транспорт
| Финансовая политика
| Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
| Экономическое развитие
| Энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство
| Труд и занятость

| Исполнение поручений и
указов Президента РФ
| Губернаторский контроль
| Грантовые программы
|
Законотворчество
| Интерактивные карты
| Национальные и краевые проекты
| Общественные советы
| Развитие гражданского общества
| Безопасность и правопорядок
| Комиссия по делам несовершеннолетних

| О портале
| Подписаться на рассылку
| Отписаться от рассылки
| Регистрация на портале
| Личный кабинет

© Администрация Губернатора Красноярского края

660009, Россия, г. Красноярск, пр. Мира, 110
Размещение информации на портале: + 7 (391) 249-30-88, 211-09-54, 211-10-78
Телефон: + 7 (391) 249-30-40 (обращения граждан)
Факс: +7 (391) 211-00-82, e-mail: public@krskstate.ru