главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Приближая Великую Победу / Герои Советского Союза

Алексеев Анатолий Дмитриевич

Родился 22 декабря 1901 года (4 января 1902 года) года в г. Ломжа в Польше.

С 1905 года жил с родителями в г. Сергиев Посад Московской губернии, там в 1918 году окончил гимназию. В Красной Армии с 1 марта 1920 года. В 1921 году окончил ускоренный курс Военной электротехнической школы командного состава РККА, служил радистом в стрелковом полку. Участник подавления крестьянского восстания атамана Антонова в Тамбовской губернии в 1921 году. С 1924 года — руководитель электролаборатории Высшей школы вспомогательных служб ВВС. В июле-октябре 1925 года — инструктор по радио в Севастопольской военной авиационной школе морских лётчиков, затем вновь руководитель лаборатории Военной школы спецслужб ВВС.

Флагманский самолет АНТ-6 «СССР Н-172» (командир А.Д. Алексеев) воздушной
экспедиции по эвакуации зимовщиков с дрейфующих судов. Красноярск, 1938 год

С мая 1928 года — лётчик-наблюдатель авиационной эскадрильи Морских сил Чёрного моря в Севастополе. В 1928 году в составе экипажа Б. Г. Чухновского участвовал в поисках и спасении экспедиции Умберто Нобиле и экипажа дирижабля «Италия». С 1929 года — летчик-наблюдатель самолета Дорнье Валь «Комсеверпуть № 1». С декабря 1929 года — старший инженер в Научно-испытательном институте ВВС РККА. Обучаясь в центральной летной школе Осоавиахима в Тушино, получил пилотское свидетельство. 1 мая 1930 года переведен в резерв ВВС РККА с откомандированием в АО «Комсеверпуть» с базированием в г. Красноярске. Автор многих изобретений и доработок электро- и радиооборудования самолетов полярной авиации. Самостоятельно начал летать с 1930 года — командир экипажа Дорнье Валь «Комсеверпуть № 3», с 1932 года — командир корабля Енисейской авиагруппы УПА ГУСМП. Участник 18 северных воздушных экспедиций. В 1936 году участвовал в проводке Северным морским путем эскадренных миноносцев «Сталин» и «Войков» на Тихий океан. Командиром экипажа самолета АНТ-6 «СССР Н-172» участвовал в воздушной экспедиции на Северный полюс в 1937 году.

21 мая 1937 года в 11.35 командир отряда воздушной экспедиции М. В. Водопьянов впервые в мире посадил самолет на Северный полюс. 25 мая с острова Рудольфа к полюсу вылетели три оставшихся самолета. Но достичь его благополучно, с первой попытки, удалось только В. С. Молокову. Алексеев вынужден был посадить самолёт на льдину в семнадцати километрах от полюса (недалеко от 84-й параллели). Он пережидал непогоду два дня и смог прилететь на полюс только два дня спустя. На обратный путь бензина не хватало, однако Алексеев отказался бросить машину. Вскоре с острова Рудольфа прилетел П. Г. Головин и привез ему бензин и Алексеев перелетел к месту высадки дрейфующей станции «Северный Полюс-1».

За образцовое выполнение правительственного задания и проявленные мужество и героизм Анатолий Дмитриевич Алексеев 27 июня 1937 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 38.

В дальнейшем А. Д. Алексеев продолжал работать пилотом полярной авиации. Осенью 1937 года принимал участие в поисках самолёта ДБ-А «СССР Н-209» Сигизмунда Леваневского. В 1938 году назначен на должность заместителя начальника ГУСМП, возглавлял авиационный отряд по спасению экипажей зазимовавших судов «Сибиряков», «Малыгин» и «Седов» в северной части моря Лаптевых.

В январе 1939 года А. Д. Алексеев был снова определен в кадры ВВС РККА с присвоением воинского звания «полковник». В 1939—1941 гг.— летчик-испытатель НИИ ВВС авиазавода № 22 НКАП СССР. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Был откомандирован из Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР в формируемую авиацию дальнего действия. С июня 1941 по январь 1942 года — командир эскадрильи 432 дальнебомбардировочного авиаполка, с января 1942 по июль 1944 года— командир корабля 746 (25-го Гвардейского) авиаполка дальнего действия. Летал в глубокий тыл врага, на ТБ-7 (Пе-8) совершил 27 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу противника, в том числе в Кёнигсберге и Вильно.

С июля 1944 года вновь на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. Всего за время работы участвовал в испытаниях 72-х типов военных самолётов. С 1958 года — в запасе, вернулся в полярную авиацию и работал начальником аэронавигационного отдела Управления Полярной авиации.

Награжден медалью «Золотая Звезда» (27.06.1937), тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Жил в г. Москве. Умер 29 января 1974 года.

Именем Алексеева названа улица в г. Красноярске.

Из газеты «Красноярский рабочий»:

1.03.1935.

Известный полярный летчик Алексеев, совершающий на самолете СССР Н-25 перелет Красноярск — Дудинка — мыс Нордвик, прилетел в Дудинку.

29.05.1935.    

Енисейская авиагруппа.

Для лучшего обслуживания Севера и отдаленных местностей Красноярского края Красноярская авиаслужба ГУСМП развернута в Енисейскую авиагруппу. На днях авиагруппа получила несколько новых самолетов и прибывает лучший летно-подъемный состав. На линии будут работать Герой Советского Союза В. С. Молоков, летчики Я.С. Липп, А.Д. Алексеев, Е. Н. Николаев и другие. Сейчас проходит сборка и испытания новых самолетов. Регулярное воздушное сообщение по Енисею откроется в первых числах июня. Кроме того Енисейская авиагруппа откроет ряд воздушных линий в сторону от реки Енисей, в том числе к югу (Хакасия).

9.06.1935.

Открылась воздушная навигация.

Вчера в 16 часов с Абаканской протоки поднялся тяжелый гидросамолет под управлением старого полярного пилота тов. Алексеева А. Д. На борту самолета — командир Енисейской авиагруппы тов. Скворцов И.Ф. и помполит управления ГУСМП тов. Еремин. Самолет забрал на все авиабазы потребное количество литературы и музыкальные инструменты.

Первый полет Красноярск - Игарка открывает воздушную навигацию в Заполярье.

Назад

 

Безопасность и правопорядок
| Внешние связи
Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Инновации
Информатизация и связь
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Экология и рациональное природопользование
Промышленность, энергетика  и торговля
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство
Социальная политика
Спорт
Строительство и ЖКХ 
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Экономическое развитие и инвестиционная политика
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Губернаторский контроль
| Проектное управление
| Год экологии
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82,
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Отправить обращение.

Размещение информации на портале:
телефоны: + 7 (391) 249-30-88, 211-10-78, 249-35-21, 211-09-54

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

 

Индекс цитирования