главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Приближая Великую Победу / Герои Советского Союза

Грацианский Алексей Николаевич

Родился 7 (20) марта 1905 года в Киеве. В 1919-1921 годах работал учеником слесаря на заводе «Ремвоздух-6», на котором ремонтировались авиационные моторы. С лета 1921-го — студент Киевского политехнического института. Грацианский сначала стал студентом механического факультета, а когда на этом факультете была введена авиационная специализация, А. Грацианский решил учиться на инженера-самолетостроителя. Одновременно записался в планерный кружок, где принимал непосредственное участие в строительстве первого планера КПИ-1. Участвуя во Всесоюзных планерных соревнованиях в Коктебеле, Алексей познакомился с будущими авиаконструкторами — Туполевым, Ильюшиным, Яковлевым, Гуревичем, которые, как и он, пробовали свои силы в планеризме. Проходил практику на заводах «Дукс» (Москва) и «Красный лётчик» (Ленинград). С января 1925 проходил практику в Конструкторском бюро К. А. Калинина, где принимал активное участие в проектировании самолёта К-1. Весной 1928 года защитил дипломный проект по специальности инженера-механика по самолётостроению и без отрыва от производства окончил Харьковскую авиационную школу ГВФ. Работал в КБ К. А. Калинина в Харькове инженером-аэродинамиком, принимал участие в проектировании самолётов К-2, К-4, К-5, К-7, был ведущим конструктором самолёта К-3. В 1931 году спроектировал и построил на Харьковском авиазаводе двухместный учебнотренировочный самолёт «Омега». На всесоюзном 1 конкурсе этому проекту была присуждена первая премия, самолет показал хорошие лётные качества, был передан в Полтавскую школу Осоавиахима, где и применялся долгое время.

У самолета К-5 слева направо: А.Н. Грацианский, К.А.Калинин, М.А.Снегирев, 1931 год

С 1928 года одновременно с конструкторской работой занимается лётно-испытательной работой в КБ К. А. Калинина. Участвовал в испытаниях самолётов К-4, К-5, К-6, К-9, К-10. Осенью 1931 года на самолёте К-5 выполнил перелёт Харьков — Ростов-на-Дону — Минеральные Воды — Красноводск — Ашхабад — Самарканд — Ташкент — Оренбург — Самара — Пенза — Харьков, в 1932 — перелёт по маршруту Харьков — Киев — Житомир — Винница — Одесса — Николаев — Херсон — Запорожье — Макеевка — Краматорск — Харьков.

С января 1934-го — на преподавательской работе в Московском авиационном институте, где читал курс лекций по конструкции и проектированию самолётов.

Его в это время уже связывала дружба с начальником полтавской авиашколы морским лётчиком Сигизмундом Леваневским, уже имеющим опыт и имя, особенно после спасения американца Джимми Маттерна, который летел в «кругосветку» и «потерялся» где-то на Чукотке... Леваневский убедил Алексея Николаевича перейти в полярную авиацию. Так перед Грацианским открылась новая страница жизни — с ноября 1934 по 1940 годы он — лётчик Енисейской авиагруппы Полярной авиации.

Экипаж 5-43 Н-207: Козин, Штепенко, Грацианский, Краснов, 1937 год

Маршруты проходили вдоль реки Лены через Красноярск и Иркутск до Бухты Тикси. Через год — вдоль реки Енисей от Красноярска через Игарку к Диксону. Регулярные полёты при любой погоде от Байкала до побережья Северного Ледовитого океана стали серьезной жизненной школой для Грацианского и способствовали росту его мастерства.

Летал линейным пилотом на МБР-2 (МП-1) «СССР Н-150». В 1935 окончил Серпуховскую школу слепых полётов. Летом 1937 года провёл испытания и перегон в Красноярск купленной в США амфибии Сикорского S-43, получившей обозначение «СССР Н-207», на которой осенью 1937 года от Енисейской авиагруппы участвовал в поисках пропавшего экипажа С. А. Леваневского.

Самолет МП-1 «СССР Н-150» Грацианского на заправке. Волочанка, Таймыр, 1938 год

С 1940-го — лётчик-испытатель авиазавода № 22, испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, провёл испытания бомбардировщика Ар-2.

Война застала его на заводе, где полным ходом шел облёт сходивших с конвейера бомбардировщиков Пе-2, а позже Ил-4 и Ту-2.

А в перерывах между испытательными полётами руководство завода использовало Грацианского как «воздушного извозчика» в самом хорошем смысле этого слова. До предела загруженный продуктами питания Ли-2 должен был этот бесценный груз доставить в блокадный Ленинград, а оттуда вывезти как можно больше голодающих детей. Грацианский сумел доставить из Ленинграда около тысячи малышей и более шести с половиной тонн серебра, в котором так остро нуждалась авиационная промышленность.

В сентябре 1941 - феврале 1943 года — лётчик военно-транспортной авиации, на самолёте Ли-2 занимался доставкой грузов на фронт, в блокадный Ленинград. В 1943-1952 годах — лётчик-испытатель авиазавода № 23, испытывал серийные бомбардировщики Ту-2 и Ту-4, участвовал в испытаниях бомбардировщика Ту-12. С февраля 1952-го по январь 1955 года — лётчик-испытатель ЛИИ (г. Жуковский). Участвовал в испытательных полётах на тяжёлых самолётах. За время лётной работы освоил 49 типов самолётов. В 1955 — 1958 годах работал инспектором Отдела лётной службы Министерства авиационной промышленности СССР, преподавал в МАИ.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Алексею Николаевичу Грацианскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1958 году А. Грацианский вернулся в родной Киев. Конструкторское бюро О. К. Антонова предоставило ему для испытаний самолёты Ан-12, Ан-22 «Антей».

Он вспоминал:

«Возврат к прежней профессии отвечал моим новым устремлениям. Кочевая жизнь полярного лётчика не тяготила меня, хотя зачастую не знал, когда завершу очередной рейс, где придётся устраиваться на ночлег. Жажду странствий я уже в значительной степени утолил, повидал многое. И в душе ожило, заговорило прошлое... Испытательская жилка, некоторое время дремавшая, вновь запульсировала. Возрастающие скорости, высоты — всё это позвало меня на аэродром авиазавода».

В 1961 году снова летал в Арктику, на остров Домашний. Говорил, что с детства следил за походами Нансена и Амундсена и спустя десятилетия был счастлив, что стал современником экспедиции атомохода «Арктика» в 1977 году к Северному полюсу.

В 1958—1968 годах — заместитель Генерального конструктора — начальник лётно-испытательного комплекса ОКБ О. К. Антонова. С 1968-го работал в отделе технической информации ОКБ O.K. Антонова. Был членом Главной редакционной коллегии информационных изданий ВИНИТИ.

Награжден медалью «Золотая Звезда», тремя орденами Ленина, медалями. Кандидат географических наук.

Жил в Киеве. До последнего дня своей жизни прославленный лётчик, полярник, испытатель, кандидат географических наук был на рабочем месте. Написал несколько книг: «Уроки Севера», «Полёт среди молний» и «Очерки по истории развития авиации в СССР».
Скончался 20 января 1987 года.

Из книги А.Н. Грацианского «Уроки Севера» Глава вторая: «Над голубыми артериями Сибири»

... Истек мой двухмесячный отпуск, и я наведался к Марку Ивановичу Шевелеву начальнику Управления полярной авиации Главного управления Северного морского пути.

—    Думаем направить вас на Енисейскую линию,— сказал мне Шевелев. — Не возражаете?

—    Напротив, рад,— ответил я.

Мои слова были искренни. Перспектива летать над Енисеем радовала. Конечно, я уже подумывал о полетах вдоль океанского побережья, в высоких широтах. Но к чему излишняя спешка? Надо получше изучить Сибирь, ставшую милой моему сердцу, Енисей ведь, как и Лена, несет воды к океану. Значит, снова под крылом самолета будут горы, тайга, голубые речные плесы, тундра и, наконец, Северный Ледовитый.

На сей раз добираться до Красноярска мне предстояло не поездом, а по воздуху, своим транспортом. Получил новый, только что собранный на заводе «МБР-2». Вылетел на восток с бортмехаником Глебом Косухиным, уже бывалым полярником.

До Тюмени нам предстояло лететь в паре с еще одним новеньким «МБР-2», который держал путь в Северное Приобье. Его бортмехаником оказался мой товарищ по работе в Харькове Николай Кекушев. Достигнув Тюмени, мы разлучились: попутчики свернули на север, к устью Оби, наш «МБР-2» продолжал держать курс на восток.

Всем хороша была новая летающая лодка, не хватало лишь радиостанции. Ее нам должны были поставить на Красноярской базе полярной авиации.

... Приводнились возле одевшегося в зеленый весенний наряд острова в Красноярске. Теперь, в дни летней навигации тридцать шестого года, мне вновь предстояло обосноваться в здешних «хоромах», которыми справедливо гордился начальник авиабазы Минин. Как и год назад, он завалил меня картами будущего маршрута, стал рассказывать о «чертах характера» многоводного Енисея.

Опыт полетов над Леной помог мне быстрей постичь особенности енисейской трассы, протяженность которой от Красноярска до Диксона составляла 2700 километров. И здесь я тоже чувствовал себя сродни морякам, геологам, горнорабочим, лесосплавщикам, оленеводам — возил по небу грузы, в которых на Севере была жизненная необходимость. И даже если порой наш гидроплан загружали в Красноярске одной лишь почтой, то и тогда экипаж чувствовал моральное удовлетворение. С каким нетерпением ждали труженики Севера самолеты! Благодаря крылатому транспорту письма близких, газеты, журналы поступали к ним намного быстрее, чем прежде.

Не менее значительным событием, чем доставка электрогенераторов или медикаментов, полярники считали прибытие круглых жестяных коробок с лентами кинофильмов. Не могли люди обойтись и без духовной пищи, жадно интересовались, чем живет страна. Поэтому с таким воодушевлением воспринял экипаж нашего «МБР-2» очередное задание Минина: двумя самолетами переправить из Красноярска в Игарку гастрольную бригаду артистов московского Малого театра. В паре с нами летел «Дорнье-Валь» полярника Василия Задкова. Мы познакомились с будущими пассажирами на дружеском ужине в столовой полярной авиабазы. Актеры оживленно расспрашивали нас о летных делах, об особенностях воздушного рейса. На пути к Игарке садились для заправки бензином в Енисейске, Подкаменной Тунгуске, Верхне-Имбацком, Туруханске. Тяготы полета актеры переносили стойко. На остановках выходили на берега Енисея, любовались красотами сибирских горизонтов. Я познал тогда еще одну истину: удачи и радости авиаторов— не только в надежности мотора, не только в хорошей погоде, не только в красотах, открывающихся взору с высоты, но и в людях. Сколько отрады дает сознание, что ты со своей крылатой машиной принес человеку радость!

Многие замечательные труженики Севера побывали у нас на борту. Жаль, что не с каждым могли познакомиться поближе, поговорить по душам. Ведь у летчиков в пути хватает забот...

Назад

 

Безопасность и правопорядок
| Внешние связи
Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Информатизация и связь
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Промышленность, энергетика и ЖКХ
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство и торговля
Социальная политика
Спорт
Строительство
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Экология и рациональное природопользование
Экономика и региональное развитие
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Государственный контроль
| Проектное управление
| Экология
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Отправить обращение.

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

 

Индекс цитирования