Красноярский край. Официальный портал.

4 октября 2017, среда, 10:40

Красноярск отмечает 75 лет со дня открытия воздушной трассы "Аляска – Сибирь"

Администрация г. Красноярска

Красноярск отмечает важную дату в своей истории – в этом году исполняется 75 лет со дня открытия Красноярской воздушной трассы, которую называют трасса "Аляска – Сибирь" (АлСиб). В годы войны она являлась частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Из Красноярска техника уходила на фронт.

"Когда начинаешь изучать материалы, рассказывающие об истории Красноярской воздушной трассы, то понимаешь, какой подвиг совершили люди. Не только летчики, которые, рискуя жизнью, преодолевали путь над тайгой в несколько тысяч километров, но и те, кто строили эту трассу, - сказал заместитель главы города Сергей Кочан на пресс-конференции, посвященной 75-летию АлСиба. – Взлетно-посадочные полосы были построены в течение десяти месяцев, хотя сегодня специалисты говорят, что для выполнения такой работы требуется не менее пяти лет. Это действительно трасса мужества".

Сотрудник музея Военно-инженерного института СФУ Вячеслав Филиппов – один из первых, кто стал заниматься темой Красноярской воздушной трассы, отмечает: "Интерес к истории АЛСИБа стал просыпаться, когда на станции Крючково был найден упавший в годы Великой Отечественной войны самолет вместе с останками членов экипажа. Но до 1994 года информация по трассе была засекречена. Активная работа по данной теме началась с 2002 года".

"Маршрут воздушной трассы был очень сложный: это 6306 километров от Фербенкса (США) до Красноярска через Чукотку, Колыму, Якутию, летали при экстремальных погодных условиях, - говорит исследователь истории АлСиба, член общественной палаты Красноярска Александр Южанников. - За годы работы Красноярской воздушной трассы с 1942 по 1945 год в Красноярск было перегнано 8094 самолета. Не все судна доходили до места назначения, случились аварии, люди гибли в страшных катастрофах. Мы обязаны сохранить память об этих героях".

Добавим, в музее лицея № 11 действует экспозиция, посвященная АлСибу, вышло несколько книг и фотоальбом по истории трассы, в Красноярске на Троицком кладбище создан мемориал в память о погибших лётчиках. В этом году в уличной галерее "На подмостках" открылась экспозиция, посвящённая истории АлСиба: здесь можно посмотреть фотографии времён Великой Отечественной войны.

В библиотеке СФУ 10-11 ноября состоится научно-практическая конференция «75 лет перегоночной трассе "Аляска-Сибирь". В рамках конференции пройдут презентации книг и документальных фильмов об истории Красноярской воздушной трассы.

Для справки

К началу 1940-х годов пилотами Енисейской авиагруппы Главного управления Северного морского пути совершались успешные длительные перелеты в арктических условиях протяженностью до 2000 км. В городе работали необходимые специалисты – диспетчеры, метеорологи. Также в Красноярске был универсальный аэродром, который принимал любой тип техники.

История АлСиба началась 9 октября 1941 года, когда постановлением Госкомитета обороны строительство по линии Уэлькаль – Красноярск было поручено управлению Гражданского военного флота. А через год, в октябре 1942 года, пошёл первый перегон. Последние воздушные судна прошли по трассе в 1945 году. В 1946 года она была закрыта.

Назад

Адрес полной версии этой страницы: http://www.krskstate.ru/pobeda/n/0/news/85808/

www.krskstate.ru