главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Пресс-центр / Доклады и выступления

Выступление заместителя председателя Правительства края Юрия Лапшина на публичных слушаниях по вопросу экологической ситуации в городе Красноярске, а также неотложных и стратегических мерах по ее улучшению


07.04.2016

Заместитель председателя Правительства Красноярского края Юрий Лапшин | Доклад


7 апреля 2016 года
Уважаемые коллеги, участники публичных слушаний!

Готовясь к сегодняшнему выступлению, я внимательно просмотрел большое количество материалов, которые есть по этой теме – данные объективного мониторинга, различную отчетность, документы, которые принимались в различные годы. Могу с уверенностью сказать, что большинство материалов, которые есть сегодня на этот счет, в том числе и различные планы мероприятий, содержат много конкретных пунктов, большая часть из которых регулярно выполняется, а результаты работы фиксируются данными объективного контроля.

В городе Красноярске выбросы загрязняющих веществ в атмосферу осуществляет 221 предприятие федерального и регионального значения. Согласно государственному докладу РФ в 2014 году в атмосферу города поступило более 194 тыс. тонн загрязняющих веществ. Из них почти 130 тыс. тонн или 67 % – от стационарных источников предприятий города. За период с 2005 по 2014 год наблюдается динамика по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Зафиксировано снижение выбросов на 22 % или почти на 55 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников – на 50 тыс. тонн.

Основной объем выбросов – 56 % от всех стационарных и подвижных источников – выбросы пяти крупнейших промышленных предприятий Красноярска. Это в основном предприятия металлургии и теплоэнергетики. Но эти данные взяты из отчетов, которые предоставляют сами предприятия.  Никто не пытается сказать, что с цифрами какая-то игра, но и с точностью подтвердить, что приведенные данные соответствуют действительности до третьего знака после запятой, тоже никто не берется. Я уже и не говорю, что по подвижным источникам информация об объемах валового выброса в атмосферу формируется на основе расчета в соответствии с методикой, а люди, которые работают с ней, знают, что даже самые совершенные методики имеют стартовую погрешность от 10 до 30 %.

Совершенно очевидно, что эти цифры должны быть проверены данными объективного контроля. И здесь также есть о чем сказать. Динамика по снижению выбросов подтверждается данными наблюдения с государственных и территориальных постов сети мониторинга. За последние шесть лет уровень загрязнения атмосферного воздуха, который выражается индексом ИЗА5, в городе снизился с «очень высокого» (21,86)  до «высокого» (10,7). Что, собственно, подтверждает тенденцию.

Хочу поддержать всецело слова, сказанные спикером ЗС Александром Уссом, что формирование объективного мониторинга состояния окружающей среды и, в первую очередь, атмосферного воздуха – это базовая и основная системная задача, которую необходимо продолжать последовательно решать. Да, мы можем сказать, что на сегодняшний день территориальная сеть создана. Наблюдения проводятся на 5 автоматизированных постах с использованием двух передвижных лабораторий, укомплектована всем необходимым оборудованием стационарно-аналитическая лаборатория, расширена область аккредитаций, осуществляется региональный государственный экологический надзор, который сопровождается работой специализированной лаборатории, в том числе при осуществлении рейдовых мероприятий и проверки обращений граждан. Но всей полноты картины эта работа не дает. В идеале мы должны иметь рычаги активного контроля на каждом источнике загрязнения. Только это позволит сделать точный вывод об общем объеме выбросов, которые поступают в окружающую среду и атмосферу. К решению этой задачи нам еще двигаться и двигаться. 

В текущем году мы планируем провести работу по созданию еще одного поста наблюдения в Северо-Западном районе Красноярска, а также должны приступить к реализации пилотного проекта совместно с Росгидрометом по организации согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных и локальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и созданию единой информационной системы. Также с целью актуализации данных об источниках выбросов совместно с Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю, полицией и прокуратурой провести совместные рейды по выявлению и пресечению деятельности несанкционированных источников выброса и инвентаризации низких источников.

Более того, принципиально важно уже сейчас начать организацию работы, чтобы с 1 января 2017 года стационарные источники крупных предприятий были оборудованы автоматическими газоанализаторами, и информация с них предоставлялась в режиме реального времени в Краевой мониторинговый центр. Это необходимо для объединения данных всех сетей мониторинга.

Еще раз подчеркну, что, по нашему мнению, вопрос мониторинга и вопрос действия объективной системы для получения полноценной картины не только из отчетности, не только по методике, а исходя из данных объективного контроля, – вопрос архиважный. Он напрямую влияет на все расчеты, на доведение до источников загрязнения тех самых предельных значений, к которым они должны стремиться в совершенно конкретные сроки.

В текущем году в рамках взаимодействия предлагаю предприятиям уже сегодня начать передачу данных производственного экологического контроля и данные автоматических средств измерений там, где они установлены, в Краевой центр мониторинга, который, в свою очередь, будет размещать данную информацию на своем сайте для горожан. Но это мы с вами говорим только о крупнейших предприятиях-загрязнителях. Есть еще достаточно большое количество источников, с которыми эту работу нам предстоит выполнить.

В 2017 году у нас ожидается очередная корректировка сводного тома предельно допустимых выбросов (ПДВ) для Красноярска. В 2016 году нужно будет провести дополнительную инвентаризацию всех источников загрязнения для более точной оценки общего объема выбросов в окружающую среду с тем, чтобы по результатам этой работы можно было скорректировать показатели ПДВ для конкретных предприятий-загрязнителей.

Далее несколько слов о текущей ситуации в городе Красноярске. Последние два года город находится под влиянием так называемого сибирского антициклона. Меняется направление ветра, увеличились случаи его отсутствия, а также участились инверсионные процессы в атмосфере. У нас был подробный разговор на эту тему с Росгидрометом. Никто не может знать, насколько долго это продлится. Но совершенно точно – процессы, которые происходят в атмосфере в районе Красноярска, изменились по сравнению с теми процессами, которые были три-четыре года назад. Это подтверждается и специалистами. Преобладающие вертикальные воздушные потоки, направленные вниз, прижимают выбросы, которые должны были рассеиваться.

Во всем этом для нас очевидно лишь то, что, корректируя показатели по определенным вопросам, устанавливая ПДВ для предприятий-загрязнителей, мы обязаны исходить из прогнозируемой наихудшей ситуации. Мы собираемся следовать этому в работе в текущем 2016 году при корректировке тома ПДВ. Как я уже сказал, сводный том ПДВ для Красноярска был разработан впервые в 2007 году. Те источники загрязнения, которые не подпадают под предельно допустимые выбросы, согласовывают так называемые временные нормы, но к определенному сроку должны этим предельным нормам соответствовать.

По схеме теплоснабжения говорилось уже много. Проект схемы, который в апреле этого года будет направлен в министерство энергетики Российской Федерации на рассмотрение и утверждение, предусматривает системные мероприятия по выводу из эксплуатации в кратко- и среднесрочный период источников теплоснабжения, которые имеют неудовлетворительные экологические характеристики. Кроме того, мы считаем, что промышленные предприятия города, которые являются источниками загрязнений, как имеющие планы модернизации, так и не имеющие, обязаны разработать мероприятия по охране окружающей среды и включить их в региональную программу «Снижение негативного воздействия на окружающую среду предприятиями края на 2014-2020 годы». Это должна быть комплексная программа, в разработке которой будут участвовать как власти, так и источники загрязнений.

Особое внимание необходимо обратить на снижение негативного воздействия транспорта, поскольку загрязняющие вещества, присутствующие в выхлопных газах, попадают в непосредственную зону дыхания человека. Посты наблюдения государственной сети стабильно фиксируют превышения по целому ряду загрязняющих веществ вблизи автомагистралей. Кроме того, в марте были проведены комплексные исследования дорог города центром мониторинга. В результате были зафиксированы превышения по основным загрязняющим веществам до 5,5 ПДК, при этом отбор проводился по большому количеству компонентов.

Совершенно очевидно, что администрации города совместно с Правительством необходимо продолжить реализацию мероприятий по развитию дорожно-уличной инфраструктуры и регулированию транспортных потоков и особое внимание уделить развитию системы общественного транспорта. Не секрет, что те транспортные средства, которые используются нашими перевозчиками, зачастую не отвечают ни техническим, ни санитарным, ни экологическим нормам. Это происходит из-за экономии средств и покупки автотранспорта, который уже по сути израсходовал свой срок эксплуатации. Даже визуально можно оценить, какой существенный вклад в загрязнение атмосферы вносит общественный транспорт. Мы считаем, что обеспечение пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам города Красноярска с «экологическим классом» транспортных средств не ниже Евро-5 должно начаться уже с 2018 года. А в течение 2016 и 2017 годов необходимо поэтапно осуществлять повышение экологического класса транспортных средств.

Независимо от формирования системы мониторинга, ее совершенствования, выполнения тех базовых мероприятий, о которых я сказал, важным направлением является развитие городской среды. Много говорится об активной застройке города высотными зданиями, которые препятствуют движению воздушных масс. Совершенно очевидно, что назрела необходимость принятия новых градостроительных решений и проведения научно-исследовательской работы, по итогам которой должны быть разработаны рекомендации по корректировке архитектурно-планировочных решений. Их необходимо учесть при градостроительной планировке и формировании документов территориального планирования. Уже сегодня нужно предусматривать создание коридоров проветривания, строительство жилых зданий в отдалении от транспортных магистралей с соблюдением санитарных разрывов. Необходимо пересмотреть градостроительные нормы озеленения внутриквартального пространства в сторону их увеличения. При сборе предложений с краевого портала жители города делали большой акцент на озеленение. И наконец, устранить или минимизировать источники вторичного загрязнения воздуха. Для этого требуется внедрение современных методов уборки города. Все, что от источников загрязнения  попадает в атмосферу, потом в виде пыли оседает на дорогах, а из-за недостаточной влажной уборки проезжающий транспорт опять поднимает вещества в воздух, и мы вынуждены многократно ими дышать.

Несколько слов я бы хотел сказать по действующим нормативным документам. Такие мероприятия как сегодня, как правило, изобилуют предложениями по созданию рабочих групп, формированию новых программ. Эти идеи имеют право на жизнь, любые предложения в этой части Правительством края будут очень внимательно рассматриваться. Но я хотел бы напомнить, что на сегодняшний день, помимо основ федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации, в регионе создана Концепция государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года, во исполнение которой сформирован план реализации на 2015-2017 годы. В основу последнего документа легли мероприятия государственной программы края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов» и региональной программы «Снижение негативного воздействия на окружающую среду предприятиями Красноярского края на 2014 – 2020 годы». Я считаю, что даже выполнение всех пунктов этих документов улучшит экологическую обстановку в городе Красноярске.

Вместе с тем, в рамках формирования нормативно-правовой базы в области охраны атмосферного воздуха предлагаем на региональном и муниципальном уровне в целях уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух определить порядок введения ограничений на передвижение большегрузных транспортных средств, в том числе в периоды неблагоприятных метеоусловий в крупных городах. Установить дополнительные экологические требования к качеству моторного топлива, обеспечить нанесение линий градостроительного регулирования, утвержденных санитарно-защитных зон на градостроительную документацию, ввести ограничения на предоставление и использование земель в границах утвержденных санитарно-защитных зон при последующей корректировке генплана. Для этого нам не нужно никаких федеральных решений, мы в состоянии это сделать сами.

Также крайне важным является формирование соответствующей правовой базы в области охраны окружающей среды и на федеральном уровне. Мы считаем, что необходимо ускорить принятие нормативных актов по установлению перечня загрязняющих веществ, контролируемых автоматическими средствами измерения. Это очень важно с точки зрения формирования целостной системы мониторинга и оценки нанесения ущерба окружающей среде. Мы считаем, что крайне важно внести поправку в 219-ФЗ, исключающую возможность продления сроков достижения нормативов предельно допустимых выбросов предприятиями, которые не обеспечили достижение нормативов в ранее установленные сроки. Очевидно, что вся эта система работает только тогда, когда предприятия, являющиеся источниками загрязнения, будут понимать, что никаких переносов сроков больше не будет, а сразу за их нарушением последуют санкции с кратным увеличением суммы штрафов за наносимый ущерб окружающей среде. Также необходимо предусмотреть обязательное получение санитарного заключения на размещение того или иного объекта, являющегося потенциальным загрязнителем, на территории населенного пункта и возобновить институт государственной экологической экспертизы и передать Красноярскому краю полномочия по государственному экологическому надзору  всех предприятий, находящихся на нашей территории.

Завершая свое выступление, хотел бы поделиться собственными наблюдениями. К моему искреннему сожалению, обсуждение экологии и нанесения ущерба окружающей среде в нашей стране зачастую выходит из зоны технологической дискуссии. Чем больше мы будем обсуждать эту проблему в технократической плоскости, тем быстрее мы будем получать результаты.

Спасибо.



назад

 

Безопасность и правопорядок
| Внешние связи
Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Инновации
Информатизация и связь
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Экология и рациональное природопользование
Промышленность, энергетика  и торговля
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство
Социальная политика
Спорт
Строительство и ЖКХ 
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Экономическое развитие и инвестиционная политика
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Губернаторский контроль
| Проектный офис Красноярского края
| Год экологии
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82,
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Отправить обращение.

Размещение информации на портале:
телефоны: + 7 (391) 249-30-88, 211-09-54, 211-10-78

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

 

Индекс цитирования