главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Пресс-центр / Доклады и выступления

Выступление Губернатора края на заседании Государственного совета Российской Федерации по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности


17.05.2016

Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский | Текст выступления


Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые члены Государственного совета! Коллеги!

Подготовка доклада на заседание Госсовета по данной проблеме вызвала большой интерес у экспертного сообщества, руководителей субъектов Федерации и муниципальных образований, общественных объединений и ассоциаций строителей и проектировщиков. Более 120 предложений поступило в рабочую группу, которая стремилась проанализировать положение дел в строительном комплексе, определить сдерживающие факторы и проблемы развития отрасли, лучшие региональные практики, рассмотрела предложения по совершенствованию градостроительной политики.

Материалы доклада вам представлены. И мне хотелось остановиться только на некоторых основных задачах обновления и усиления градостроительной политики. Эти задачи главным образом затрагивают, с одной стороны, механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в целом и, с другой стороны,  совершенствование нормативного регулирования собственно градостроительного процесса.

Формулируя первый блок задач, мы должны понимать принципиальную важность системного улучшения условий кредитования частных инвесторов, создания более благоприятных условий для привлечения инвестиций в производственную сферу и в инфраструктуру, активизации внешнеэкономических связей для реализации инвестиционных проектов. Рост инвестиций – гарантия развития и повышения эффективности функционирования строительного комплекса.

Огромный потенциал инвестиционного роста заложен в сфере жилищного строительства. Уже освоенные в последние годы объёмы строительства жилья (порядка 85 млн кв. м) дают более 4 трлн рублей валовой выручки. При этом социальная потребность далеко не удовлетворена, а платёжный спрос при эффективном регулировании может в ближайшие годы расти.

В настоящее время основной объём ипотечных кредитов был обеспечен за счёт специального фондирования Центробанка, гарантирующего 12-процентную ставку. Её нужно сохранять, а в дальнейшем и снижать.

Мы также должны гораздо масштабнее использовать возможности жилищно-строительной кооперации с участием в этом процессе корпоративных бюджетов. В ряде регионов страны такая практика  есть. Так,  в Красноярске научно-производственное предприятие "Радиосвязь" построило для своих работников одновременно четыре жилых дома, 420 семей (а всего на заводе две тысячи рабочих и специалистов) получили квартиры. Предприятие выделило новосёлам беспроцентный кредит для уплаты первого взноса. Цена квадратного метра квартиры благодаря земельному участку Фонда развития жилищного строительства была ниже рыночной на 15 тысяч рублей, процентная ставка по ипотечному кредиту  - 11,9%.

По такому принципу мы сейчас строим дома для молодых учёных, работников бюджетной сферы, и этот механизм может быть серьёзно масштабирован. Если мы будем развивать жилищно-строительную кооперацию, то сможем снять ряд проблем в отношениях дольщика и застройщика. При всём несовершенстве долевого строительства жилья дефицит кредитных ресурсов диктует необходимость сохранить и этот механизм стимулирования строительного рынка, чтобы обеспечить его стабильность.

Необходимы дополнительные меры государственного стимулирования создания инженерной инфраструктуры для развития индивидуального малоэтажного жилищного строительства. Здесь также есть наработанные механизмы и практики. Есть опыт, когда специально создаваемые государственные структуры обеспечивали инженерное обустройство по всем рыночным правилам, а затем передавали эту инфраструктуру жилищным кооперативам на такой срок, который уже не влиял на себестоимость метра. Средства были возвратные и рыночные, но растянуты на длительный период времени, чтобы это не влияло на себестоимость строительства жилья.

Большие резервы повышения эффективности работы строительного комплекса кроются в сфере государственного регулирования проектной и строительной деятельности. За счёт изменения подходов к формированию генеральных планов застройки, схем территориального планирования, правил землепользования можно существенно повысить эффективность этого процесса. И такие предложения в докладе рабочей группы есть.

Для повышения эффективности каждого рубля, вложенного в строительство, и экономии бюджетных ресурсов надо повысить качество проектно-изыскательских работ. Проектировщики работают сегодня с большим числом дублирующих и противоречащих друг другу норм. Это затрудняет государственный контроль строительства объектов, вносит путаницу в ценообразование.

Стратегически важно создать единую согласованную систему технических правил и стандартов всех этапов строительного процесса: от изысканий и проектирования объектов  - до их эксплуатации и требований к строительным материалам.

Параллельно необходимо создать прозрачную и понятную систему сметного нормирования и ценообразования. Законотворческая работа по этим направлениям тоже уже идёт.

Для упорядочивания процесса и совершенствования сметных работ нам надо не бояться вводить специальные нормативы для государственных заказчиков, чтобы жёстко определять, сколько стоит метр социального жилья, школьное место, гигакалория тепловой мощности и так далее.

Сейчас идёт формирование федерального реестра типовой документации. В типовых проектах нового поколения должны быть предусмотрены решения, наиболее выигрышные по техническим и экономическим показателям. При этом требуются новые методы возведения зданий, новые материалы и технологии, позволяющие при высокой степени унификации строить разные варианты зданий для разных климатических зон. Для этого предлагается создать межведомственный орган по разработке нормативных требований, повышающих эффективность проектных решений.

Единые требования нужны и для качественного проведения экспертиз в сфере строительства. Иначе мы не справимся с потоком безответственных, но совершенно не бескорыстных решений множества экспертов-любителей. На законодательном уровне необходимо закрепить порядок государственной аккредитации субъектов, имеющих право проводить экспертизу строительных объектов, в том числе по решению суда.

Безусловно, важная задача – совершенствование в строительстве государственного технического регулирования и качественное саморегулирование. В законодательстве необходимо более точно согласовать задачи градостроительства и права собственности. Никто не покушается на собственность, но город должен иметь возможность построить то, что требуется, исходя из генеральных планов и схем. Обеспечить комплексность застройки с учётом интересов общества можно при законодательно закреплённом приоритете градостроительной документации.

Не могу не сказать ещё об одной важной теме. Строительный комплекс, от которого мы ждём высокотехнологичных решений по созданию современной, комфортной и эффективной среды жизни, сам испытывает серьёзный дефицит квалифицированных кадров. Нам нужна обновлённая эффективная отраслевая модель подготовки инженерных кадров, тесная связь профильных вузов с наукой и работодателями, теоретического обучения с производственной практикой, и, конечно, качественная перестройка начального и среднего профессионального образования.

Уверен, свою роль в решении кадровой проблемы строительного комплекса сыграют и национальная система квалификации, которую Минстрой России формирует вместе с профессиональным сообществом, и независимая система профессионально-общественной аккредитации отраслевых образовательных программ и образовательных организаций.

Уважаемые участники заседания!

В своём выступлении я обозначил лишь ряд тем, над которыми мы работали при подготовке этого доклада. Доступность кредитных ресурсов, развитие жилищно-строительной кооперации, повышение качества проектно-изыскательских работ, меры государственного технического регулирования в сфере строительства, решение проблем отраслевого образования – всё это часть большой и стратегически важной для экономики страны программы.

Благодарю за внимание.


назад

 

Безопасность и правопорядок
| Внешние связи
Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Инновации
Информатизация и связь
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Экология и рациональное природопользование
Промышленность, энергетика  и торговля
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство
Социальная политика
Спорт
Строительство и ЖКХ 
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Экономическое развитие и инвестиционная политика
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Губернаторский контроль
| Проектное управление
| Год экологии
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82,
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Отправить обращение.

Размещение информации на портале:
телефоны: + 7 (391) 249-30-88, 211-10-78, 249-35-21, 211-09-54

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

 

Индекс цитирования