главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Пресс-центр / Доклады и выступления

Доклад председателя Правительства Красноярского края Виктора Томенко на сессии Законодательного Собрания


07.07.2016

Председатель Правительства Красноярского края Виктор Томенко | Доклад


Уважаемые депутаты!


Следуя требованиям краевого законодательства, представляю вам отчет о работе Правительства в 2015 году.

Так получается, что мое выступление вместе с обсуждением отчета об исполнении бюджета, который сегодня также включен в повестку сессии, завершает работу по подведению итогов прошлого года. За эти месяцы мы в нескольких форматах уже этой работой занимались – и на заседаниях правительства, и в комитетах, и на сессии, и на публичных слушаниях. Подробные материалы о работе органов исполнительной власти в 2015 году и детальные ответы на ваши вопросы были направлены в Законодательное Собрание еще в период подготовки доклада губернатора, который, кстати, на мой взгляд, исчерпывающе рассказал о главных событиях экономической, социальной и политической жизни края в прошлом году, и к этому, наверное, сложно что-то добавить.

После этого еще были выступления и отчеты членов правительства. Отчет о реализации государственных и отраслевых программ у вас в материалах, надеюсь, вы имели возможность с ним ознакомиться. Этот многостраничный документ, как обычно, содержит все основные цифры, факты и статистические сведения о том, на что направлялись средства бюджета, как отработали отрасли экономики, каких результатов удалось добиться.

Чтобы не повторять всё, о чём мы так или иначе много раз уже говорили, хочу лишь коротко охарактеризовать те моменты, которые считаю наиболее важными, проинформировать вас о положении дел сегодня, потому что мы с вами уже полгода живем в 2016-м и уже вовсю занимаемся подготовкой бюджета следующего года. Затем буду готов ответить на ваши вопросы, как обычно.

Уважаемые коллеги, в последние годы мы с вами активно вкладывались в развитие социальной сферы и инфраструктуры края. И в 2015 год мы вошли с очень серьезной базой, само по себе обеспечение, воспроизводство и поддержание нормального функционирования которой является сложнейшей задачей, особенно в условиях, когда наши ресурсы ограничены.

Сегодня наша социальная сеть, если смотреть по-крупному, представляет собой чуть более 1000 школ, где учатся 306 тысяч человек, около 1000 детских садов почти на 150 тысяч мест, 181 краевое медицинское учреждение, почти 160 учреждений социального обслуживания. Ими нужно заниматься каждый день. Что касается новой сети, только с 2012 года в крае введено 13 школ, 47 детских садов, около 10 больничных и поликлинических корпусов, почти 100 ФАПов. А даже если к этому добавить наличие в эксплуатации более 30 тысяч км региональных и муниципальных дорог, объекты ЖКХ, которые требуют постоянного внимания и вложений, зарплату бюджетников, то мы получим внушительный, но всё равно еще далеко не полный перечень обязательных расходов края.

Помимо содержания существующей и новой сети, всей нашей инфраструктуры, сохранения высокого уровня социальной поддержки населения, мы также продолжаем реализовывать целый ряд задач, которые поставлены перед нами руководством страны. Правительство края не только разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края, но также участвует в проведении единой в Российской Федерации политики в различных сферах государственного управления. В этом смысле с основными задачами край справляется. И по зарплате бюджетников, и по переселению из ветхого и аварийного жилья, и по детским садам, и по развитию многофункциональных центров, и по строительству перинатальных центров, и еще целому ряду вопросов федеральной повестки, которыми мы занимаемся.

Понятно, что нам хотелось бы делать еще больше. Единственная возможность удовлетворить эти потребности, реализовать перспективные планы – это наращивание доходов. Для развития краю нужны ресурсы, которых постоянно не хватает. Доходы бюджета и наши возможности формируются благодаря активной и созидательной предпринимательской инициативе, деятельности предприятий и коллективов, которые производят, добывают, оказывают услуги, строят, перевозят и прочее.

Поэтому нашей ключевой задачей является создание условий и поддержка проектов и мероприятий, направленных на повышение эффективности работы существующих субъектов экономики и реализацию новых проектов на территории края, причем по самому широкому спектру – от прямого финансирования, как в АПК, до налоговых преференций, административной поддержки, содействия в подготовке кадров и так далее. Это, конечно, выгодно, ведь тем самым мы формируем источники, которые позволяют нам пополнять бюджет, реализовывать свои полномочия в интересах жителей края. И те предложения, которые мы с вами сегодня будем рассматривать по налоговым льготам, призваны решать именно эти задачи. При этом не только крупный бизнес, но и небольшой (но, замечу, весьма многочисленный) заслуживает внимания и поддержки, и мы будем ее совершенствовать.

Конечно, «в погоне» за этими дополнительными ресурсами нельзя забывать про баланс интересов. Развитие экономики не должно быть в конфликте с другими областями жизни - с социальной сферой, с экологией или безопасностью. Хотя в некотором смысле, конечно, этот конфликт фундаментальный: если мы разрабатываем месторождения – так или иначе вторгаемся в экологическое равновесие. Внедрение новых технологий в энергетике может приводить к росту стоимости услуг. И так далее. Надо всегда выдерживать баланс. И в этом один из главных принципов деятельности власти.

Обсуждая пути увеличения возможностей для развития края, мы приняли решение, что будем опираться не только на получение налоговых доходов от предприятий, но и по максимуму постараемся воспользоваться федеральными ресурсами и федеральными программами, а также позволим себе заимствования. С крупнейшими налогоплательщиками наша работа также строилась и за пределами формальных налоговых отношений – удавалось договориться об авансировании платежей, о продлении сроков возврата переплат, часть объектов социальной сферы они строят за свой счет и т.д. Всё это мы старались в полной мере реализовать и в прошлом году, что позволило обеспечить не только стабильность, но и определенное дальнейшее развитие края.

Несмотря на то, что год складывался очень сложно (про факторы эти мы много раз говорили, повторять не буду), всё, что в 2015 году происходило, говорит о развитии края.

Да, первый квартал 2015-го отличался непредсказуемостью и неопределенностью. Мы были вынуждены «осторожничать», так как не совсем понимали, как ситуация будет дальше развиваться. Работали практически в режиме антикризисного штаба, точечно принимая решения по возникающим проблемам, а их было предостаточно. Предприятия наши вели себя аналогичным образом. Но в целом надо сказать, что к середине года произошла адаптация экономики к новым условиям, ситуация стабилизировалась, и мы все смогли вернуться к своим рабочим и инвестиционным планам.

За счет бюджета мы ввели рекордное число детских садов, несколько школ и ряд других социальных объектов, провели ремонт краевых и муниципальных дорог, достроили 4 мост и продолжили развитие инфраструктуры краевого центра. Обеспечили высокий уровень государственной поддержки агропромышленного комплекса, развивали межрегиональную маршрутную сеть и ввели новые маршруты в северных территориях края. Привлекли инвестора в аэропорт «Емельяново», который взял на себя обязательства по строительству нового пассажирского терминала к декабрю 2017 года. Сегодня строительство идет в соответствии с нашими планами.

Здесь же отметил бы подготовку к Универсиаде как своего рода локомотив, драйвер, который способствует более четкому фокусированию наших действий по развитию столицы края. Мы точно знаем, что нам нужно сделать до конца 2018 года, у нас есть понятные цели по срокам и объемам. Это, конечно, придает динамики работе Правительства, городской власти и всем участникам этого процесса.

Что касается экономики, по большей части отраслей 2015 год закончился неплохо, лучше, чем в среднем по России. Нефтяная отрасль, металлургия и энергетика вновь обеспечили краю стабильность. Наши предприятия являются наиболее конкурентоспособными в своих секторах экономики, поэтому даже в условиях падения цен на их продукцию чувствуют себя достаточно уверенно.

«Норильский никель», «Полюс», «РусАЛ», «Красцветмет» продолжили свои планы развития. «Роснефть» реализует новые проекты по добыче нефти (в этом году планируется начало нефтедобычи на Сузунском месторождении). Начал производить продукцию Богучанский алюминиевый завод, соответственно, возросла выработка энергии Богучанской ГЭС. Восстановил свою деятельность и практически вышел на доаварийные объемы производства Ачинский НПЗ. Завершается строительство магистрального нефтепровода «Куюмба-Тайшет», который будет заполняться нефтью с месторождений юга Эвенкии. Устойчиво работают и развиваются наши оборонные и наукоёмкие предприятия. Строительный комплекс обеспечил ввод 1,311 млн квадратных метров жилья. Объем сельскохозяйственного производства составил почти 89 млрд рублей (увеличился почти на 10 млрд по сравнению с 2014 годом).

Среди проблем и сложностей 2015 года отмечу сокращение реальных располагаемых доходов населения и снижение уровня потребления в условиях экономической неопределённости. Такая ситуация вызвала сокращение спроса на потребительском рынке. Произошло существенное снижение оборота розничной торговли (почти на 15%), объема платных услуг, оказываемых населению. Эти проблемы, к сожалению, в значительной степени не решены и сегодня.

Негативные факторы отразились и на целом ряде обрабатывающих производств, прежде всего, ориентированных на конечного потребителя. При всей значимости показателей экономического развития края в целом и в отдельных отраслях, наиболее существенными для населения, а, значит, и для органов власти края, являются показатели, характеризующие уровень жизни населения.

В условиях ухудшения макроэкономической ситуации ускорился темп инфляции. В декабре 2015 года индекс потребительских цен в крае составил 110,6 % к декабрю 2014 года. Отмечу, что краевая инфляция сложилась ниже среднероссийского показателя (112,9 %), однако двузначных темпов годовой инфляции мы не видели уже много лет.

За 2015 год средняя заработная плата в крае в номинальном выражении увеличилась на 5,5 % и составила 36 065 рублей. К сожалению, высокий уровень инфляции опередил темпы роста заработной платы, что привело к снижению реальной заработной платы до 93,6 % от уровня 2014 года. И то, что в среднем по России снижение реальной зарплаты еще выше – 90,7 % –ситуацию в крае не упрощает.

Таким образом, с общим влиянием всех негативных факторов большинство наших секторов экономики более или менее справились. Но части отраслей преодолеть их до сих пор не удалось. И, конечно, последствия кризиса отразились на уровне доходов населения. Мы эту проблему видим, понимаем и учитываем при формировании политики и дальнейших планов работы и при подготовке решений на будущее.

В 2016 году снижения объемных показателей в экономике не ожидается. Объемы производства в крае сохраняются на том же уровне примерно, но ценовые факторы продолжают негативно влиять, и особого роста промпроизводства или дополнительных доходов бюджета добиться в этом году будет весьма затруднительно.

Уважаемые депутаты! Отдельно хотел бы остановиться на таком важном вопросе, как обеспечение безопасности территории и ее жителей. Это, с одной стороны, требует от нас планомерной, системной подготовительной работы, а с другой - четкого и быстрого реагирования на возникающие кризисные ситуации, когда надо мобилизовать все силы, средства, ресурсы. Этому также посвящена большая часть наших усилий как в рамках текущей работы, так и в целом в ходе межведомственного взаимодействия Правительства с федеральными структурами и органами местного самоуправления.

В 2015 году в крае произошло несколько событий, которые заставили максимально включиться всю нашу систему реагирования. Аварийное отключение ЛЭП в Дудинке. Пожары в Минусинском, Новоселовском и Шушенском районах, после которых необходимо было помочь людям в восстановлении жилья. Страшные аварии с рейсовыми автобусами на федеральных трассах в Балахтинском и Козульском районах, к сожалению, унесли жизни людей. Авиакатастрофа в Игарке с вертолетом МИ-8 стала причиной гибели летевших на вахту специалистов.

После принятия срочных и оперативных мер мы провели всесторонний анализ, на основе которого сформировался ряд решений об усилении нашей территориальной подсистемы РСЧС, выделении средств на совершенствование Единых дежурно-диспетчерских служб на муниципальном уровне. Тема обеспечения безопасности остается в зоне нашего пристального внимания, поэтому будем продолжать планомерную работу по внедрению современных систем мониторинга и реагирования на ЧС – от оповещения до внедрения комплексных решений по типу АПК «Безопасный город».

Уважаемые коллеги! В своем выступлении я коснулся основных вопросов, которыми мы занимались в прошлом году и над которыми продолжаем работать сейчас, стараясь не перегружать доклад цифрами.

Конечно, внешние условия меняются постоянно, к этому трудно привыкать, да, наверное, и не стоит. Потому что порой они негативно влияют на жизнь края, порой позитивно, а мы должны и, естественно, предпринимаем всё, что от нас зависит, чтобы отслеживать эти изменения, разумно и рационально реагировать на них, уточняя направления своей деятельности, акцентируя внимание на самых острых вопросах, которые выходят на первый план, чтобы обеспечить системное, стабильное, поступательное социально-экономическое развитие края, с одной стороны, и не допускать провалов и потрясений, с другой.

У нас есть понимание, как двигаться дальше. Если объективно смотреть на ситуацию, мы должны себе отдавать отчет, что легко и просто в ближайшие годы не будет. И надеяться на помощь со стороны краю, по большому счету, тоже не приходится. В этом смысле всё зависит от нас. Важно закрепить достигнутые результаты и продолжать работать над поддержкой бизнеса, созданием ему условий, заботясь при этом об интересах людей, живущих в крае. В этом наша с вами общая политика - делать край всё более привлекательным и удобным для жизни, чтобы хотелось жить здесь сегодня и здесь строить свои жизненные планы.

Уважаемые депутаты! Сегодня я выступил перед вами уже с пятым отчетом. Время несётся неумолимо… Хочу выразить вам благодарность за поддержку и внимательное отношение к работе Правительства, органов исполнительной власти края. По большому счету, и итоги 2015 года – это результат нашей совместной работы.

Край объективно изменился за эти годы. Движение вперед очевидно.

Уважаемые депутаты, я вам благодарен также за принципиальную позицию по ряду вопросов, где требовалось серьезно подискутировать. Мы действительно много спорили, иногда долго искали компромиссы, но в целом, я убежден, там, где мы объединяли усилия, у нас получилось работать эффективно.

Спасибо за внимание.


назад

 

Безопасность и правопорядок
| Внешние связи
Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Инновации
Информатизация и связь
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Экология и рациональное природопользование
Промышленность, энергетика  и торговля
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство
Социальная политика
Спорт
Строительство и ЖКХ 
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Экономическое развитие и инвестиционная политика
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Губернаторский контроль
| Проектный офис Красноярского края
| Год экологии
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82,
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Отправить обращение.

Размещение информации на портале:
телефоны: + 7 (391) 249-30-88, 211-09-54, 211-10-78

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

 

Индекс цитирования