главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Пресс-центр / Доклады и выступления

Выступление Губернатора Красноярского края В.А. Толоконского на краевом августовском педагогическом совете


26.08.2016

Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский | Текст выступления


Уважаемые участники конференции, уважаемые коллеги!

Позвольте в вашем лице поблагодарить всех работников образования за ответственный, профессиональный, нелёгкий труд. Уверен, каждый гражданин страны понимает, какое значение имеет труд учителей, воспитателей, преподавателей, педагогов. У Красноярского края есть все основания гордиться своим педагогическим сообществом, и я прошу передать слова благодарности всем вашим коллективам.

Считаю очень важным проведение таких педагогических советов. В этом году мы постараемся охватить вниманием как можно больше учителей, специалистов сферы образования. Мы проведём не только наш краевой педсовет, не только районные и городские советы, мы проведём ещё несколько межрегиональных конференций, где сможем акцентировать внимание на системных, общих задачах всей системы образования. Поэтому прошу Светлану Ивановну Маковскую, министерство образования края донести содержание прозвучавших докладов до всей педагогической общественности края и очень основательно обсудить те проблемы и задачи, которые назвал министр. Чтобы мы могли в последующих разговорах как можно точнее сформулировать организационно-методические, управленческие задачи, которые нам предстоит решать и в наступающем учебном году, и в ближайшее время.

 На таких конференциях всегда подводятся определённые итоги, и я, конечно, не буду повторять всё, о чём говорила Светлана Ивановна Маковская. Но у нас есть совершенно очевидные позитивные изменения в качестве образования, есть интересный опыт работы спецклассов, есть опыт оптимизации олимпиадного движения. Большой интерес у всех школьников, у всех обучающихся, да и вообще, у многих жителей края вызвали впервые прошедшие дни науки. У нас проходит много форумов, и это один из показателей того, что в обществе достаточно высокий интерес к повышению качества образования, к обновлению этой сферы.

Я благодарен специалистам сферы образования за серьёзное развитие контрактной формы подготовки и обучения специалистов. Пятьдесят процентов, о которых сегодня говорили, – это серьёзный результат. Теперь важно логично продолжить это начинание и сделать контрактную систему всеобъемлющей и постоянной. Даже те специальности, подготовка к которым не может быть сильно привязана к конкретным предприятиям, организациям, работодателям, по ним контракт должен быть отдан управлению образования, чтобы здесь несли полную ответственность за подготовку специалистов. Немного подискутирую в этом вопросе с министром. Дело в том, что проблем с трудоустройством не может быть, если мы правильно набираем, правильно формируем специальность и качественно готовим специалистов. Наш край настолько быстро растёт, что у нас колоссальная потребность в квалифицированных специалистах. Руководители любой отрасли – сельскохозяйственной, промышленной, сферы услуг – вам скажут, что не могут обеспечить свои потребности квалифицированными кадрами. Поэтому нам надо более точно формировать структуру подготовки, её качество, интегрировать процесс профподготовки в производство. Тогда таких проблем не будет.   

У нас есть успехи в различных профессиональных конкурсах. Светлана Ивановна Маковская приводила много примеров. Есть очень серьёзные изменения в системе дошкольного образования. Мы за короткий срок ввели огромное количество мест в детских дошкольных учреждениях. Практически во всех городах и районах края построены современные детские центры, которые позволяют не только удовлетворить потребность в детских садах, но и внести совершенно новую организационную культуру. Это такие центры, которых позволяют и родителям, и педагогам иметь совершенно иные ориентиры, как развивать и совершенствовать дошкольное образование. Такого раньше просто не было.

Есть успехи в системе дополнительного, творческого образования. Об этом тоже говорилось в докладе. И за эту работу я тоже вас благодарю.

В тоже время в докладе очень конкретно и остро шла речь о серьёзных проблемах, которые мы имеем в сфере образования, связанные, в том числе, и с качеством образования. Мы ещё не смогли переломить многие тревожные тенденции в мотивации учеников и педагогов, в организации учебно-воспитательного процесса. Эти и другие достаточно серьёзные проблемы, если их сейчас не решать быстро и качественно, будут снижать конкурентоспособность нашего общества, государства. Это совершенно очевидно. Ведь в первую очередь именно сфера образования определяет нашу конкурентоспособность. И мы не можем упустить время. Это не только политическая, но и поколенческая задача. Мы не можем допустить потери конкурентоспособности. Следовательно, нам надо максимально серьёзно и основательно отнестись к разрешению всех озвученных проблем. Поэтому ещё раз хочу призвать вас активно и заинтересовано обсуждать проблемы, о которых сегодня идёт речь, чтобы учесть все задачи в стратегиях развития своих районов, городов, подготовить целый ряд краевых государственных программ образования.  

Несколько слов скажу об управленческих задачах, которые Правительству края предстоит решать в самое ближайшее время. Первое. Я благодарен Светлане Ивановне Маковской, что она много и основательно со мной говорила о решении организационно-методических задач, а значит, особых споров у нас по этому поводу не будет. В сфере самоуправления, в организации многих процессов нужны серьёзные изменения. Я ещё раз прошу усилить работу в этом направлении. Кое-что мы сделали. Но вместе с тем, засилье формализма, стремление сохранить существующую жёсткость в организационно-управленческом построении, формальная отчётность и формальные требования порой преобладают над разумным содержанием, подавляют творческий подход педагогов в работе. Поэтому ещё раз прошу Светлану Ивановну Маковскую: нужна максимальная свобода всех специалистов образовательной сферы и особая ответственность каждого за результат своей работы. Я жду от вас самых смелых решений. Мы будем предлагать внести изменения в базовые законы федерального уровня. Но очень многие задачи мы можем решать самостоятельно. Главное, чтобы была единая позиция, если хотите, единая идеология в учительском сообществе, в системе управления образованием.

Я всячески поддержу программу по совершенствованию системы подготовки и повышению квалификации педагогических кадров, о которой говорила министр. Я нисколько здесь не беспокоюсь о балансовых, количественных показателях. Меня не смущает два с половиной процента вакансий – это совершенно не принципиальная проблема. Здесь важнее более точно понимать, какие предметы у нас попадают в наиболее дефицитные профессии. Например, иностранный язык. Это, конечно, ненормально, тем не менее, мы найдём необходимые решения, которые будут связаны с дополнительной мотивацией педагогов. Такие проблемы, безусловно, надо видеть и решать. Точно так же я не вижу большой проблемы с тем, что у нас много учителей пенсионного возраста. Считаю, ничего катастрофического в этом нет. Но вот качество подготовки и повышенная востребованность учительского труда среди молодых специалистов – это настоящая проблема. И нам придётся очень серьёзно заниматься этим вопросом. Поэтому я прошу: ту программу, которая сейчас разрабатывается, сделать, во-первых, быстро, во-вторых, очень качественно и точно. Мы будем там тоже применять контрактные формы подготовки. Я вижу в зале директора педагогического университета и прошу срочно вносить свои предложения, как нам обновить всю систему отбора кадров, абитуриентов, как совершенствовать учебные программы. Мы должны сделать всё, чтобы доля работающих в сфере образования выпускников у нас стала намного выше. Работать на какие-то непонятные рынки не получится. Я буду достаточно жёстко это контролировать. Нам надо вводить контрактную форму подготовки специалистов для удалённых районов, особенно сельских. Точно так же, как мы делаем для среднего и профессионального образования. Мы будем финансировать эту целевую подготовку из бюджета края с обязательством выпускника отработать определённое время и с обязательством работодателя, который будет должен взять его на работу. Таким образом, мы сможем закрепить молодых специалистов в тех сложных территориях, которых у нас в крае достаточно много.

Нам предстоит серьёзно обновить всю систему дипломированного образования и всю систему повышения квалификации. Мотивация здесь должна быть сильнее, а методическое и научное обеспечение более качественное. Я тоже прошу здесь максимально исключить все формальные подходы. Должен быть большой интересный набор, должны быть разные формы обучения. Надо уходить от шаблонов и универсальных программ, которые сегодня предлагает институт повышения квалификации. Это должна быть конкурентная, очень качественная среда. Мы не должны и не будем относиться к этому просто формально. И у нас должно быть очень чёткое понимание, как мы будем это делать.

Конечно, должна быть и личная мотивация педагогов. Не совсем соглашусь с Людмилой Васильевной Магомедовой, что мы не индексируем заработную плату. Мы достаточно серьёзно повышаем зарплатный норматив во всей сфере образования. Темп этого роста за последние четыре-пять лет был несравним ни с одной другой сферой. И сегодня мы имеем зарплаты педагогов заметно выше по сравнению со всеми другими регионами Сибири, да и всей страны – от 30 до 50 процентов. У нас относительно высокий зарплатный показатель. Но я не снимаю эту задачу и ещё раз подтверждаю свой принцип: как только будет принято решение об индексации заработных плат в сфере образования в федеральном Правительстве, на следующий же день это решение примет краевой парламент. Мы не можем это сделать без Федерации. У нас достаточно сложные взаимоотношения с федерацией по бюджету, и сила нашего края не даёт мне оснований сейчас сделать такой вызов, обещая взамен, что мы ещё больше повысим качество образования. Повторяю, мы и так отличаемся от многих регионов достаточно высоким уровнем зарплат. Но любое решение федерального правительства будет поддержано незамедлительно. Это я вам гарантирую.  

Есть в этом вопросе момент, где мы не станем ждать решения федерального Правительства и примем меры уже с нового календарного года. С 1 января 2017 года – мы изменим внутреннюю структуру заработной платы педагогических работников края. Сейчас у нас около 60 процентов – это предсказуемая доля заработной платы, которая основывается на окладе и жёстко привязанных к окладу надбавках. А ещё 40 процентов – это так называемая поощрительная часть. О проблемах с последней составляющей сегодня говорили и Светлана Ивановна Маковская, и Людмила Васильевна Магомедова. Поэтому мы примем решение о серьёзном повышении окладов, и с 1 января 2017 у нас доля точно планируемой части зарплаты будет не менее 80 процентов. Переменная часть, поощряющая особые заслуги педагогов в те или иные периоды времени будет составлять 20 процентов. Это серьёзное изменение структуры, и решение по нему я подпишу в самое ближайшее время. Но, повторяю, этого нельзя делать без постоянной увязки мотивационных решений с повышением качества работы педагогов. Самой сложной задачей в этом вопросе станет содержательный процесс.

Мы будем продолжать развивать систему специального образования. Светлана Ивановна Маковская говорила, что с 1 сентября этого года мы добавляем 50 специализированных классов математического и естественнонаучного профиля. На следующий учебный год, с 1 сентября 2017 года, мы ещё увеличим число таких классов на 75 единиц. Нам очень важно повышать качество этой работы. Мы не стремимся к количественным показателям, но нам нельзя остановиться на этом маленьком масштабе, потому что даже за один учебный год спецклассы внесли очень много нового во всю образовательную среду. И министр об этом очень много говорила. Те школы, те гимназии, где эти классы заработали, многое изменили в общих подходах к образовательному процессу. И это общее для нас сегодня гораздо важнее, чем то небольшое количество классов, которые мы включили в образовательный процесс. У нас становится больше по-особому обучающихся ребят, больше особых школ. 

Это будет сопровождаться серьёзным требованием качества. Программа будет ещё сложнее. Доля преподавания вузовскими силами будет ещё выше. Отбор в эти классы тоже будет сопровождаться высокими требованиями. Обязательно будет требование к внешнему притоку талантливых детей из других образовательных учреждений. Я сделал поручение и ещё раз напоминаю и Наталье Владимировне Рязанцевой, и Светлане Ивановне Маковской, что мы готовы открыть физико-математическую школу при Сибирском федеральном университете. Уже с достаточно большим набором на два последних класса. С финансированием из краевого бюджета всего содержательного стандарта. С требованием от университета обеспечить учебными площадями и местами в общежитии тех, кто будет там учиться. Ректор сейчас обсуждает эту задачу, но мы к ней готовы. Одновременно я прошу министра образования о том, что в течение сентября мы должны принять решение по расширению и укреплению функций так называемой Красноярской летней школы. У нас есть достаточно большой опыт, я недавно встречался с лучшими педагогами этой школы. Это высокий уровень, который должен быть поддержан. Эта школа частично будет работать на стационаре, но в большей степени будет работать в режиме выезда в отдельные территории, чтобы специальными циклами, специальными программами обогатить процесс как для учеников, так и для учителей того или иного профиля. Финансирование школы будет серьёзно увеличено.

Вторая группа задач. Они не звучали, я не специалист, не убеждён, что прав, но не сказать об этом не могу. Я думаю, что каждый из нас понимает, как сильно изменился образ жизни наших детей за счёт компьютеров, гаджетов. Меняется всё, меняется процесс обучения, меняется образ жизни. Старшеклассники плохо спят, они постоянно в сетях, они в общении. Я понимаю, как много здесь возникает дополнительных трудностей для педагогов. Но для меня совершенно очевидно, что бороться с этим, запрещать – просто непродуктивно. А вот провести масштабное обновление всех методических основ образовательного процесса, его информатизацию, убеждён, можно и нужно. Тот первый этап, который мы осуществили несколько лет назад, когда в каждой школе открывали компьютерные классы, решал другую задачу. Тогда мы думали, как современной школе овладеть новыми навыками современной жизни в условиях глобальной информатизации.  Сейчас этот процесс уже пройден. Убеждён, что в крупных городах уже практически у всех школьников есть такая компьютерная техника и в домашних, и в мобильных условиях. И даже в сельскую местность это придёт достаточно быстро.  Поэтому все предметы общения учителя с учеником, постановка задач через информационные системы должны быть повседневной и масштабной практикой. Думаю, только через это мы можем восстановить обычный процесс труда школьников, иначе мы постепенно придём в совершенно иррациональную систему, когда и ученик не занимается, а потом и студент в университете не занимается. Вроде всё нормально, выдаём аттестаты, считая, что ученик математику с русским освоил, и уже образованный человек. Но это не так. Подобный формальный подход царит и в университетском образовании. По-настоящему трудится очень небольшая доля ребят. И если мы эту ситуацию не переломим, мы не решим задачу повышения качества. Нужно вовлекать в это всех обучающихся. Прошу министерство образования подготовить определённые предложения, какие можно внести стимулы, организационные решения, чтобы это произошло.

Я прошу продолжить активную работу по укреплению среднего профессионального образования. Я думаю, уже многие города, районы, специалисты, руководители образования почувствовали рост интереса к этому образованию. Помните, мы очень долго жили в парадигме, что никто туда не хочет идти, все ориентированы на университеты. Мы прилагали очень много неубедительных сил, чтобы ничего, кроме университетского образования, не было, и получили то, что получили – дефицит кадров в производственно-экономической сфере, девальвацию университетского образования и переподготовку специалистов вузов по самым разным специальностям. Поэтому здесь я тоже хочу, чтобы система понимала, мы не будем вводить какие-то бюджетно-финансовые ограничения на среднее профессиональное образование там, где есть спрос. Это нельзя делать искусственно, как мы делаем иногда, загоняя или привлекая учащихся к специальностям, типа менеджмента. Не менеджеров будем готовить, а настоящих специалистов! Но там, где этот запрос есть, я хочу, чтобы министерство, министр понимали: дополнительные средства на увеличение набора мы найдём.  Да, нам трудно сегодня строить новые объекты, но там, где материальная база позволяет увеличить контингент обучающихся, мы на это осознанно и заинтересованно пройдём.  Вот недавно в Канске меня просили открыть подготовку акушеров в медицинском колледже, и я такое поручение сделал. В некоторых сельских районах даже механизаторов толком не готовим. Это неправильно, и это мы будем менять. При этом будем максимально применять интегрированные подходы к переоснащению этих образовательных учреждений, к оборудованию их необходимой техникой.

Я хочу, чтобы у министерства был более гибкий интеграционный подход. Нельзя эту задачу быстро решить, просто взять деньги из бюджета, купить и поставить оборудование. У нас очень много современных производственных предприятий. Усиливайте интеграцию! Давайте будем максимально использовать бюджетные ресурсы в смежных сферах. Мы в сельском хозяйстве направим значительные средства на эти цели, в отрасли строительства, ещё в ряде отраслей, связанных с бюджетом. Мы поможем, чтобы этот процесс шёл быстрее.  Но без интеграции здесь не обойтись. Вообще, сколько я к этому ни призываю, получается плохо. К сожалению, я увидел в этом зале только одного ректора – педагогического вуза. А ведь это серьёзнейшая проблема. Все проблемы вузов начинаются в сфере общего, среднего профессионального образования. Здесь должны выступать ректоры – и слышать проблемы, и подключаться к решению проблем. Нельзя отделить эти сферы. Нельзя абсолютизировать университетское образование и школьное. Тем более. что у нас ещё очень слабая мобильность, мы в основном принимаем в университет своих школьных выпускников, поэтому интеграционные процессы должны идти сильнее.

Я всячески поддержу усилия органов образования, коллективов образовательных учреждений по усилению социальных практик, активизации воспитательного процесса, внедрению механизмов школьного самоуправления. Я прошу все образовательные учреждения, все города и районы (а в зале очень много глав городов и районов) – примите в этом направлении территориальные, муниципальные программы и программы отдельных муниципальных учреждений. Больше самоуправления, больше общественных инициатив! Переломите ситуацию! Мы не можем больше философствовать, что телевидение не такое, интернет не такой, родители не такие, общество не такое, и потому нам трудно воспитать патриотичного, ответственного гражданина. Мы имеем то, что имеем. Но преодолевать эти трудности будем очень основательно и очень серьёзно. И воспитательное направление будет ничем не уступать образовательному. Мотивация здесь тоже должна быть очень сильная.

Несколько слов о тех проблемах, которые вы часто переживаете острее, чем содержательные. Я имею в виду материальную базу образовательных учреждений. Да, она серьёзно изношена, да, здесь проблем очень много. И сейчас я с некоторым беспокойством жду стратегий развития от всех районов и городов. Я представляю, сколько мне там будет озвучено потребностей в школах, детских садах, их капитальном ремонте и реконструкции. Это очень серьёзная проблема. Но опять же, решать её нужно сейчас, максимально используя опыт, который мы накопили в решении проблемы обеспеченности местами в детских дошкольных учреждениях. В этом году у нас это не очень получилось. Созданные в прошлом году пятнадцать тысяч мест в детских садах поделите на десять-пятнадцать и вы поймёте, сколько мы получили дополнительных ставок, дополнительной нагрузки на бюджет. Кстати, это сказалось и в проблеме вакансий, в подготовке кадров. В один год требовались тысячи воспитателей! Много новых педагогов у нас появилось, возросло число классов-комплектов. Мы не очень готовы были их содержать, это потребовало достаточно больших средств на увеличение сети, на финансирование текущего бюджета.  Поэтому сейчас, когда завершается подготовка бюджета семнадцатого года и последующих лет, я ставлю задачу средства на проведение ремонта, строительство общеобразовательных школ, учреждений среднего профессионального образования по сравнению с показателями  шестнадцатого года увеличить в два с половиной раза, а в бюджете девятнадцатого года – в пять раз! Эту задачу нам придётся решать.

С учётом того, что в нашей работе принимают участие главы муниципалитетов, ещё раз подчёркиваю задачу максимально укрепить самостоятельность муниципальных районов и городов. Многие средства на ремонт мы будем получать как субсидию, а не как меченые деньги, когда решение о ремонте кровли или крыльца принимается на проспекте Мира. Нет, это будет ваша программа! Вы будете знать свой лимит и будете экономно, точно заказывать или проводить те или иные ремонты. Повторяю, это сложная задача. Не все сегодня к этому готовы. И мне многие главы говорят, что у них нет специалистов. Давайте будем думать, как это сделать эффективнее, рациональнее. Но децентрализация здесь совершенно необходима. Мы не сможем такой масштаб ресурсов и объектов освоить только по государственным программам, только на государственном уровне. Программы должны быть, прежде всего, муниципальными.

Хочу ещё раз всех вас поблагодарить. Я сейчас вручу краевые награды участникам конференции. Хочу побывать в ряде районов и городов на межрайонных конференциях педагогов. И там буду благодарить людей. Я прошу руководителей общеобразовательных учреждений, руководителей районов, городов максимально творчески, активно подойти к организации проведения педагогических советов, Дня знаний, родительских собраний, праздничных и торжественных мероприятий. Чтобы это было сделано не просто на высоком организационном уровне, с соблюдением всех требований безопасности, а чтобы у людей появилось больше уверенности в своих силах, больше уверенности в завтрашнем дне, уверенности в том, что мы сможем решить задачи, которые перед нами стоят.

Я желаю вам успехов!


назад

 

Безопасность и правопорядок
| Внешние связи
Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Инновации
Информатизация и связь
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Экология и рациональное природопользование
Промышленность, энергетика  и торговля
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство
Социальная политика
Спорт
Строительство и ЖКХ 
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Экономическое развитие и инвестиционная политика
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Губернаторский контроль
| Проектный офис Красноярского края
| Год экологии
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82,
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Отправить обращение.

Размещение информации на портале:
телефоны: + 7 (391) 249-30-88, 211-09-54, 211-10-78

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

 

Индекс цитирования