главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Пресс-центр / Доклады и выступления

Выступление Губернатора Красноярского края В.А. Толоконского на расширенном заседании Совета по развитию агропромышленного комплекса Красноярского края и устойчивому развитию сельских территорий


17.11.2016

Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский | Текст выступления


Уважаемые коллеги!

У нас проходят традиционные Дни урожая, когда мы подводим итоги прошедшего сельскохозяйственного года, чествуем тружеников села – победителей трудовых соревнований, отмечаем лучшие достижения в сфере агропромышленного комплекса. А достижений у нас немало. Будет проходить традиционная сельскохозяйственная вставка, будет своеобразный смотр всех сельских районов нашего большого края, где мы сможем посмотреть не только показатели, динамику роста производств, развития новых, реализацию инвестиционных проектов, но и образцы продукции, которую производят труженики села, обеспечивая наш большой край и поставляя её в другие регионы. Безусловно, проведём торжественное собрание с большим праздничным концертом. В общем, это должны быть дни, когда весь Красноярский край отдаёт дань уважения труду многих людей, чьи руки пахнут хлебом.

Нам важно, чтобы подведение итогов и фиксирование позитивных результатов сопровождалось обсуждением проблем, постановкой новых задач. Мы не можем удовлетворяться достигнутым, какие бы большие успехи у нас ни были, мы должны идти вперёд. Развитие сельскохозяйственной сферы во многом определяет всю экономику края, качество жизни, укрепляет нравственные основы на территории нашего края. Поэтому мы хотели заседание сегодняшнего совета сконцентрировать в большей мере на новых рубежах, к которым нам предстоит идти. Прошу и главного докладчика – министра сельского хозяйства Красноярского края, и всех участников заседания особо обратить внимание на нерешённые задачи, на сложные проблемы. Их много. И мы готовы их решать, для этого у нас сформирована достаточно мощная политика в сфере аграрной экономики, у нас действует очень масштабный, системный закон Красноярского края о государственной поддержке процессов развития агропромышленного сектора. У нас есть и традиции, и законодательная основа, и управленческие практики, которые позволяют решать поставленные задачи. Надо идти вперёд. Этому и посвящён наш сегодняшний совет.

...

Я благодарен всем выступающим за проведённый анализ, за внесённые предложения. Сразу скажу, что Леонид Николаевич Шорохов вместе с коллегами организует работу по всем прозвучавшим комментариям и предложениям, чтобы был подготовлен перечень поручений, который я подпишу. Думаю, там будут и задачи совершенствования нашего базового закона о поддержке сельхозтоваропроизводителей, будут задачи и по увеличению объёма бюджетной государственной поддержки, будут поручения, связанные с инфраструктурной поддержкой развития новых производств и проектов. О некоторых задачах скажу отдельно.

Хочу ещё раз поблагодарить и поздравить сельских тружеников края. Очень продуктивно поработали в уходящем году, получили высокий урожай, получили динамику роста практически во всех сферах производства. Думаю, "валовка" будет даже больше, чем звучало в докладе у министра. Речь шла о 91-92 миллиардах рублей, что, безусловно, представляет солидную величину. Напомню, в прошлом году у нас было около 89 миллиардов рублей, а в позапрошлом году где-то 79 миллиардов рублей. Думаю, в этом году итоговая цифра будет под 100 миллиардов рублей. Это уже очень существенный объём. И понятно, что так просто такой результат не даётся. Урожай в 25 центнеров с гектара и более двух миллионов 600 тонн зерна – это тоже показатели очень достойные. Я не специалист, но думаю, не ошибусь, если скажу, что здесь главное – это высокая культура земледелия, а не какие-то особые климатические условия. Рядом с нами Кузбасс, там урожайность 17-18 центнеров с гектара. Рядом с нами Иркутская область, где очень мало пашни, однако и там тоже 17-18 центнеров с гектара. А уж такие крупные зернопроизводящие регионы, как Алтайский край – вообще меньше 14 центнеров с гектара, Омская, Новосибирская область в этом году дают около 16 центнеров с гектара. Вы понимаете, что 25 и 15 центнеров с гектара – это принципиально разные позиции и абсолютно разный уровень. Поэтому в этой цифре скрыт и многолетний труд многих специалистов, механизаторов, и результат технологического перевооружения, и результат применения современных сортов, это и защита растений, и внесение минеральных удобрений, чего не могут позволить себе другие регионы, не имея такого масштаба бюджетной государственной поддержки. Поэтому понятно, что это результат труда очень большого числа людей, которым я очень признателен за работу.

Хочу подчеркнуть, что этот год был временем серьёзного наращивания перерабатывающих мощностей. Нам нужна добавленная стоимость во всём. У нас один из главных регионов, куда мы поставляем зерно – Алтайский край, где зерна производится вдвое меньше, чем у нас. Мы вообще на экспорт зерна поставляем более одного миллиона тонн. Поэтому основная задача, которую мы стараемся решить, это увеличение внутреннего спроса. Внутренняя переработка зерна должна быть совершенно иной. И в этом году я увидел подвижки в этом направлении. У нас появились новые мельницы, новые мощности по производству макарон, идёт строительство огромного свинокомплекса с большим комбикормовым заводом. Один большемуртинский комплекс будет потреблять уже на первом этапе, до развития рынка, 150 тысяч тонн зерна. Это серьёзный прирост. Кроме того, наращивалось производство мяса птицы, и это тоже повышение внутреннего спроса, хотя в этом сегменте перед нами стоит ещё много задач, о которых я скажу дальше.

Этот год будет временем серьёзного прироста мощностей по производству мяса, прежде всего, свинины. Конечно, здесь нам содействовала внешняя конъюнктура, импорта мяса стало значительно меньше. Я помню, как в 2014 году в разговоре с инвесторами я возмущался, что мы производим так много зерна, которое совершенно не востребовано в крае, и недоумевал, почему нельзя наладить производство мяса. На что мне говорили о засилье импорта и об убытках, которые понесли мясные хозяйства. А сейчас мы получаем мощности в 30 тысяч тонн мяса в одном месте. И всё работает. И всё освоено. Есть свой забойный цех, свой комбикормовый завод. И переработка, которая отвергалась всего лишь год назад, тоже будет скоро построена. В итоге мы получим ещё и большие мощности по глубокой переработке мяса, по производству полуфабрикатов, большого ассортимента мясной продукции. Есть и другие примеры прироста мощностей. Это и хозяйство "АгроЭлита", и "Назаровское". Поэтому хотя в докладе министра звучала цифра увеличения производства в полтора раза, в принципе, сегодня созданы все мощности, чтобы можно было говорить об удвоении производства. И в следующем году мы точно удвоим производство мяса по сравнению с теми показателями, которые были у нас до сих пор.

Есть ещё немало инвестиционных проектов. Министр называл цифру около ста, не буду повторять – они есть. Есть, безусловно, определённые позитивные результаты, позитивная динамика и в развитии фермерских хозяйств, в развитии малых форм агробизнеса, заработала идеология создания дополнительных рабочих мест в сельских районах, есть некоторые позитивные результаты реализации социальных программ на селе. Мы строим и жильё, и инфраструктуру. Поэтому сельским труженикам есть чем гордиться, и я ещё раз хочу поблагодарить всех красноярских крестьян, хотя у нас будут ещё торжества, вручение наград, и завтра мы будем много об этом говорить. Этот труд нельзя недооценивать.

Вместе с тем наш, безусловно, праздничный разговор трансформировался в формулировку очень сложных и важных проблем. Вообще, развитие села и укрепление сельского образа жизни – очень сложная задача. Пожалуй, ни в одной стране мира таких задач не было и нет. Там нет таких расстояний. Нет таких различий между городом и селом, которые у нас разделяют сотни, а то и тысячи километров. В большинстве стран мира люди стремятся в село, так как это более комфортная и качественная жизнь, чем в городе. И города находятся рядом, существует хорошая развитая коммуникация между городом и деревней, когда человек может, работая в городе, жить в более качественной экологической среде. В маленькой Швейцарии, где доступны все виды деятельности, люди стремятся стать фермерами. Ни часовщиками, ни работниками высокотехнологичных производств – нет! Фермерами! Это качественная жизнь и высокая доходность. И так в большинстве развитых стран. В странах с большей территорией   иной климат и иная природно-климатическая эффективность. Поэтому часто, когда мы показываем специалистам наши условия, то по их критериям считается, что в наших условиях нельзя заниматься сельским хозяйством в принципе. А мы не только занимаемся, но и экспортируем свою сельскохозяйственную продукцию. Мы не только обеспечиваем сами себя. Россия сегодня становится одним из крупнейших экспортёров сельскохозяйственной продукции. Если вы обратили внимание на доклад министра, то видно, что его интересует уже и китайский, и азиатские рынки. А это уже одна из сложнейших стратегических задач, которые ставятся сегодня.

Нам предстоит очень многое обновить в подходах по укреплению сельского образа жизни и поддержке села. Многие наши решения по техническому обновлению, по технологическому совершенствованию не дали ещё серьёзных результатов по укреплению села. Сегодня действуют самые противоречивые тенденции. Сегодня были высказаны десятки позиций – то не хватает рабочих мест, и людям негде работать. Но сегодня в зале сидят десятки производителей, которые, скорее, согласятся с тем, что на селе некому работать. Без людей стоит новейшая, самая современная техника, стоят целые комплексы. Есть инвестиции, есть планы. А кадров не хватает. Вроде есть свободные трудовые ресурсы, но они очень трудно трансформируются в кадровый потенциал сельскохозяйственной отрасли. Это сложная задача. Молодёжи на селе мало. Мотивированных к эффективной работе молодых людей – ещё меньше. Поэтому здесь нет простых решений. Нам предстоит очень многое изменить в организации производства. Производство не может быть привязанным к конкретной деревне или конкретному селу, как ещё было вчера. Это будет больше технология. И в тоже время мы не можем потерять сельское население. Поэтому нам предстоит соединить технологию с социально-коммунальным устройством.

Я бы не хотел противопоставлять разные формы сельскохозяйственной экономики. Кто-то говорит: "Давайте будем сохранять акцент, который есть у нас сегодня в нашем законе, где мы в первую очередь поддерживаем крупные, мощные хозяйства, которые получают сейчас десятки миллионов государственной поддержки и показывают достаточно высокую эффективность". Кто-то говорит: "Давайте сделаем максимальный акцент на фермерство, на малые формы хозяйств, кооперативы". И мы тоже стараемся поддержать этот класс сельских предпринимателей, обновить наши формы поддержки. Нам справедливо замечают, что надо не упустить из виду и личные хозяйства. Они сегодня, конечно, не подсобные. Мы стараемся избегать этого слова, так как оно подразумевало, что человек, например, работал в колхозе, но чтобы прокормить семью ещё содержал корову, бычка, птицу, имел свой огород и так далее. Вот это было подсобное хозяйство. Сегодня, безусловно, каждое личное хозяйство также стремится к экономической эффективности, старается не только потреблять свою продукцию, но и продавать. Это тоже очень важно. Поэтому, повторяю, не хочу противопоставлять. Надо заниматься всем.

Технологически наши суровые условия больше адаптированы к крупным хозяйствам. У нас большие территории. У нас для маленькой площади купить современный комбайн или какой-то другой агрегат крайне сложно. Для всего мира нормально, когда девять машин убирают семь тысяч гектаров. Комбайн должен иметь очень большую нагрузку, чтобы быть рентабельным.

Уверен, должна и будет развиваться работа крупных хозяйств как управляющих компаний. Они будут осваивать новые площади, будут поддерживать слабые хозяйства, будут наращивать свои объёмы, так как у них уже есть мощная кадровая и техническая, технологическая база, им уже не надо делать первоначальные вложения. Но край огромный. И большинство сельских территорий не имеет таких широких возможностей. Более того, край пошёл по пути закрепления паевой земли, и у нас сегодня почти нет свободных земельных ресурсов, так называемых фондов распределения. Следовательно, фермерство – это та основа, которая адекватна той форме землепользования, землевладения, которая сегодня сложилась. Это касается и личного хозяйства. Всё это надо учесть в нашем развитии, в нашей сельскохозяйственной политике.

Безусловно, надо сконцентрировать наши бюджетные ресурсы, наши усилия на укреплении социально-коммунальной инфраструктуры села. Просто выделить в отдельные строчки – этого ещё недостаточно. Мы сейчас формируем перспективный инвестиционный план развития социально-коммунальной сферы, и, наверное, будем рассматривать его в первом приближении на ближайшие пять лет. Там должна очень точно ощущаться концентрация ресурсов именно в сельских районах.

Второе, что хочу подчеркнуть. Не может быть укрепления сельского образа жизни, если не увеличить доходы сельских поселений. Но с тем уровнем доходов, который есть сегодня, укрепить сельский образ жизни практически невозможно. Понимаю, что эта задача не просто решается, и я не хочу, чтобы её рассматривали формально, только по поручению Губернатора. Отсюда должен быть вывод, что эффективность производства должна быть выше. Невозможно строить развитие такой масштабной отрасли только на постоянном наращивании государственной поддержки. Господдержка должна быть больше. Мы сейчас освоили механизм, о котором говорили много лет назад, – что рост расходов на поддержку не может быть меньше роста доходов бюджета. Что должна быть соблюдена пропорция - насколько процентов растут доходы бюджета, настолько процентов и должна расти сумма поддержки. Мы выдерживаем это правило, даже с небольшим запасом. Сейчас я ставлю задачу выйти за этот индекс, чтобы рост государственной поддержки отрасли был даже выше, чем рост доходов.

Срез поддержки сельской экономики будет постепенно нарастать. Но, повторяю, это не может быть главной основой. Главная основа – это эффективность. И поэтому нам надо сейчас иметь точные программы развития, которые подготовят научные коллективы, экспертные советы. Нам надо выходить на урожайность в 30 центнеров с гектара. У нас есть небольшие колебания, но если посмотреть динамику последнего десятилетия, то всё время будет примерно одна величина. Я не говорю, что надо передовым хозяйствам выйти на 50 центнеров с гектара. Нам надо подтянуть те, у кого сегодня выходит по 15 центнеров с гектара. Нам надо именно их вывести на 20-23 центнера с гектара. Поверьте, 30 центнеров с гектара – это реальная задача. И рыночный спрос на зерно будет очень серьёзно расти. Действительно, Китай сегодня впервые заявляет о потребности в сельскохозяйственной продукции. Доля сельского населения у них упала, потребности в продуктах возросли, потребительский спрос стал совершенно другим, и им требуются совершенно иные продукты питания, в том числе на базе зерна. Россия уже в этом году намерена экспортировать 30-35 миллионов тонн зерна. Средние надои на одну корову должны быть не менее шести тысяч килограммов. Пять двести – достойный результат, он, действительно, выше всех в регионе, только мы его считаем с 74 тысяч голов, хоть поголовье немного и сократилось.

Подобных регионов, где 70 тысяч поголовья, не так много. И одно дело считать, например, в Ленинградской области на 50 тысяч, на 45, другое дело – на 75. Если бы мы посчитали надои на 50 тысяч, у нас бы уже эти шесть тысяч килограммов были. Но я ставлю задачу увеличить и поголовье, и надои, и поднять "валовку". Сейчас у нас "валовка" на одном примерно уровне стоит уже десять лет.

Но опять же, потребность в молочных продуктах будет возрастать и за счёт нового качества, и за счёт более сложного ассортимента, развития специального питания. Мы сейчас начинаем строить огромный комбинат питания в Красноярске для обеспечения социальной сферы. Там потребуются огромные объёмы молочной, мясной продукции. Не сомневаюсь, рынок здесь тоже будет расти. Должно быть серьёзно увеличено мясо говядины и мясо птицы. Поэтому тоже такие задачи надо ставить.

Нельзя получить высокую зарплату, высокие доходы, если урожайность – пятнадцать центнеров с гектара, а надои – три тысячи килограммов молока. Такой эффективности не бывает. Это могло быть только в такой экономике, где нет понятия эффективности, нет денег. Нам предстоит выравнивать уровни развития, но при этом нельзя потерять эффективность. Господдержка всё равно будет базироваться на эффективности. И малые формы хозяйствования должны показывать эту эффективность.

Я не могу не сказать несколько слов о повышении эффективности организационно-управленческой деятельности. К сожалению, здесь тоже есть какая-то системная проблема, принижение значения этой управленческой деятельности. Я иногда приезжаю в сельский район, собираю совещание руководителей, вижу таблички – "заместитель по правовым вопросам", "заместитель по организационным вопросам", ещё какие-то заместители. Я спрашиваю: "А кто занимается базовыми вопросами сельской экономики?". Мне отвечают: "У нас есть отдел сельского хозяйства". Сельская экономика – это основа жизни сельского района! При всей важности коммунального комплекса, работы школ, детских садов всё начинается с экономики. Нам нужна эффективная сельская экономика! Меняйте традиции управления! Этим нужно заниматься каждый день. Поверьте, решить задачи электроснабжения несложно. Этим просто никто не занимается. У нас огромные инвестпрограммы. Мы найдём ресурсы, как довести их до животноводческого комплекса. У нас есть иные возможности, но этим надо заниматься! Я не настаиваю, чтобы управленцы государственного уровня вмешивались в технологию. Вы лучше разберётесь. Но есть инфраструктурные задачи. Есть задачи кооперации. Есть задачи сбыта. Есть задачи совершенствования форм господдержки. Тут уже говорили: мы готовы создавать муниципальные предприятия. Если рыночный сектор отстаёт – создавайте! Главное, чтобы экономика росла.

Я не хочу здесь принимать каких-то административных решений. Я считаю, что государственные институты должны максимально отстаивать самостоятельность органов местного самоуправления и не диктовать, какая структура должна быть в местной управленческой власти. Но содержательно обращаю на это внимание, потому что в зале руководители практически всех сельских районов – посмотрите, как это лучше сделать. Повторяю, рост рабочих мест, рост зарплаты, рост доходов сельского населения, повышение эффективности – это всё те задачи, которые сами собой не решатся! Рыночных стимулов недостаточно. Здесь нужны системные, эффективные, правильные управленческие решения.

Мы хорошо понимаем, какое значение, какую важность имеет агропромышленный комплекс края в решении задач эффективного развития. Ещё раз хочу подчеркнуть, что вся наша организационная, бюджетная политика в развитии агропромышленного комплекса будет исходить из понимания этого значения, из понимания простых истин: сельская экономика – жизнеобразующая сфера. Разные сферы могут быть, могут не быть. Мир глобален. Экономика неизбежно будет стремиться к такой глобальности. Но сельская экономика конкретна и жизнеобразующа, жизнеутверждающа в каждой конкретной территории, в каждый конкретный момент времени. Поэтому я прошу председателя Правительства края Виктора Петровича Томенко взять под контроль подготовку этого документа. Буду признателен и Агросоюзу, потому что мы не могли успеть сегодня обсудить все направления нашей работы, нашей политики. Есть задачи долговременные, есть задачи вполне конкретные, текущие. Я посмотрю – и по взаимодействию с энергетиками, и по работе Россельхозбанка. Но тут тоже надо понимать: мы сами напутали многое в этом банке. Вы хорошо знаете особенности фермерского, кооперативного движения. Вспомните, десяток лет назад мы раздали кучу кредитов, люди купили какую-то совершенно неадекватную технику, куда-то вложили средства, производство не пошло, кредиты пропали. Потом мы стали воспитывать и поддерживать сельскую олигархию. У нас появились хозяйства, которые полстраны охватили владением землёй, строительством заводов, хлебозаводов, набрали миллиардные кредиты. В сельском хозяйстве так не бывает. Там всё идёт постепенно, там есть природа, которую не обманешь. И банк сейчас тоже в очень сложном положении, но при этом наша позиция такая: этот банк есть, пока он нужен селянам. Если селяне говорят: банк не работает и банк не поддерживает, лучше его, как государственный банк, недокапитализировать. И эту позицию знает руководство банка, мы недавно проводили встречу, и сейчас создадим совместный с банком экспертный совет, который будет помогать, чтобы отработать другие подходы, механизмы кредитования. И мы будем этим очень серьёзно заниматься.

Я прошу Леонида Николаевича Шорохова, министерство сельского хозяйства, аграрный университет обратить внимание на замечание по ветеринарному обслуживанию. Тут у нас, действительно, не должно быть проблем. Мы имеем серьёзную научную базу, мы готовы развивать контрактные формы подготовки специалистов, стимулировать, смотреть другие мотивации, чтобы те узкие, очень важные специальности в сфере ветеринарного сопровождения были подготовлены. Мы сейчас разрабатываем программу генетических центров, у нас много технологий, где без специалистов ничего не получится. Это базовая задача университета. Аграрное образование должно быть максимально адекватно современной системе организации сельхозпроизводства. Раз фермерство развивается, мы должны готовить специалистов, которые и в агрономии понимают, и в ветеринарии, и в зооинженерии, и в механике. Это в советскую эпоху, когда все хозяйства были крупными, каждое имело и агронома, и ветеринара, и зоотехника, и инженера, и экономиста. И мы их готовили, как на большой завод. Сейчас другая система. И образование должно быть другое.

Будет обязательное поручение по развитию инновационности сельской экономики. Вы часто, наверное, слышали о результатах Томской области в использовании дикоросов, природных даров. Там действительно миллиардные объёмы, миллиардные прибыли. Но только это не "грибы солёные", это современное, высокотехнологичное производство. Это наука и инновации! И эту продукцию приобретают самые современные рынки. У неё очень высокая рентабельность. У нас такие производства есть, но их мало. Поэтому современные продукты глубокой переработки должны быть.

Старайтесь держать ориентир: из рубля сырой продукции надо произвести десять рублей. Если взяли зерно по цене десять тысяч за тонну, то надо получить из него продуктов на сто тысяч. Только так будут расти доходы и решаться все социальные задачи.

Я желаю вам успехов! Спасибо всем.


назад

 

Безопасность и правопорядок
| Внешние связи
Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Инновации
Информатизация и связь
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Экология и рациональное природопользование
Промышленность, энергетика  и торговля
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство
Социальная политика
Спорт
Строительство и ЖКХ 
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Экономическое развитие и инвестиционная политика
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Губернаторский контроль
| Проектный офис Красноярского края
| Год экологии
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82,
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Отправить обращение.

Размещение информации на портале:
телефоны: + 7 (391) 249-30-88, 211-09-54, 211-10-78

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

 

Индекс цитирования