главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Пресс-центр / Доклады и выступления

Выступление заместителя председателя Правительства края – министра финансов края Владимира Бахаря на совещании Губернатора края с главами муниципальных образований края об ожидаемых итогах исполнения краевого и местных бюджетов в 2016 году


21.12.2016

Заместитель председателя Правительства Красноярского края - министр финансов Красноярского края Владимир Бахарь | Доклад


Уважаемый Виктор Александрович, уважаемые коллеги!

У нас с вами сейчас горячая пора. Идет завершение финансового года – очень ответственный этап нашей работы – и одновременно рассматриваются и принимаются местные бюджеты на предстоящий период.

Как раз в этот момент очень важно оглянуться назад, дать оценку тому, что пройдено за год, и скорректировать планы на будущее.

В своем докладе я сначала остановлюсь на итогах и ожидаемых результатах года в части исполнения консолидированного бюджета, а затем – на исполнении местных бюджетов. 2016 год я условно поделил бы на две части. Первая часть – это первое полугодие, когда сохранялись низкие темпы роста экономики, курс доллара стремительно рос, а цены на нефть и цветные металлы продолжили падение, начавшееся еще в 2015 году. Это был период сохранения неопределенности и непредсказуемости финансовых рынков. Мы уже в начале года понимали, что необходимо корректировать сценарные условия, вводить серьезные ограничения на принятие новых расходных обязательств и активно работать над мобилизацией доходов, в том числе с крупнейшими налогоплательщиками, для обеспечения сбалансированности бюджетов.

Вторая часть – это второе полугодие, когда ситуация более-менее выровнялась, цены на металлы и нефть несколько стабилизировались, хотя и сохраняли низкие позиции.

К этому добавьте влияние санкций, временный переход Федерации на однолетний бюджет, ужесточение условий получения финансовой помощи из федерального бюджета. Вот в таких непростых экономических условиях происходило исполнение как краевого, так и местных бюджетов в 2016 году.

Чтобы понять степень влияния ценовой конъюнктуры на экономику края, достаточно одного примера: при общем количестве налогоплательщиков более 79 тысяч, только 3 из них формируют около 40% доходов бюджета и 70% поступлений налога на прибыль. Это "Норильский никель", "Ванкорнефть" и "Полюс" - как раз те компании, деятельность которых напрямую зависит от ситуации на мировых рынков сырья. Это подчеркивает конъюнктурную зависимость нашей экономики.

Территориальный срез структуры доходов также говорит о конъюнктурной зависимости экономики края: основные доходы в бюджет края – около 65% - поступают с четырёх территорий края, на которых сконцентрированы экспортоориентированные производства: Красноярск обеспечивает около 30% налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета, Норильск - около 24%, Туруханский район – более 11%, Северо-Енисейский район – 7,5%.

Поэтому риски, которые могли привести к выпадающим доходам бюджета, были весьма существенны. Чтобы максимально компенсировать снижение поступлений в бюджет, Губернатор и Правительство края продолжили активную работу по росту доходов и повышению эффективности расходов. Взаимодействовали с крупнейшими налогоплательщиками региона, работали с федеральными органами власти.

Я напомню, Губернатор края в начале года перед нами поставил три основные задачи:
1) увеличить доходы на 15-20 млрд рублей;
2) снизить расходы на 10-12 млрд рублей;
3) снизить дефицит и не допустить рост заимствований.

Что удалось нам сделать в этом направлении?

Первое – о доходах.

Скажу вам честно: когда Виктор Александрович называл прирост, которого нужно было достичь, становилось не по себе от таких цифр в условиях турбулентности на финансовых рынках.

Сейчас, по прошествии времени, можно предварительно говорить о приросте доходов консолидированного бюджета в 40 млрд рублей за два года! В 2015 году прирост составил 23,8 млрд рублей, по итогам 2016 года прирост ожидается 16,8 млрд рублей в случае сохранения переплаты компанией "Роснефть", т.е. ее невозврата в этом году.

Очень важно, что наблюдается положительная тенденция увеличения доли налоговых и неналоговых доходов в валовом региональном продукте края.

Мы уже говорили, если с 2010 по 2014 год, несмотря на рост экономики в целом, собственные доходы консолидированного бюджета края фактически были на одном уровне и составляли порядка 150-160 млрд рублей, то с 2015 года мы переломили эту тенденцию: доходы стали увеличиваться. И по итогам года мы ожидаем приближение к 200 млрд рублей. Это очень ощутимая прибавка.

Важно также отметить, что по поступлениям налога на прибыль мы, наконец, выходим на показатели 2010 года. В этом году ожидаем получить в консолидированный бюджет около 72 млрд рублей, при этом в 2010 году мы получали 70 млрд рублей. Напомню, в 2013 году поступления составляли 42 млрд рублей, что было связано, в основном, с изменениями федерального законодательства и изъятием доходов в пользу федерального бюджета.

Второе – расходы.

Меры по повышению эффективности расходов нашли отражение в трёх корректировках бюджета. В частности, в соответствии с распоряжением Виктора Александровича состоялось очередное сокращение численности служащих, проведена оптимизация расходов, в том числе на содержание органов власти.

В условиях сложного начала года мы временно приостановили финансирование капитальных расходов. А далее был проведен большой анализ капитальных расходов, по итогам которого часть из них перенесены на более поздние сроки.

В целом указанные меры позволили оптимизировать расходы в объеме около 10-12 млрд рублей от первоначально принятого бюджета.

И третья задача Губернатора - задача по снижению дефицита – также выполняется. По предварительным данным, дефицит краевого бюджета ожидается в размере 14,8 млрд рублей при плановом значении 17,4 млрд рублей, т.е. на 2,6 млрд рублей ниже. Кроме того, ожидаемый дефицит на 5,5 млрд рублей меньше прошлогоднего дефицита (18,3). Динамика снижения дефицита, как мы знаем, прослеживается и в перспективе: в 2019 году дефицит ожидается на "техническом" уровне 7,1 млрд рублей.

В текущем году получено два бюджетных кредита из федерального бюджета (всего под 0,1 процента годовых) в общей сумме 9,3 млрд рублей на замещение коммерческих кредитов. Учитывая, что дефицит по собственным средствам составит 11,6 млрд рублей, из них 9,3 млрд рублей – бюджетные кредиты, а 600 млн рублей – остатки на начало текущего года, - это означает, что мы практически не увеличили коммерческие заимствования.

В целом хотел бы подчеркнуть, что в крае не было допущено развитие негативного сценария. Динамика параметров консолидированного бюджета - тому подтверждение. Доходы и расходы увеличились по сравнению с прошлым годом. Дефицит снижается, государственный долг стабилизируется, замедляются темпы его прироста.

В подтверждение этому приведу еще буквально несколько цифр о финансовом положении края среди других субъектов Российской Федерации.

Красноярский край входит в десятку регионов по объему валового регионального продукта и лидирует в Сибирском федеральном округе. Красноярский край входит в число устойчивых регионов-доноров, занимая 7 место в стране по наполнению федерального бюджета. Красноярский край входит в пятёрку субъектов по параметрам бюджета.

По состоянию на 1 сентября 2016 года, наш регион занимает 48 место по уровню долговой нагрузки – здесь измеряется доля государственного долга в налоговых и неналоговых доходах бюджета. Т.е. мы далеки от высокого уровня.

Коллеги, эти цифры - показатель того, что Красноярский край - самодостаточный, развитый регион, вносящий существенный вклад в экономику всей страны. Мы можем этим гордиться.

Теперь непосредственно о местных бюджетах.

По предварительной оценке, объем доходов местных бюджетов составит 58,7 млрд рублей (с учетом целевых средств и дотаций из краевого бюджета) или на 1,8 млрд рублей больше 2015 года, в том числе объем налоговых и неналоговых доходов – 36,8 млрд рублей, что на 1,5 млрд рублей больше уровня прошлого года.

При этом небольшое недопоступление налоговых и неналоговых доходов в бюджеты отдельных территорий мы компенсировали финансовой помощью в осенней корректировке краевого бюджета, чтобы минимизировать основные риски, влияющие на завершение финансового года.

Наибольшего темпа роста к факту 2015 года достигли:
Ачинский район – 65% (+56,6 млн);
Северо-Енисейский район – 47% (+426,7 млн);
Мотыгинский район – 38% (+102,9 млн);
Кежемский район – 36% (+84,3 млн);
Новоселовский район – 31% (+19,4 млн);
Эвенкийский МР – 19% (+78,9 млн).

При этом - обращаю ваше внимание - поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджеты пяти территорий не превысили 80% от годового плана (Березовский – 76,9%, Минусинский – 78,6%, Балахтинский – 78,7%, Солнечный – 79,5%, Ермаковский – 79,8%). Это говорит о необоснованном завышении доходов и принятии необеспеченных расходов, что влечет за собой рост муниципального долга и кредиторской задолженности.

Объем недоимки по налоговым доходам в местные бюджеты остается практически неизменным на протяжении ряда лет, несмотря на декларируемые меры по повышению собираемости доходов. На начало 2017 года недоимка в местные бюджеты ожидается в размере 1,1 млрд рублей или около 4% от налоговых доходов местных бюджетов, при этом в разрезе территорий этот процент варьируется от 0,1 до 25,3%. 10%-ый уровень превышен в Емельяновском, Березовском, Минусинском, Манском, Сухобузимском и Тасеевском районах.

Что касается расходов местных бюджетов, то, по нашей оценке, общий их объем по итогам года составит 64 млрд рублей (без учета целевых средств), что на 1,5 млрд рублей больше уровня прошлого года.

Дефицит местных бюджетов превысит 5 млрд рублей, из которых лишь 3,2 млрд рублей покрывается остатками средств, а оставшаяся часть – заемными средствами.

Муниципальный долг прирастет на 2,1 млрд рублей и на начало 2017 года составит 14 млрд рублей (основной прирост долговых обязательств происходит в Красноярске (+ 1,6 млрд рублей) и Норильске (+400 млн рулей).

Хотел бы отметить, что некоторые территории продолжают планировать расходы, не обеспеченные реальными источниками финансирования. Это приводит к образованию просроченной кредиторской задолженности. На начало текущего года она составляла более 1 млрд рублей. При этом если за 11 месяцев ее размер снизился до 240 млн рублей, то к концу года мы прогнозируем ее увеличение почти до 600 млн рублей (в т.ч. Красноярск – 350 млн рублей), что будет являться дополнительной нагрузкой на местные бюджеты в 2017 году.

Ряд территорий допустили значительный рост задолженности за текущий год (Емельяновский (+20,4 млн рублей), Козульский (+7,1), Березовский (+6,5), Тасеевский районы (+6,2), Кежемский (+3,8)). При этом Козульский и Тасеевский районы допускают также финансирование собственных расходов за счет целевых средств краевого бюджета.

Уважаемые коллеги, по-прежнему нашей основной задачей являются рост доходов и оптимизация расходов.

Сразу хочу обратить Ваше внимание, что в начале следующего года мы планируем провести "кустовые" выездные совещания в территориях, посвященные реализации планов мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов. Только в это раз мы сместим акцент в сторону роста доходов, для этого будем приглашать представителей налоговой службы и Росреестра.

Предлагаю при доработке планов на 2017 год сосредоточить усилия на мероприятиях по росту доходов местных бюджетов и учесть замечания, которые мы неоднократно отмечали. Среди них – формальный подход к мероприятиям, отсутствие работы по анализу субсидий физическим и юридическим лицам, оптимизации инициативных расходов. По-прежнему актуальными проблемами для многих муниципалитетов остаются рост недоимки в бюджет и превышение лимита численности органов местного самоуправления, норматива формирования фонда оплаты труда муниципальных служащих и выборных должностных лиц.

Кстати, те же недостатки, на которые мы обращаем ваше внимание, выявляются прокуратурой и Счетной палатой края.

Самыми распространенными являются нарушения при распоряжении муниципальным имуществом, земельными участками, начислении и взыскании арендной платы.

Кроме того, при проверках отмечаются нарушения законодательства о контрактной системе, недостижение запланированных доходов, нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств.

По итогам рассмотрения данных замечаний было утверждено отдельное распоряжение Правительства края – прошу Вас, коллеги, взять под личный контроль исполнение изложенных в нём поручений.

Уважаемые коллеги! Совсем недавно состоялись публичные слушания по проекту краевого бюджета на 2017-2019 годы. В своем докладе тогда я обозначил все основные цифры и задачи, стоящие перед участниками бюджетного процесса, поэтому сегодня я специально на этом не останавливаюсь.

Но считаю необходимым заострить ваше внимание еще раз на некоторых точечных моментах.

С 1 января 2017 года финансовым органам предстоит осуществлять новое полномочие в рамках 44-го федерального закона - контроль в сфере закупок. Напомню, что реализация указанных полномочий может осуществляться муниципальными образованиями самостоятельно или путем их передачи Федеральному казначейству. Большинство территорий (574) приняли решение о передаче полномочий. В настоящее время идет подписание соответствующих соглашений с Федеральным казначейством, поэтому прошу держать руку "на пульсе".

Кроме того, мы сейчас внедряем централизованную автоматизированную систему управления финансами, которая позволит повысить качество бюджетного процесса. Также прошу контролировать ход исполнения утвержденных графиков.

Со следующего года изменится порядок перечисления некоторых субсидий из краевого в местные бюджета. Теперь, чтобы средства не «висели» у вас на счетах, субсидии будут перечисляться под фактическую потребность с казначейским сопровождением.

Еще обращаю ваше внимание на то, что Федерация продолжает реформу учреждений и теперь планирует перейти от государственных заданий к государственному социальному заказу на оказание услуг. Уже разработан соответствующий проект федерального закона, и Красноярский край стал участником пилотного проекта по его апробации. Поэтому будем совместно двигаться в заданном направлении и решать стоящие перед нами задачи в ключевых сферах – сферах экономики и финансов.

И в завершение, коллеги, я хотел бы поблагодарить всех вас за совместную работу, поздравить с наступающим Новым годом и пожелать успехов в работе и финансовой стабильности.


назад

 

Безопасность и правопорядок
| Внешние связи
Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Инновации
Информатизация и связь
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Экология и рациональное природопользование
Промышленность, энергетика  и торговля
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство
Социальная политика
Спорт
Строительство и ЖКХ 
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Экономическое развитие и инвестиционная политика
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Губернаторский контроль
| Проектный офис Красноярского края
| Год экологии
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82,
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Отправить обращение.

Размещение информации на портале:
телефоны: + 7 (391) 249-30-88, 211-09-54, 211-10-78

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

 

Индекс цитирования