Уважаемые посетители портала! Вы перешли в режим отображения информация для людей с нарушениями зрения. Вы можете выбрать размер шрифта и цвет фона. Все лишние графические элементы убраны, чтобы не затруднять поиск нужной информации.
Размер шрифта: Р Р Р Цвета сайта: Ц Ц Ц Ц Ц Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Поиск по сайту Обычная версия сайта

Официальный портал Красноярского края

Главная / Пресс-центр / Доклады и выступления

Выступление Губернатора Красноярского края В.А. Толоконского на расширенном аппаратном совещании


09.01.2017

Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский | Текст выступления


Уважаемые коллеги!

Третий год мы начинаем с вами работу в таком режиме. Не мне судить, как подобное совещание помогает вам в построении задач, видении нашего будущего развития. Надеюсь, это активизирует ваше сознание, активизирует ваши планы, мысли, добавляет вам энергии. Во всяком случае, для меня очень важно, чтобы мы в самые первые рабочие дни наступившего года могли максимально точно видеть то будущее, к которому стремимся, те цели и задачи, которые нам предстоит реализовать. При этом я каждый раз подчеркиваю, что сегодня я говорю о своём видении, о своём понимании. Дальше вы будете осмысливать и то, что услышите от меня, и то, что вы думаете и планируете сами. В результате получится план наших совместных действий. Таким образом, мы с вами работали предыдущие два года, и думаю, все вы ощущаете, что определённые изменения есть. И то, о чём мы говорили на таких встречах, находит своё отражение в нашей совместной работе, в конкретных результатах развития нашего края.

Хочу специально подчеркнуть, мы делали особый акцент на том, что развивать наш регион возможно и необходимо, главным образом, за счёт собственной экономики, за счёт собственных возможностей, с опорой на собственные силы. Мы должны были ставить перед собой большие задачи по развитию экономики, инфраструктуры, социальной сферы, и ресурсы для этого должны были найти в собственном регионе. Думаю, за прошедшее время мы ещё раз почувствовали особую силу красноярской экономики, несмотря на все изменившиеся внешние условия и крайне низкие цены на основные виды продукции, которые производит экономика края. Производство росло, укреплялось, повышало свою эффективность, и как я неоднократно подчёркивал, у нас такая структура экономики, что мы нигде, ни в одном секторе не видим исчерпания возможностей роста. У нас нет отраслей, сфер, которые снижают свои показатели, свои темпы развития. Все сферы, все отрасли, все территории края показывают способность и потенциал дальнейшего развития. И это очень важно как для текущих, так и для долговременных задач развития.

У нас есть очевидные показатели роста доходов и расходов бюджета. Вы понимаете, что бюджет – это основа основ всех наших политик, и для того, чтобы обеспечивать развитие, нам нужен растущий бюджет. За то время, что мы работаем вместе, за 2015 - 2016 годы, Красноярский край имеет рост доходов бюджета почти на 40 млрд рублей. Это очень серьёзный прирост, который, напомню, происходил не в самых благоприятных конъюнктурных условиях, после пяти лет достаточно стабильного состояния краевого бюджета, без роста доходов. Безусловно, этот прирост доходов давал нам возможность увеличивать расходы по всем нашим основным направлениям – и в решении социальных задач, и в поддержке экономическо-хозяйственной деятельности, в развитии инфраструктуры, строительстве объектов. Этот результат развития имеет принципиальное значение, поскольку на его основе мы строим очень многие свои планы и программы развития. Хорошо помню особую тишину в зале и выражающие непонимание взгляды коллег, когда в своём первом выступлении 14 января 2015 года я говорил о задачах увеличить доходы бюджета края на 100 млрд  рублей за два бюджетных цикла, то есть за шесть лет. Я понимаю, сначала трудно было представить, что этот запрос можно обеспечить и что это вполне реальная задача для Красноярского края. Прошедший период показывает, что мы способны именно так ставить задачи и именно так их решать. При этом очень важно, что в этот период времени происходило серьёзное, качественное улучшение сбалансированности нашего бюджета. Вы помните, в 2014 году плановый дефицит бюджета у нас был 28 млрд рублей, но закончили мы тот год уже с дефицитом примерно в 20,5 млрд рублей. Сейчас 2016 год мы завершаем с дефицитом около 11 млрд рублей. И это тоже, поверьте, серьёзное, качественное изменение, когда не только на 40 млрд рублей растут доходы, но сокращается и дефицит бюджета, растут расходы бюджета, которые нам необходимы для решения главных задач развития. Есть ещё немало результатов в реализации бюджетной политики, о которых я скажу чуть позже, но эти результаты - базовые для формирования бюджетной политики, они имеют принципиальное значение.

Не могу не отметить надёжную работу учреждений социальной сферы, сфер жизнеобеспечения. В таком большом крае, с такой широкой географией и климатом нельзя пройти всё время без аварий и сбоев. И они у нас были. Но система подтверждала свою устойчивость, надёжность, способность быстро устранять сбои и обеспечивать надёжное функционирование, несмотря на все сложности построения коммунального и энергетического хозяйства, наши расстояния и объективно суровые условия.

Вы помните, как мы акцентированно говорили, что для будущего Красноярского края очень важно повышение социальной привлекательности региона, улучшение всей среды жизнедеятельности людей, обновление сознания красноярцев. Мы говорили о важности понимания того, что это край не только производства и экономики, богатый не только ресурсами и возможностями для заработка, но и возможностями для развития. Край, который позволяет реализовать способности и таланты каждого человека. Поэтому акцент на развитие науки, образования, культуры – это безусловный приоритет, о котором мы говорили с первых дней нашей работы. И сегодня я могу уверенно говорить о том, что в развитии научно-исследовательского и образовательного комплекса нашего края произошли серьёзные изменения. Укрепились наши университеты, построена правильная структура всей сферы образования, поскольку в последние годы во всех регионах возникали вопросы эффективности и неэффективности системы, необходимости или излишества тех или иных университетских центров. В Красноярском крае сегодня мы не только укрепляем классический университет, который в прошлом году отметил первые десять лет своей новейшей истории. У нас сформирован инженерный, технологический университет со статусом опорного университета, который предполагает особый государственный заказ и особое финансирование. Кроме того, у нас укрепляются региональные отраслевые вузы, которые обеспечивают подготовку специалистов массовых профессий. Это и медицинский, и педагогический, и аграрный, и творческий вузы. Всё это та структура, которая позволяет нам качественно расти без серьёзных структурных ломок, перестроений, то, что даёт нам стратегическое будущее. Есть немало результатов работы научно-исследовательских институтов Красноярского научного центра, который сейчас называется Федеральным исследовательским центром. Мы получали немало грантов на новые исследования, и по всем показателям качества работы научно-исследовательского комплекса у нас, безусловно, есть позитивная динамика.

Но главное, что мне хочется подчеркнуть в начале нашего сегодняшнего разговора, это то, что происходило осознание безусловного приоритета и необходимости системного роста эффективности всей нашей работы. Мы никогда не были удовлетворены тем, как мы работаем. Мы понимали с первых шагов, что требуется повышение эффективности, усиление единства и командной работы, усиление интеграции разных органов управления и власти. Это сознание, что мы много можем, что многое зависит от каждого из нас. Надеюсь, оно приходило и укрепляло веру в огромный потенциал роста производительных сил нашего края, веру в собственные силы и возможности. Но сразу хочу подчеркнуть, что это процесс очень сложный. Повысить эффективность управления – сложнейшая задача, поскольку мы управляем очень сложным объектом. В сфере управления задействовано очень много институтов и специалистов. Соединить факторы роста производства в единую систему редко кому удаётся в современной экономике, поэтому я особо акцентирую на этом вынимание и вынужден констатировать, что и у нас этот процесс идёт очень медленно. Осторожность, чиновничья леность, равнодушие часто подавляют стремление к новому. Психология исполнителя зачастую выражена сильнее, чем творческая самостоятельность и личное стремление к обновлению. Отсюда следует, что повышение качества и эффективности управления – главная задача, успех решения которой определяет все основные результаты развития.

Именно в сфере управления формируются базовые условия эффективности всей производственно-экономической деятельности, качество социальной жизни наших граждан, поэтому в первую очередь хочу говорить сегодня об эффективности управления. Процесс управления, как вы понимаете, включает очень много составляющих элементов. Безусловно, управление имеет научные основы, опирается на передовые методические разработки, предполагает анализ лучших управленческих практик. Но при этом процесс управления немыслим без творческого начала, реализации индивидуальных способностей и энергии личности. Упуская что-то или пренебрегая чем-то, мы не сможем обновить качество и выйти на более высокую эффективность. Акцентируя внимание на совершенствовании системы управления в крае, выделю несколько взаимосвязанных задач и направлений нашей работы.

Первое – нам предстоит продолжить большую работу по разработке и совершенствованию базовых документов стратегического планирования, достижению большей ясности и конкретизации целей нашего развития. Мы имеем первый базовый вариант Стратегии развития края до 2030 года. Документ находится в стадии обсуждения – и экспертного, и общественного. Но совершенно очевидно, что процесс этот далеко не завершён. И я попрошу Правительство края представить специальный план действий по дальнейшему обсуждению и разработке Стратегии развития края, стратегий развития каждой отрасли, каждого города и района. Это должна быть система стратегических планов, без которых нет понимания, к чему мы стремимся, нет видения, чего мы должны достичь в тех или иных сферах, в тех или иных территориях. При этом ещё раз подчёркиваю, у нас нет таких сфер и нет таких территорий, где бы не было потенциала дальнейшего роста и развития. Это большая работа, она трудно нам даётся. Я много говорил об этом в прошлом обращении, поэтому не буду повторяться, но прошу обратить на это самое серьёзное внимание.

Второе, о чём сегодня буду говорить, наверное, больше, чем когда-либо, это системное внедрение, освоение проектного подхода в постановке и реализации управленческих задач, взаимодействие по горизонтали и интеграция, концентрация усилий на решении задач развития, а не поддержание текущего функционирования.

Ориентация на результат – основа управленческого процесса. Мы начали не только овладевать этой идеологией, мы уже сделали первые шаги в организационных решениях. У нас в аппарате Правительства сформировано проектное управление. Мы формируем проектные группы и офисы в наших министерствах и ведомствах. Мы формируем реестр основных проектов, которые нам предстоит реализовать в текущем году. Понятно, что очень серьёзное внимание всех органов власти и управления будет приковано к реализации приоритетных задач, определяемых Президентом и Правительством Российской Федерации. Они определены, обозначены, проходят стадию конкретизации, и мы будем той обязательной составляющей управленческого звена, управленческой системы, которая будет занята реализацией этих приоритетов на территории нашего края. Эти приоритеты охватывают все наши основные, ведущие направления развития, поэтому здесь нет проблемы адаптации нашего края к этим приоритетам. Они понятны, они очевидны, мы будем этим заниматься.

Но я хочу, чтобы вы меня услышали: для нас освоение проектного подхода к управлению – это самоцель. Это возможность повысить качество управления. Не просто достичь какого-то конкретного результата, а обновить идеологию и методику нашей работы. И это, я убеждён, важнее даже достижения конкретных результатов. Нам нужно по-новому научиться решать управленческие задачи.  Поэтому третья задача, которую я ставлю, - это обновление организационной структуры управления, организационно-штатных построений, функциональных обязанностей. Нам предстоит органично включить в систему управления проектные группы, координационные советы, правительственные комиссии и иные органы управления проектами. Не сопровождать, не курировать, а достигать конкретных результатов! Понятно, что решение этих задач требует качественной подготовки и переподготовки кадров. Должен быть разработан более эффективный план повышения квалификации управленческих кадров.

Мы должны научиться создавать и обучать управленческие команды, ориентированные на реализацию тех или иных проектов. Под проект будет создаваться команда. Команда будет создавать проект. Это сложная взаимосвязь, это сложнейшая диалектика. Она требует обновления не просто сознания, она требует обновления инструментария и методических основ нашей работы. Одним из важных элементов организационного построения этой работы будет создание Совета по стратегическому планированию и реализации приоритетных проектов при Губернаторе Красноярского края. Эти решения будут приняты уже буквально в ближайшие дни.

Четвёртое – мы должны усилить открытость управленческой работы, качественное информирование общественности о реализации тех или иных проектов, о достижении цели и результатов. Опора на экспертное сообщество и качественная обратная связь – вот без чего невозможно внедрить эти новые управленческие подходы.

Говоря о повышении эффективности и качества управления, не могу не сказать об очень важной задаче, которая заключается в децентрализации управления, в расширении горизонта планирования. У нас очень многое в системе, в организационной структуре управления, если хотите, в психологии управления всё-таки от антикризисного подхода. Мы эффективнее и лучше решаем задачи преодоления каких-то сбоев и кризисов, чем планомерного развития. Нам труднее даётся любая деятельность, ориентированная на долговременное, масштабное, качественное развитие. Поэтому очень важно максимально включить в этот процесс дополнительные силы, которые находятся в наших министерствах и ведомствах, в наших городах и районах, на наших предприятиях и в учреждениях. Не может быть эффективного управления, если все управленческие решения принимаются в этом доме. Процесс развития предполагает очень широкое участие в управлении развитием большого числа специалистов и экспертов. Нельзя бояться передавать какие-то функции и полномочия. Чем больше мы сконцентрируем внимание Правительства, Администрации Губернатора края на самых главных, стратегических задачах развития и подключим к их решению очень много других движущих сил, тем больше будет успеха, тем выше будет результат. Нам предстоит здесь большая работа с органами местного самоуправления. Совершенно очевидно, сегодня очень сложная проблема, когда огромный уровень организации жизни и управления зачастую выключен или крайне слабо задействован в решении именно задач развития. Это тоже часто не позволяет нам быть эффективными в решении тех или иных задач. Поэтом я прошу основные направления совершенствования всей системы и подходов к управлению отразить в плане работы Правительства, Администрации Губернатора на 2017-й год.

Обозначив общие, ключевые задачи повышения эффективности и качества управления, остановлюсь на некоторых конкретных направлениях нашей работы, задачах обновления, совершенствования в сфере бюджетной, экономической, инфраструктурной и социальной политики. Здесь нужно точно понимать, что есть иерархия целей и задач. Есть большие цели и большие результаты, и есть результаты, без которых их добиться нельзя. Вот почему я не могу не конкретизировать те общие позиции, о которых сказал в начале своего выступления.

Итак, о бюджетной политике. Мы формируем эту политику, ставя совершенно конкретные и сложные задачи по дальнейшему росту доходов и расходов нашего бюджета. Первая характеристика нашей бюджетной политики, наших бюджетов – это растущий бюджет. Мы имеем неплохую базу предыдущих двух лет. Мы вполне консервативно подошли к формированию показателей бюджета на 2017-й год, потому что во время его формирования ориентировались на несколько худшее ожидание исполнения бюджета 2016 года, на несколько меньшую базу. Поэтому могу уверенно сегодня говорить, что макропоказатели бюджета 2017 года вполне реалистичны и достижимы. Можно ли увеличивать параметры этого бюджета? Можно. И для этого уже есть все условия. Думаю, что до первого мая мы сможем максимально точно оценить те резервы роста, которые у нас есть в бюджете.

Но в то же время есть и серьёзные факторы, которые сдерживают наш оптимизм в росте доходов бюджета, и их тоже нужно в этой политике иметь в виду. Что мне даёт основания говорить о больших резервах роста? Мы в 2016-м году имели достаточно существенные объёмы дохода налога на прибыль, компенсировавшие те переплаты, которые компании из-за перерасчёта своих валютных кредитов осуществили в 2015-м году. То есть в 2015-м наши доходы изымало падение рубля, и благодаря перерасчёту валютных кредитов, что по закону относится на убытки, в 2016-м году мы компенсировали эту ситуацию, то есть все те переплаты, которые возникли на начало 2016-го  года, мы практически устранили. И хотя сейчас ещё полного баланса нет, я уверен, выйдем практически без серьёзных переплат. То есть начислено налога на прибыль в 2016-м году было заметно больше, чем кассового поступления. Здесь разрыв, я думаю, будем иметь в целом по краю около 10 млрд рублей, то есть на 10 млрд рублей потенциал налога на прибыль больше, чем мы его получили в 2016-м году.

Дальше у нас есть хоть и медленная, но достаточно устойчивая тенденция роста цен на производимую нами продукцию. Повторяю, это медленная кривая, но она все-таки исключает варианты возможности падения этих цен. Пусть мы будем иметь небольшой, но всё-таки рост. Но опять же, любой рост цен – это рост прибыли в такой же практически пропорции, здесь мы тоже имеем целый ряд позитивных факторов.

Есть и негативные факторы. Сразу бросается в глаза, что у нас ухудшены нормативы формирования доходов бюджета – на 1% мы в 2017-м году меньше начисляем налог на прибыль, он уходит в пользу федерального бюджета, а 1% в абсолютном выражении – это почти 4 млрд рублей. Есть несколько изменений в построении целевых доходов в краевой дорожный фонд, там тоже меняется политика акцизов, несколько уменьшена доля Красноярского края, здесь мы тоже как минимум 2 млрд рублей недополучаем. Есть ещё очень серьёзный скрытый фактор, о котором не могу не сказать, потому что это будет существенно сказываться на формировании нашей бюджетной политики. Вряд ли в 2017-м году могут быть иррациональные перерасчёты прибыли из-за валютных кредитов, всё-таки в 2016-м мы эти перерасчёты имели, рубль укреплялся, и мы получали обратный эффект, мы получали дополнительную прибыль от этого укрепления. Думаю, что в 2017-м году рубль будет максимально стабильным, и каких-то серьёзных колебаний не будет, поэтому мы будем получать действительно производственно-экономическую прибыль, а не прибыль, на которую влияют то падение, то укрепление рубля. Но 2016-й год, повторяю, был связан с укреплением рубля, и мы получали иррациональную прибыль. Поэтому такую динамику, как была в 2016-м году, получить в 2017-м  году, на мой взгляд, вряд ли возможно, и мы здесь должны быть достаточно осторожны и консервативны в построении этого дохода.

Совершенно очевидно, в 2017-м году у нас большой потенциал роста доходов по налогу на имущество. Мы всё-таки имели в последние годы достаточно большой ввод основных фондов. Напомню, у нас инвестиции составляли по 400 млрд рублей в год, значительная часть этого объёма – это основные фонды, 2% стоимости которых формирует нам доход на имущество. Это достаточно серьёзный резерв, который мы должны получить.

Но, повторяю, чтобы всё это осуществить, нужна очень активная собственная политика.

Мы приняли ряд организационно-структурных решений по укреплению роли министерства финансов, при этом без всякого ослабления роли министерства экономики – это будет совместная работа, которая должна быть с иной эффективностью, с иной интенсивностью. Простой пример – многие слышали о наших хронических проблемах со строительством, с эксплуатацией мощностей Богучанской ГЭС. То есть по инвестпроекту край должен был построить все объекты вывода мощностей новой большой гидроэлектростанции. Это огромные линии электропередачи, это огромные подстанции, инвестиции составили 23 млрд рублей. Это не все основные фонды. Основных фондов пусть там будет 15-16 млрд рублей, но это совершенно точно основные фонды, а не компенсации за лес и ещё какие-то вещи. Это фонды! Но мы налогов за них не получаем, потому что эти объекты не оформлены. Мы не можем эти объекты нормально передать федеральной сетевой компании. Поэтому мы усилим работу, и с Правительством России в ближайшее время (уже поручение Правительству края дано) проведём совещание, чтобы нам эту налоговую базу восстановить. Повторяю, 15 млрд фондов – это 300 млн рублей налога по доходу на имущество. Это большие суммы, пренебрегать которыми нельзя.

Огромный резерв – это теневая экономика. Мы не получаем с этой экономики никаких налогов. Поэтому та же легализация, более эффективное и точное регулирование малого индивидуального предпринимательства, создание нормальных условий, чтобы можно было при малых простых формах организации без бюрократии, без сдерживания, но всё-таки получить определённую налоговую отдачу – эту задачу мы не можем не ставить. В теневой экономике резерв подоходного налога как минимум 30% от того, что мы получаем. Вот мэр Красноярска, вот глава Мотыгинского района – посчитайте себе 30% прибавку к своему подоходному налогу, это снимает проблему дефицитности, это снимает очень много проблем, не позволяющих нормально развиваться.

В построении бюджетной политики мы будем серьёзное внимание уделять повышению эффективности функционирования государственных активов. У края их много, отдача слабая, управление индифферентное. Поэтому здесь требуется совершенно новая политика, и я уже ставил эту задачу перед Правительством края в целом, сейчас ставлю эту задачу перед новым руководителем агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю Андреем Николаевичем Самохиным, перед профильными министрами – нужна активная работа по повышению эффективности наших активов. Это предполагает целый ряд конкретных процедурных действий.

Я ставлю задачу подготовить в этом году к реализации пакет акций "Красноярскнефтепродукта". Этот актив не даёт нам никакой эффективности отдачи, создаёт только массу проблем самого разного уровня, поэтому этот актив предстоит реализовывать. Нам нужно подготовить и провести акционирование авиакомпании "Красавиа". Здесь нет условий для возможности продажи пакета акций, но, тем не менее мы должны приводить компанию в порядок, повышать её рыночную эффективность и рыночную привлекательность. Точно такая же большая работа предстоит по всем государственным активам. И у министерства финансов, и у министерства экономики должно быть понимание, что это потенциальные доходы бюджета, которые должны быть реализованы. Могу привести простой пример: в 2015-м году мы осуществили продажу 51% акций аэропорта "Емельяново". Была сложная подготовка, непростой процесс, но произошла продажа, бюджет края получил достаточно серьёзный доход в 4 млрд 50 млн рублей, но дело даже не в этом. Мы имеем сегодня новый терминал площадью 58 тыс. квадратных метров – больше, чем мы планировали. Напомню, в Сочи с пассажиропотоком в три раза больше – 61 тысяча, а в Красноярске будет 58 тысяч. Комплекс терминала уже с тепловым контуром, уже идёт монтаж технологического оборудования и первые отделочные работы. К концу этого года терминал будет готов. Поверьте, он очень многое изменит в жизни края и повысит эффективность самого аэропорта. Но даже без него, без этого терминала, при больших вложениях, которые требуются в него, мы, когда аэропорт был полностью в нашей юрисдикции, формировали прибыль примерно 120 млн рублей в год. Сейчас, когда в 2016-м году не было Турции, не было Египта, курс изменился, и чуть-чуть стала меньше активность выезда за рубеж, мы примерно 25% пассажиропотока потеряли. Тем не менее прибыль, я думаю, будет показана в 500 млн рублей. То есть мы, получив 4 млрд от продажи, получили 500 млн прибыли (почти в четыре раза больше)! При этом Правительство края вместе с профильным комитетом Заксобрания будет прорабатывать ещё обращение компании об оферте на право выкупить у нас 49%, которые, конечно, не так привлекательны, как 51%, но, тем не менее, базовый партнёр просит оферту на то, чтобы приобрести и оставшийся пакет акций.

Безусловно, нельзя сформировать эффективную бюджетную политику без качественного повышения эффективности бюджетных расходов. Здесь много направлений. Я не скажу, что мы этим не занимаемся – занимаемся, есть специальные программы, есть специальные методики, есть достаточно активная организационная работа, а результатов мало. Поэтому прошу всех: я уже не раз проводил совещание с министрами социального блока, где осуществляется основная масса бюджетных расходов, но говорю и социальному блоку, и всем другим ведомствам: эффективность расходов здесь должна быть повышена незамедлительно.

Некоторые сложности прошлого года показали большой резерв, как это можно делать, и мы в прошлом году получили экономию гораздо большую, чем получали до сих пор. Но я не хочу, чтобы эта экономия была связана с антикризисными действиями, она должна быть плановая, с растущим бюджетом. Бюджет растёт, и мы расходуем эффективнее. Я не говорю, что мы снизим расходы в бюджетных сферах или других сферах, так как наш бюджет будет расти, но мы должны с рубля бюджетных расходов получить гораздо больше эффект.

За этим большая программа разгосударствления многих социальных сфер, за этим большая проблема развития государственно-частного партнёрства. Всего этого у нас крайне мало. Мы очень консервативны. Мы "замёрзли" на тех точках, на которых сейчас находимся. Это надо изменить и переломить. Я специально сейчас обращаюсь к нашим профильным службам: нам предстоит серьёзно изменить всё проектно-сметное дело. Все три года я ставлю эту задачу, но двигаемся мы к цели очень медленно. Поэтому нужны новые нормативы, другая работа проектных организаций, другие сметные подходы. Это, безусловно, обновление многих подходов в работе агентства государственного заказа края. Ставлю простую, конкретную задачу – снизить цены закупок, цены ремонтов, строительства на 10 % в текущем году, не потеряв при этом ни качества работ, ни объёмов. Всё это требует постоянного сопровождения и управления. Если хотите, это тоже проект.

Об экономической и инвестиционной политике. Здесь у нас тоже сложилась несколько парадоксальная ситуация, которую я прошу серьёзно изменить и серьёзно всем поработать. Это касается и Правительства края в целом, и, безусловно, профильного министерства экономического развития. У нас не так мало инвестиций, 400 млрд рублей – это приличный показатель. Объём валового регионального продукта, думаю, в 2016 году у нас будет примерно  1 трлн 570 млрд рублей. Если поделить 400 на эту сумму, получится около 25 %. В целом по стране, по-моему, этот показатель сегодня варьируется в районе 17-18%. То есть наш показатель объективно лучше, у нас он достаточно стабильный, особо не падал, хотя особо и не рос. Несмотря на то, что мы прошли инвестиционные пики, когда реализовывались крупные проекты Нижнего Приангарья, мы сохранили объёмы привлекаемых инвестиций. Введено немало производственных мощностей, о которых вы все, несомненно, знаете. Тем не менее, нельзя оценивать эту работу позитивно. Организационная работа по этому направлению проводится слабо. Я прошу системно пересмотреть базовые организационные подходы в работе Правительства края по поддержке инвесторов и инвестиционных проектов. Нужен сводный реестр и отраслевые реестры проектов, которых у нас нет. Мне не покажут сегодня свод всех инвестпроектов, которые фактически реализуются, должны быть реализованы на территории края в ближайшее время или планируются к реализации. Это основа развития. Мы должны иметь точное, ясное представление, как будет развиваться край в материально-вещественном плане.

Я уже не раз подчёркивал, что мы не можем строить политику инвестиционного развития в отдельных сферах, в отдельных отраслях. Развиваться должны все сферы, все предприятия, все производства. Это предполагает системную работу со всеми производственными единицами – как с крупным, так и с малым бизнесом. Нам предстоит работа над специальной программой, специальным проектом по развитию внутрикраевой кооперации. Мы начали этим заниматься и даже кое-что уже сделали, но, поверьте, это самое-самое начало пути. Нам предстоит стимулировать региональный экспорт производимой продукции. Должно быть ясное понимание: рост производства начинается с роста спроса. Прежде всего  нужно стимулировать спрос, тогда будет расти и производство.

Приоритетное внимание будет уделено созданию особых режимов стимулирования экономической деятельности, таких как территории опережающего социально-экономического развития. Я завизировал постановление Правительства по созданию такой зоны в Железногорске, сейчас надо этим активно заниматься, чтобы в 2017-м году сформировать особый режим для бизнеса в этом закрытом городе. Должен приобрести настоящие управленческие очертания проект "Алюминиевой долины", а проще говоря, программа внутрикраевой кооперации и развитие переработки первичного алюминия. Мы не можем наращивать производство первичного алюминия, если его не перерабатывать, если он не востребован. Это касается проблемы моногородов, куда мы тоже будем очень активно входить, для этого у нас есть специальная программа. В общем, особые режимы – это тот инструмент, которым мы будем стимулировать развитие нашей экономики. Тем более, что мы уже очень много вложили в эти инструменты. В Железногорске, например, построена подстанция, построен первый корпус производственных площадей в 10 тысяч квадратных метров, подготовлена территория для строительства новых производственных объектов.

У нас немало сделано по таким проектам и в других территориях, но отдача идёт медленная. Мы идею принимаем, а доработать, довести до конца не можем. Безусловно, приоритет должен отдаваться жизнеобразующим сферам. К ним я отношу лесное хозяйство, лесоперерабатывающую промышленность, потому что жизнь многих посёлков, многих районов – это лес. И если работа этой сферы активно организована, то мы получаем эффективную занятость, доходы населения и рост экономики. Безусловно, здесь мы используем многие резервы, потому что сегодня хорошие конъюнктурные условия: при изменившемся курсе рубля экспорт лесной продукции становится более эффективным. Лес всё равно всегда исчерпаемый ресурс. Россия здесь обладает, а край особенно – уникальными преимуществами. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции – тоже здесь есть спрос, есть занятость, мы сохраняем огромную массу сельского населения. Если мы пренебрегаем этим, то наступает деградация. Поэтому эти сферы вне всякой конкуренции получат любую господдержку и стимулы, льготы и так дальше.

К этим же сферам отношу сферу обогащения и переработки рудного сырья, потому что очень многих посёлков и много территорий связано именно с горнодобывающей промышленностью, поэтому эти сферы прошу особо проработать и найти дополнительные импульсы развития и роста.

Безусловно, нельзя сформировать экономическую политику без задач создания новых производств. Наиболее перспективными мне видятся направления технологических инноваций, новые производства, связанные с технологическим прогрессом. Во-вторых, это пищевая промышленность, здесь рынок всё время растущий, и здесь есть реальные эффекты импортозамещения, реальные резервные логистические функции, то есть мы можем и должны здесь серьёзно добавить. К перспективным сферам отношу производство строительных материалов. Мало производят в крае материалов! Объём строительства будет всё время нарастать, и Красноярский край – это стройка постоянная. У нас есть все естественные условия для производства строительных материалов. Это, как правило, быстро создаваемые мощности. Эти мощности не такие дорогие, как бывает в разных сферах, поэтому этим прошу заниматься очень активно.

Безусловно, повышение предпринимательской активности и поддержка малого бизнеса. Здесь тоже есть институты, есть программы, есть традиции, а оценивают наш инвестиционный климат как слабый. Поэтому ставлю здесь вполне конкретную задачу, Михаил Геннадьевич Васильев: войти в этом году в десятку лучших регионов России по инвестиционному климату.

Не может быть эффективной экономической политики без развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций. Проблема современной России в том, что внутренних инвестиций у нас нет, их очень мало. Но так складывалась наша экономика, что доходы нашего населения невысокие и вряд ли могут рассматриваться как источник инвестиционного роста. Рентабельность производств тоже весьма ограничена, а в тех сферах, где она высокая, там давно задействована одна схема, и мы не получаем такой инвестиционной отдачи, которую могли бы получить. Следовательно, нам нужно ставить задачу привлечения и внешних инвестиций. И тут тоже у нас беда. Иностранных инвестиций нет. У нас бывают иностранные гости, с удовольствием пляшут и поют на Азиатско-Тихоокеанском фестивале, но нет инвесторов, нет производственников, а там, где они есть, они ломают нашу экономику. Я вынужден сейчас искать совершенно новые решения по отводу лесосечного фонда, иначе китайцы за "наличку" будут всё скупать. Мы будем создавать, вероятнее всего, государственную рыночную структуру, которая будет способна выиграть конкурсы на тех условиях, которые ставит законодатель, с последующей передачей в субаренду, уже на более мягких условиях, тем производствам, предприятиям, которые развивают экономику края, обеспечивают занятость на территории региона. Китайцы здесь не самые лучшие. Но построить современный перерабатывающий завод, как китайцы сделали в Томской области, - съездите и посмотрите! Два современнейших завода за один год с огромным объёмом переработки древесины. Такие подходы будут поддерживаться. Мы вернули эту функцию в Администрацию Губернатора, но это должен быть проект. И я прошу Сергея Александровича Пономаренко и Виктора Петровича Томенко подумать, как этот проект сформировать, чтобы внешнеэкономическую деятельность перевести на совершенно новую основу.

Отдельно выделю задачи развития сельского хозяйства, сельскохозяйственного производства. Здесь рост занятости населения – задача безусловной приоритетности, поэтому все наши программы господдержки должны быть направлены на рост занятости и рост доходов сельского населения.

Здесь я прошу серьёзно обновить и обогатить нашу политику, чтобы не только поддерживать крупные и современные хозяйства – без них нельзя и без них не было бы у нас таких показателей. Но базовая задача – это занятость, доходы граждан, доходы населения. Не могу здесь не сказать и о некоторых вполне технологических задачах. Я не могу больше мириться со снижением поголовья коров. Это серьёзная задача, потому что мы каждый год теряем по три тысячи голов в крупных хозяйствах. Это много. И никакие разговоры тут о лейкозе, о чём-то ещё не проходят. Это просто нежелание заниматься сложным производством. Но именно животноводство создаёт занятость. Посеять и убрать хлеб – это пиковая нагрузка на два месяца работ. А корова – это на каждый день. И рентабельность животноводства будет расти в отличие от зернового производства (оно будет в лучшем случае стабильно). Наконец, без роста животноводства мы не сохраним зерновое производство. Нельзя переработать в крае 2,5 млн тонн зерна, если коров режут. Поэтому нужны специальные программы: и сохранения поголовья, и развития его генетического потенциала, улучшения кормовой базы. Конкретной задачей ставлю: получать по шесть тысяч литров надоя в год в среднем на корову уже в ближайшее время.

Нам потребуется создать новые мощности по переработке свинины, мяса птицы, оленя, рыбы. Нужна новая логистика с северными территориями. У вас здесь общие задачи с заместителем председателя Правительства края Юрием Николаевичем Захаринским: и на Таймыре, и в Эвенкии, и в Туруханском районе должны быть другие подходы к заготовке и закупу мясного и рыбного сырья. Первичная переработка и заморозка. Более эффективные логистические связи. Ну и, конечно, именно с ростом сельхозпроизводства говорю о более высоком качестве рыночной торговли. Производство продуктов начинается с продаж. Кое-что мы делаем. Мы освоили механизм проведения ярмарок выходного дня. Но повторять в 2017-м году то, что мы делали в 2015-м, 2016-м, неинтересно.

Нужны новые подходы. Новые рынки, более качественно обустроенные рынки выходного дня. Чтобы там уже было не по объявлению, а точно известные места, стабильные. Попрошу тут более точно и главу города с командой поработать. Это выгодно населению, и это самый мощный стимул роста производства, когда есть хорошие продажи. Должны быть иные взаимоотношения с торговыми сетями. Должна быть в этом году решена задача логистического сбора продуктов питания, чтобы мы свою продукцию могли не только до себя довезти, но и до других регионов Сибири, прежде всего Севера, и так дальше.

Хочу особо выделить задачу развития науки и профессионального образования, задачи формирования инновационной политики края. И не только потому, что человеческий капитал, который во многом формируется в сфере профессионального образования, это основной ресурс роста экономики. Это совершенно понятно. И значение этого ресурса будет постоянно возрастать. Сколько бы мы ни слышали с вами о роботах, автоматизированной интеллектуальной экономике, всё это может сделать только человек. И без человека новых технологических укладов не бывает. Поэтому без качественного человеческого капитала не решить проблему развития. Но ещё раз подчеркиваю то, о чём говорил в самом начале, - для Красноярского края рост человеческого капитала должен быть самоцелью! Не просто подготовить кадры для своей растущей экономики. А сделать край привлекательным для жизни. Жизнь – это развитие человеческого капитала. Главное, что требует человек, это реализовать себя, получить что-то новое. В первую очередь, это формирует сфера образования. Тут я уже говорил об университетах. Очень многое предстоит обновить в сфере среднего профессионального образования. Очень быстро нужно преодолеть стереотип, что это какая-то вспомогательная сфера. Кто-то её характеризует, что это сфера, которая забирает не самых мотивированных школьников. Или что она должна подготовить специалистов рабочих профессий, без которых зарастём в снегу, потеряем коммунальное снабжение, ещё что-то. Это обычная, необходимая сфера образования. И качество такого образования должно быть не хуже, чем в университетах. Оно иное, оно более ориентировано на практику, оно более конкретно. Но от этого не менее качественное. Здесь нам предстоит вкладывать больше в техническое переоснащение, в новые технологии. Здесь мы должны добиться полного преобладания контрактной подготовки, чтобы был заказ от производства. Нужно более серьёзно интегрироваться в производство, когда готовим эти все соревнования, типа World skills. Сельским учреждениям образования нужна новая техника. Я был в Краснотуранском районе: хороший колледж, хорошая аудитория. Потом меня заводят в технический класс, где стоит двигатель трактора. Я не специалист, модель не подскажу. Но это, по-моему, из фильма "Дело было в Пенькове". Вот такой трактор стоит у нас сегодня. Он тогда уже был устаревшим, и герой фильма уже тогда понимал, что за ним следить, его ремонтировать бесполезно, это прошлый век. Я спросил: "Зачем?". Мне говорят: надо дать навыки работы с ключом. Я говорю: "Да нельзя, современная техника неремонтопригодна. Её в принципе не ремонтируют.  У нас нет для современной техники даже набора инструментов: блок сняли – блок поставили. Её нужно грамотно эксплуатировать". Это другая идеология. И точно так же во всех других направлениях: и педагогические колледжи, и медицинские должны быть на самом современном уровне. Нам предстоит развивать контрактную подготовку. И не только в среднем профессиональном образовании, но и в университетах.

Как правило, о региональном бюджете вспоминают, когда в университет никто не идёт. Тогда говорят: профинансируйте это, может, мы кого-то подберём. Это неправильно, это бесперспективный подход. Наоборот, нам надо развивать самое новое, самое современное. Где ещё не сформирован спрос общественный, нужно его подкрепить спросом государственным на специалистов. И поддерживать этим спросом именно инновационные сферы, а не уходящие. Тоже я прошу: уделите этому внимание.

И ещё одно пожелание. Самое главное, что должно быть в сфере образования – это качество. И конечно, каждый из нас в чём-то недоволен качеством образования. Здесь масса проблем. Поэтому я прошу эту сторону дела никак не упускать из внимания. Мы не можем решить это только финансированием, решением материальных задач. Качество во многом определяется духовными силами. Сила духа обучаемых должна быть сформирована. Эти задачи должны быть дополнены большими усилиями в сфере общего образования. Здесь тоже качество должно быть на первом месте.  Подготовка учительских кадров требует очень серьёзного обновления. Учитель очень часто является сдерживающим фактором. Поэтому здесь очень важны энергичные действия и меры.

Ну и конечно, укрепление материальной базы. Строительство новых школ – это федеральный и краевой приоритет безусловного действия. Это гораздо сложнее, чем то, что мы делали с детскими садами. У нас огромное число ветхих и старых школ. У нас нет эффективных проектов, как обновить деревянные школы. Вот если их сломать и поставить по нашим проектам современную школу, как мы делали в Каратузском районе, так не получится. Таких денег никогда не найти. Но найти правильное решение нужно незамедлительно. Дополнительное финансирование этой сферы – тоже приоритет, который я прошу учесть Правительство края, и при первой поправке бюджета средства на строительство и ремонт школ будут дополнены. Эта проблема очень остро стоит в краевом центре. Строительство новых жилых микрорайонов, на которые выходили застройщики и инвесторы, привело к очень сильному обострению этой проблемы. В центральной части города я вижу школы незаполненные, хотя школы хорошие, отремонтированные. В новых районах школы перегружены в полтора, два раза. Я никогда раньше до приезда в Красноярск не видел даже по современным проектам школы, где две с половиной тысячи учеников. Это ненормально. Поэтому и краевые средства, и муниципальные должны быть добавлены в эту сферу без всяких сомнений.

Кадры – одна из ключевых проблем в сфере охраны здоровья, в сфере медицины. Не буду занимать ваше время анализом причин, но кадровый голод в этой сфере уже стал влиять на качество медицинского обслуживания. При этом я не скажу, что в этой отрасли нет резервов. Я всегда подчеркиваю, что в сфере здравоохранения очень эффективное соотношение главных профессий с управленческими и вспомогательными. У нас вспомогательных управленцев больше, чем врачей и медицинских сестер в любом медицинском учреждении. Но мы ведь теряем не управленцев и даже не вспомогательный персонал. Мы теряем врачей в первую очередь, потом медицинских сестер. Недавно мне кто-то называл цифру, что численность уменьшилась на 11 тысяч. Опять же, я бы это принял нормально, как оптимизацию, если бы не видел пустых участков. Но я прихожу в поликлинику и вижу, что половина участков не укомплектована. Это значит, что нормально обслужить население мы не можем. И даже если с этим мирятся сами врачи, потому что зарабатывают, это не может терпеть общество и государство. Поэтому кадровый проект в медицине особый. И я прошу сделать это именно как проект, потому что там очень много разных составляющих, зависящих и от работы в университете, от контактов, от целевиков. Зависит от того, как работает коллектив, как построены отношения, как организован труд врача, от социального пакета, от предоставления жилья. Там много задач. Поэтому этот проект нужно сформировать незамедлительно.

Конечно, хочется продолжить работу, акцентированную на профилактике и диспансерном наблюдении. Убеждён, что пока идея диспансеризации не реализована. Лечебные учреждения отчитываются количеством, а не истинным результатом диспансеризации. У нас по-прежнему большая доля населения вне регулярного наблюдения, вне сопровождения, вне медицинской поддержки. Мы не завершили структурно-функциональную типизацию лечебных учреждений. Хотя близки к этому.

Нужно просто это сейчас правильно в документах закрепить. Там всего четыре, пять типов медицинских учреждений, они должны иметь типовой подход к функциям, а значит к технологическому оснащению, а значит  к организационно-штатному отношению и так далее. При этом наш край не позволяет сделать большой акцент на специализированных центрах в Красноярске. Мы должны максимально точно выстроить модель многопрофильной больницы скорой медицинской помощи, которая должна быть в городах и удалённых территориях и должна быть способна оказать самую современную медицинскую помощь. Акцент нужно делать не на санитарной авиации, а на способности оказать срочную медицинскую помощь на месте.

Мы в этом году переходим на новую модель по льготным лекарствам. Та модель, которая была в крае, была эффективной, потому повысить эффективность в новой модели будет непросто. Я тоже здесь прошу специальные программы действий, чтобы эту эффективность повысить. Ни в чём не ухудшить, но при этом получить экономический эффект, меньше расходовать бюджетных средств. Ряд действий нужно предпринять буквально на этой неделе, чтобы закрыть кредиторскую задолженность. Ну и опять же здесь также требуется дополнительное финансирование. Вопрос недоремонта стоит также остро, как и в сфере образования. Это жизнь и здоровье людей. Поэтому уже в этом году при корректировке бюджета мы увеличим ассигнования на эти цели. Ну и, конечно, требуется эффективное развитие государственно-частного партнёрства. Не в интересах отдельных бизнесменов, а в интересах развития края и здоровья наших граждан. Бизнес готов вкладывать деньги в то, во что бюджет не должен вкладывать: в здания, сооружения, сложное оборудование. И пусть вкладывает. Мы формируем заказ. Здесь у нас вполне эффективные отношения с фондом ОМС. У нас большой бюджет в здравоохранении. У нас вполне комфортно себя чувствуют частные клиники. Это всё нужно направить на системную эффективность, а не решать какие-то частные задачи того или иного бизнеса.

Новые задачи формируются в сфере социальной политики. Безусловно, эта сфера очень тонкая, чувствительная. Здесь стабильность, традиционность – основы. Но тем не менее без развития жить нельзя. Поэтому общее направление – больше адресности, меньше категорийности. Чтобы помощь и поддержку получали люди, которые действительно в этом нуждаются. Интеграция со службой занятости и отработка универсальных механизмов трудовой адаптации граждан, находящихся в особо сложных жизненных ситуациях. Непросто оказать им помощь, нужно стабильно, системно обеспечить работой, создать условия для реализации трудового потенциала. Это сложный процесс, но этим надо заниматься. Иначе и служба занятости не решает свои задачи, и мы вместо оздоровления будем иметь по-прежнему сложные социальные проблемы.

Каждый день у меня начинается с криминальной сводки. В 90% случаев – это неработающие. Неужели не очевидно, что нужно по-другому решать задачи профилактики? Сколько на личном приёме каждый из нас принимает людей, которым нужно помогать постоянно. И если мы не изменим ситуацию, нам никакого бюджета не хватит. Мы порождаем иждивенчество, а не помогаем людям найти своё место. И поэтому у нас огромная потребность в трудовых ресурсах, в волонтёрской деятельности. У нас много разных общественных проектов, но всё это фрагментарно, вне системы. Нужно привести в систему. Поэтому это тоже проект, который я прошу Галину Егоровну Пашинову отработать и стать лидером этого проекта.

Я считаю очень важным повышение востребованности жизненного опыта людей старшего поколения. Продолжительность жизни растёт и будет расти. Поэтому самообразование, задействование граждан пожилого возраста в самоуправлении, в первую очередь, по месту жительства, любительское садоводство и огородничество, краеведение и т.д. – много сфер, где люди с большим жизненным опытом могут быть востребованы. Прошу здесь также специальный проектный подход, объединяющий усилия многих ведомств.

Нам необходимо стимулирование частных инвесторов для создания условий для проживания одиноких и престарелых. Мы не сможем решить задачу только бюджетными возможностями, тем более что общественный спрос на такие услуги будет расти. Поэтому нам не нужно "влезать" с капитальными вложениями, нам нужно оказывать помощь тем одиноким, кто в этом нуждается. При этом будет очень серьёзный рыночный спрос, потому что у семей будет потребность, чтобы одинокие старики, страдающие хроническими заболеваниями, были в качественном окружении, при качественном присмотре и медицинском сопровождении. Мы оплатим эту услугу, но мы выиграем время, и у нас сегодня огромные потребности в капитальных вложениях, чтобы их оптимизировать.

Безусловно, требуется и активная работа по совершенствованию социального законодательства, в том числе и федерального. Здесь любая неточность порождает очень серьёзные бюджетные и социальные последствия. Поэтому здесь прошу быть очень активными, входить в разные комиссии и группы в Государственной Думе и в Законодательном Собрании края, чтобы очень активно работать.

Говоря о задачах в сфере культуры, ещё раз обращаю внимание на приоритет внимания к музейному и библиотечному делу.

У нас здесь действует ряд программ, очень интересно реализуются проекты модернизации наших библиотек. Это надо продолжать и масштабировать, и средства на эти цели тоже будут увеличены. Пока подписано поручение по 100 миллионов, но я готов ещё вернуться к этому, чтобы эти суммы были увеличены на 100 миллионов при первых поправках. Именно на музеи и библиотеки добавляется финансирование в области культуры.

Я очень жду от министерства строительства и министерства культуры проекта каркасного сельского учреждения культуры. Без этого мы не решим проблемы поддержки сельской культуры. Пока мне больше на словах, но обещают проект учреждения на 100 мест себестоимостью в 25-30 млн. Если этот проект получится, то мы можем как минимум 30 таких клубов строить уже в ближайший год, 600-700 млн мы на эти цели найдем.

Одновременно предстоит очень серьёзная интеграция сельской культуры между этой сферой и сферой образования. Мы не сможем в маленьких посёлках, где есть школы с хорошими залами, строить ещё одно отдельное учреждение культуры. Это должна быть очень качественная интеграция.

В реализации программы охраны памятников и истории культуры тоже прошу усилить именно межведомственную интеграционную функцию. Старину будем беречь. Но весь мировой опыт показывает, что беречь старину можно только внося в эту старину новую жизнь. Нельзя сохранить старину, если всё заколотить, огородить и запретить. Нужен очень серьёзный межведомственный подход, чтобы эту ситуацию изменить и поправить.

Ну и, конечно, хочу, чтобы 2017-й год стал временем перелома политики развития туризма и туристической деятельности. Мне часто задают вопрос, почему мы не используем наши возможности, наше стремление к нашим музеям, памятникам истории, к нашим уникальным природным заповедникам, к нашей спортивной инфраструктуре. Мы всё это должны развить, тем более через год заработает новый аэропорт, и это уже другая, совершенно новая ситуация для выездного развития туризма. Поэтому тоже здесь нужны организационные и управленческие преобразования.

То большое строительство, которое мы ведём по спортивным объектам, предполагает уже сейчас более масштабные программы развития как массового спорта, так и спорта высших достижений. Здесь тоже прошу не дожидаться, когда мы всё завершим, потом будет сложнее формировать новые идеологии правления, новые подходы, нужно уже сейчас это серьёзно формировать. Нужно, безусловно, обновление подхода к финансированию профессиональных спортивных клубов и спорта высших достижений. Мы не будем ни от чего отказываться, это традиции края. В крае любят спорт, но мы должны повышать эффективность бюджетных расходов в этой сфере.

Наверное, самым главным проектом текущего года будет проект Универсиады. Именно в этом году мы должны совершить перелом и уже быть готовыми к сдаче подавляющего большинства спортивных объектов, которые проходят строительство и реконструкцию. Нам было очень трудно начать эту стройку, но, поверьте, будет не менее сложно качественно это всё построить. Вся система работы нашего штаба была во многом адаптирована именно к первоначальному этапу, как начать строить. Сейчас уже нужно добиваться качества, ритма, синхронности, поэтому уже завтрашнее заседание по Универсиаде будет предполагать обновление некоторых организационных подходов, чтобы нам максимально эффективно обеспечить подготовку и сдачу объектов, которые мы строим. Одновременно в 2017 году нам надо организационно завершить всю подготовку. Здесь тоже у нас есть отдельные мастер-планы, отдельные программы, но это надо перевести уже в точный план организации финансирования, чтобы всё было понятно уже в 2017 году.

Конечно, проект Универсиады – это далеко не спортивный проект. И даже не только молодёжный фестиваль. Это проект развития Красноярска и Красноярского края. Поэтому настроение людей, социальные эффекты – всё это должно иметь первостепенное значение. Это тоже предполагает своеобразный особый проект. Красноярцы готовят Универсиаду, красноярцы ждут Универсиаду.

Очень много задач в развитии транспортной инфраструктуры. К сожалению, не достигли той задачи, которую ставили в 2016-м году. Я имею в виду принять все необходимые организационные статусные решения по аэродромному хозяйству. По-прежнему аэродромы частично бесхозные, без нашего внимания. Да и вообще, балансодержатель "Красавиа" в лучшем случае характеризует антикризисную политику, но никакого развития, никакого будущего в этом нет. Нет интересных решений по развитию самого авиапредприятия, поскольку степень износа воздушных судов такова, что если мы сейчас не начинаем принимать решения, то завтра остаёмся без авиационного сообщения, а без этого край функционировать не может. Поэтому и аэродромы, и авиакомпания "Красавиа" - это вопрос уже сегодняшнего, если не сказать вчерашнего дня. И я прошу очень точного плана действий.

Предстоит финансово укрепить план строительства и ремонта дорог. У нас объективно так складывается 2017-й год, что мы добавим средства на эти цели. Два миллиарда получено на развитие дорожного хозяйства Красноярска и пригорода. Мы когда-то говорили о миллиарде, вот сейчас Красноярск получит два миллиарда на такие инициативные проекты, не считая Волочаевской развязки, не считая тех крупных объектов, которые имеют отдельный титул. Но мы не можем взять деньги из городов и районов, там тоже нужно обеспечить примерно полтора миллиарда рублей на ремонт дорожной программы. Поэтому здесь уже в первой корректировке потребуется увеличение бюджета на эти цели. Стабильных источников дорожного фонда, думаю, здесь не хватит.

Конечно, очень важной считаю программу развития городского и межмуниципального транспорта, развития пригородных перевозок, формирования более ясной стратегии развития скоростных видов транспорта в таком крупном городе, как Красноярск. Здесь нельзя дальше поддерживать ситуацию неопределённости ни по подземному, ни по наземному транспорту. Нужно начинать формировать решения и к этим решениям готовиться. Нужно найти финансовый источник обновления подвижного состава и в Красноярске. В межмуниципальных перевозках у нас работает крайне изношенный подвижной состав. Так невозможно. Но и сама подготовка к Универсиаде тоже означает, что общественный транспорт должен серьёзно обновляться. Опять же, если мы упустим 2017-й год, потом будет поздно, и времени нам не хватит. Здесь тоже нужна очень серьёзная синхронная программа.

Одна из очень важных социальных потребностей граждан – доступность связи. Есть мало регионов, мало субъектов Федерации, где столько поселений без сотовой связи. У нас это системная и массовая проблема. Поэтому уже в январе я должен утвердить программу восстановления связи, чтобы нам за 2-3 года эту проблему решить в крае полностью. Но это потребует бюджетных инвестиций, готов поддержать. Но агентство связи должно здесь проявить совершенно иную активность, большую устремлённость.

Мы должны в этом году обновить некоторые подходы в развитии северных территорий, в организации северного завоза. Я уже говорил о поддержке занятости сельских территорий, прежде всего, население занято традиционными промыслами и добычей мяса и рыбы, но есть и масса проблем, связанных с организацией коммунального комплекса и финансированием северного завоза. По моим оценкам, мы тоже здесь сможем сэкономить не менее полумиллиарда расходов бюджета, если обеспечим более точное управление и логистику завоза в северные территории угля и горюче-смазочных материалов. Повторяю, задача здесь также стоит сэкономить по сравнению с 2016-м годом полмиллиарда рублей.

Несколько слов о строительном комплексе. Нам предстоит очень серьёзно активизировать всю работу по подготовке градостроительной документации, планов землепользования. Мы по статистике отчитываемся: сделано, принято. Но вот куда бы ни пришел, ни приехал – везде вижу проблемы. Доходит до абсурда. Мне недавно в одном маленьком посёлке говорят: "У  нас нет ни квадратного метра, чтобы складировать мусор". Вот дальний-дальний посёлок, по-моему, в Нижнеингашском районе – ну нет ни одного квадратного метра, по планам нельзя никуда мусор положить. Ну что это такое? В маленьком селе мне не могут показать место, где построить новый дом. Мы вот в Минусинском районе после пожара 2015-го года с трудом решали задачу, как поставить шесть или семь домов. Это в маленькой деревне, где кругом большие просторы! У нас проблема в Красноярске, потому что тоже кругом базы, склады, а мы идём вширь, где у нас ни школ, ни поликлиник, ни коммуникаций, ни транспорта – ничего! Так не бывает. Поэтому я прошу уйти от формализма и точно, ясно понимать все градостроительные возможности наших поселений, чтоб было понятно, где строить новое жильё, где строить здания общественного значения, где иметь производственные территории для развития производственно-экономической деятельности. Считаю важным наращивать жилищное строительство. Я всё время говорю, что красноярские строители очень консервативно относятся, когда я призываю их больше строить. Они говорят: "Виктор Александрович, не торопитесь, мы постепенно, по спросу". В общем, тут настроения благостные. Но на самом деле, если мы хотим, а мы хотим, чтобы край приобретал всё большую социальную привлекательность, жилья нового должно быть больше! И в больших, и в малых городах. Поэтому миллион триста тысяч квадратных метров построенного жилья – это для нас маловато. Правда, тут журналисты испугали Новосибирск, они показали миллион триста, что это город Красноярск один построил. Новосибирск заволновался. Когда я объяснил, что это по всему краю, то они так с некоторой снисходительностью на меня посмотрели, потому что Новосибирская область с таким же населением строит сегодня больше двух миллионов. Два миллиона. А мы миллион триста. Поверьте, 700 тысяч – это очень огромный разрыв, очень сложная задача, чтобы на этот показатель выйти. Понятно, что нарастить объёмы строительства можно только с применением дополнительных мер господдержки самих покупателей жилья. Здесь тоже у нас идеи, каждый год мы с Николаем Сергеевичем Глушковым обсуждаем, но никак не можем выйти на практические действия. Поэтому я прошу, я требую, чтобы эта программа была в кратчайшие сроки завершена и представлена на утверждение. Я просил бы максимально поддерживать кооперативное строительство. Не обманутых дольщиков порождать, а создавать настоящие кооперативы и строить кооперативное жильё, как было с коллективом завода "Радиосвязь". Надо укреплять подрядно-строительную деятельность, а не спекуляцию земельными участками. Здесь большой круг задач, и я прошу на них выйти.

Огромная задача стоит по программе капитального ремонта многоквартирных домов. Понимаю всю сложность и слабость законодательства в этой сфере. Но мы не можем оставаться в той парадигме, в которой сейчас находимся. Во-первых, нужно придать процессу масштаб. Нам предстоит в 2017-м году почти в три раза увеличить объём капитального ремонта домов. В три раза – это очень сложная задача! Но если мы её не выполним, не обижайтесь, потом будет плохо. А это значит, нужно выигрывать каждый день, работать на этих объектах, как работаем на объектах Универсиады, на самых важных объектах. Дальше нужно, конечно, более точное понимание, чтобы дом, который прошёл капремонт, не оставался домом, в котором нужно что-то ремонтировать. Если уж капремонт, то капремонт. И не бойтесь здесь качественных проектов. Я готов вас поддержать, чтобы на федеральном уровне рассмотрели некоторые вопросы нормирования проекта капитального ремонта. Но такие проекты, какие сейчас реализуются, обладают потенциальной неэффективностью и не решают задачу восстановления качественных характеристик этих домов.

У нас очень важная программа расселения граждан из ветхого и аварийного жилья. По тому этапу программы, который сейчас действует, мы сможем переселить 15 тысяч наших граждан. Построим примерно 250 тысяч квадратных метров нового жилья. Но этого мало. Мы не можем сейчас принимать решения, но должны быть настроены и готовы к тому, что мы эту программу будем продолжать. Какое бы решение ни приняло федеральное правительство, программа расселения в Красноярском крае должна продолжаться. Решение нам это предстоит принять в течение 2017-го года с включением средств бюджета 2018-го года, приблизительно на том уровне, на котором мы имели эти средства в 2016-м и 2017-м годах. Я уже говорил о необходимости принять программу развития мощности строительной индустрии, это будет в этом году уже сделано. Ну и, конечно, нужно повышать эффективность контроля за ходом строительства важнейших объектов. Кроме объектов Универсиады, это, безусловно, аэропорт, это перинатальный центр в Норильске, он нам очень трудно даётся, там буквально ежедневный контроль. Есть ещё ряд объектов, которые принципиально определяют инфраструктурные возможности, поэтому я прошу здесь всё держать на особом контроле. И вообще, все строительно-ремонтные программы, это касается социальных министерств, министерства транспорта, министерства строительства, других ведомств, которые имеют строительно-ремонтные деньги, все лимиты должны быть распределены до 1 февраля и объявлены все конкурсные процедуры. Мы в прошлом году не смогли это сделать из-за того, что резервировали капитальные расходы. Сейчас я прошу повысить их эффективность и 1 февраля провести доведение с тем, чтобы до 1 апреля состоялись все конкурсные процедуры, заключены подрядные договоры, и можно было эффективно реализовать всю инвестиционно-строительную программу – новую, которая начинается в этом году.

Много задач в развитии коммунального хозяйства, мы даже рассматриваем предложения структурной перестройки в министерстве, чтобы усилить и обеспечить лучшую интеграцию энергетического и коммунального развития. Не думаю, что нужно принципиально менять функционал министерств и ведомств, здесь особую надежду возлагаю на Правительственную комиссию по развитию ТЭК и коммунального хозяйства края. Нужно просто комиссии найти собственный предмет управления, чтобы это был не координационный совет, не координационное совещание, а достаточно эффективный, постоянно работающий управленческий орган по проектам развития коммунального хозяйства и энергетики. Нам очень важно принять программу развития коммунального хозяйства во всех районах и городах. Нельзя развивать этот комплекс без перспективы. Мы каждый год тратим на подготовку к зиме почти полмиллиарда рублей бюджетных средств, но всё это делаем в таком антикризисном режиме. Что-то испытания показали, что-то – прошлый год, что-то ещё должно быть планомерной организованной работой. Чтобы иметь более масштабные ресурсы для модернизации коммунального хозяйства, нужно пересмотреть политику формирования инвестиционных программ коммунальных организаций, коммунальных монополий. Без инвестпрограмм я прошу больше не работать. В прошлом году я ставил эту задачу, она не реализована, на мой взгляд. Поэтому ещё раз прошу утвердить программу мер по снижению себестоимости коммунальных услуг, по внедрению типовых нормативов на тарифы на коммунальные услуги, уходить постепенно от индивидуализации затрат на использование типовых показателей. Уже в ближайшие дни, в срок до 15 января прошу подготовить проект моего распоряжения о первоочередных задачах развития энергетики и коммунального хозяйства края. Мы обсуждали это в праздничные дни с Юрием Анатольевичем Лапшиным, я прошу быстрее это сейчас перевести на язык документа.

Я также прошу именно как проект сформировать план действий по газификации края. Все сроки, которые можно было отвести на согласование схем, планов, прошли. Сейчас уже требуется точный план действий, точный план финансирования, точные сроки. И этим заниматься нужно гораздо энергичнее, чем сейчас.

Впервые как об отдельном направлении работы говорю о благоустройстве городов и посёлков края. Без решения этих задач невозможно обеспечить социальное благополучие и поддержку населением всех планов нашего развития. Благоустройство – то первое, что видит каждый гражданин, каждый человек. Поэтому прошу быстрее подготовить закон края о требованиях к благоустройству. Есть такой опыт, я специально просил изучить опыт Московской области, ещё ряда регионов, где такие законы приняты, и такой закон в Законодательное Собрание края внести. На основании этого закона будут формироваться программы благоустройства каждого города и района. Будет поддержка бюджета края муниципальных образований, которые выдержат определённые требования, условия, изыщут собственные ресурсы, и по определённому коэффициенту софинансирования получат средства на проведение этих благоустроительных работ.

Особое внимание, безусловно, благоустройству краевого центра. И это связано не только с Универсиадой, просто мы не можем допускать такого диссонанса, когда у нас много нового строится, много создаётся. Сейчас будут построены новые дороги, и в тоже время какие-то элементы благоустройства просто отсутствуют или находятся в каком-то подавленном состоянии.

Законодательное Собрание края утвердило первые расходы, которые на эти цели могут быть направлены, это, по-моему, 270 млн рублей в бюджете уже 2017-го года. Мы должны их очень эффективно использовать. В ближайшие дни, недели я прошу Правительство края и Эдхама Шукриевича Акбулатова представить на утверждение именно такой план строительно-ремонтных работ по внешнему обустройству города, опирающийся на эти средства, на те два миллиарда, которые пойдут на дорожное хозяйство. Ну будут возможности, сейчас пока не могу обещать, рассмотрим и в этом году дополнительные средства. Но в любом случае в бюджете 2018-го года средства эти будут заложены в большем объёме, думаю, около одного млрд рублей на цели благоустройства, и в бюджете 2019-го  года в размере 1,5 млрд мы на это предусмотрим. Но, повторяю, сейчас вот из-за дорог, где нам надо найти миллиард софинансирования, это сложно, получается, в этом году передадим один миллиард триста миллионов. Тем не менее, если появится возможность дополнительных доходов, то это будет отнесено тоже к безусловным приоритетам.

2017 год – Год экологии. Экология для Красноярского края - проблема из проблем, поэтому очень большое внимание Правительство будет уделять решению задач по улучшению экологического состояния. Сегодня подпишу распоряжение, утверждающее план основных мероприятий, связанных с решением экологических задач в 2017 году. Понятно, что план этот будет уточняться, появятся какие-то новые мероприятия, вытекающие из обстоятельств, из обстановки, общероссийских решений, но,  самое главное, то, что там сейчас мы написали, должно быть, безусловно, выполнено и реализовано.

Нам необходимо обновить всю систему наблюдений и реагирования на состояние атмосферы, внедрить действенную систему реагирования на неблагоприятные погодные условия. Погода изменилась – мы должны изменить режим работы предприятий, организаций, и ничего в этом сложного нет, и не нужно бояться. Экология – это то, что не позволяет нам идти на какие-то компромиссы. Нам предстоит сформировать эффективный регламент и порядок информирования населения. Термин "чёрное небо" знают все. Когда спрашиваю, сколько людей выходят на сайт нашей лаборатории и смотрят реальные показатели состояния экологии, их оказывается единицы. Следовательно, тут полный разрыв. С одной стороны, бытовая, обывательская спекуляция проблемами, с другой стороны, мы имеем богатейший материал наблюдений, который никак не используем. Получили результат наблюдения, быстро передали сигнал алюминиевому заводу, ТЭЦ, ещё каким-то предприятиям уменьшить объёмы производства сегодня, ничего не поделаешь, погода, ветра нет, нужно изменить режим. Всё это поддаётся управлению. Мы добавили лаборатории. Нам город помог, передал нам свою лабораторию. Мы ещё заложили посты, но надо ведь ездить, наблюдать, поправлять.

Должна быть специальная программа мер по оздоровлению экологии на дорогах за счёт работы общественного транспорта. На каждом углу вижу – продают какие-то жидкости, но нигде не видел, чтобы у нас замеряли СО2 в Красноярске. Не знаю, насколько дорожно-патрульная служба активна, но тоже, думаю, не очень, поскольку постоянно вынужден звонить из машины, когда вижу автобусы дымящие, грузовые машины, со стройки выезжающие совершенно в чёрном дыму. Так не бывает. Надзор и контроль здесь должен быть очень жёсткий. Поэтому все эти меры должны быть по-другому реализованы.

Нам предстоит повысить качество административного регулирования экономической деятельности в целях экологического оздоровления и влиять на режим работы. Не разрешать создание новых мощностей, требующих санитарно-защитной зоны или каких-то экологических мероприятий. Разрабатывается новый том показателей предельно допустимых выбросов, мы должны здесь максимально ужесточить административные действия. Ещё раз подчёркиваю, никаких компромиссов в отношении экологического состояния! Это долговременная политика, без реализации которой Красноярску не быть социально привлекательным городом, а край не получит то развитие, о котором мы говорим.

Нам предстоит в кратчайшие сроки утвердить план действий по введению новой системы сбора и утилизации бытового мусора. Я уже сделал перед Новым годом поручение, лично рассмотрю проект закона края, который мы сейчас обсуждаем в комитетах, чтобы уточнить какие-то положения, а самое главное, нам нужно определить, с какого времени мы уже начинаем действовать по этому закону. Нам будет очень сложно внедрять этот новый порядок. И то, что мне докладывало Минприроды, меня не очень впечатляет, поскольку очень многие нормы нашего регулирования взяты из федерального закона. Но федеральный закон рассматривает в качестве объекта Москву с высочайшей концентрацией и мусора, и денег на этот мусор. Рассматривает маленькие регионы: Кострому, Ярославль – там, где всё в пределах нескольких километров. А у нас на край четыре района, четыре центра переработки мусора. Какие центры? Ну где я на северах повезу мусор, куда? Нам всё равно придётся отстаивать поселенческий принцип утилизации мусора, а не возить его. Москве и Московской области придётся возить, но где мы будем на северах возить? Я плохо понимаю. Огромные расстояния, очень низкая концентрация населения.

Как и в коммунальном хозяйстве, в сфере утилизации мусора нельзя построить систему исключительно на рыночных рельсах, здесь придётся административно регулировать, вести жёсткую бюджетную политику, здесь не обойтись без бюджетных денег, рынка здесь не получится, но и оставлять проблему без решения дальше нельзя. Вот почему этот закон требует очень внимательной подготовки и проработки, потому что это всё будет по-новому, это во многом революция, и просто уповать на то, что придёт рыночный оператор и все проблемы решит, не стоит. Это серьёзнейшая управленческая задача, серьёзнейший приоритетный управленческий проект. Здесь важно и правильно определить место государственного регулирования,  и, конечно, очень серьёзно предусмотреть функционал органов местного самоуправления.

Понятно, что органы местного самоуправления должны не только мусором заниматься. Я уже говорил про децентрализацию. Здесь требуются системные меры по укреплению функционала и управленческой ответственности. Прошу очень серьёзно усилить это направление работы. Оно у нас максимально активизируется в политический период, но на самом деле местное самоуправление – это не столько политика, это управление. Местное самоуправление ближе всего к гражданам, поэтому если мы постоянно, ежедневно работаем плохо, то потом, в политически активные кампании, нам не так просто будет население мобилизовать и найти у него поддержку. Поэтому считаю совершенно необходимым организационно и структурно усилить управление по организации взаимодействия с органами местного самоуправления Администрации Губернатора, может быть, сформировать правительственную комиссию, разработать и реализовать план действий по расширению полномочий, усилению финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Четыре сферы, которые вполне адекватны уровню местного самоуправления – это ремонт учреждений образования, ремонт учреждений культуры, ремонт дорог и ремонт объектов коммунального хозяйства. Вот эти сферы, на которых максимально концентрируется внимание органов местного самоуправления. Да, какие-то особо дорогие, сложные объекты мы возьмём на краевой уровень. Но,  в принципе, каждый район, каждый город должны иметь лимит средств, при том на шесть лет вперёд, чтобы понимать, какую выстроить политику укрепления материальной базы этих местных, муниципальных сфер.

Считаю очень важным придать дополнительный импульс работе глав районов и городов созданием из их числа рабочих групп по подготовке предложений, направленных на повышение эффективности тех или иных управленческих процессов, программ и проектов по опыту работы Государственного Совета. Там постоянно формируются из числа губернаторов, членов Совета рабочие группы, которые прорабатывают со своим пониманием, как я говорю, "от земли", как лучше решать задачу. Мы крайне редко здесь опираемся на потенциал руководителей районов и городов. Это не так сложно  - сформировать такие рабочие группы и использовать их опыт, их видение, как эти задачи нужно решать.

Безусловно, принципиальной задачей именно органов местного самоуправления является работа с населением. Убеждён, что нам необходимо системно и энергично заниматься развитием территориального местного самоуправления по месту жительства, уличных комитетов, комитетов во дворах, в домах, родительских советов в школах. Элементов реального местного самоуправления очень много, но они у нас развиты слабо. И эффективность местного самоуправления как системы местной власти должна оцениваться по тому, как развито реальное местное самоуправление и реальная активность населения. Для этого требуется содержательное информирование населения, повышение качества обратной связи. Иногда приедешь в район, где много запущенных проблем, а глава мне спокойно говорит: "Во всех сёлах провели сходы граждан. Отчитались. Всё хорошо. Всё одобряем". Что  же "одобряем"? Если идём к населению, то идём с конкретными делами, с конкретными результатами, с конкретными планами, но идём очень активно.

Мы в прошлом году перешли на систему своеобразного кураторства районов и городов, закрепив членов Правительства края за городами и районами. Где-то это сработало. Мне было очень приятно от некоторых глав районов слышать слова благодарности: спасибо, коллеги из Правительства края очень помогли в решении задач, не связанных с их функционалом. Вижу, участились командировки, более активны стали выезды в районы и города со стороны членов Правительства. Тем не менее, эти связи надо укреплять, поэтому я прошу в плане действий выделить это в особое направление.

Я всегда говорю о важности развития и укрепления взаимодействия с обществом, с политическими партиями и общественными организациями. Это всё общеизвестно, банально, но в этом ключ к эффективности. Если мы замкнуто работаем, эффективности не будет ни при каких обстоятельствах. Если мы активно работаем с обществом, то есть возможность эту эффективность повышать. Мы опираемся на общество, мы открыты, мы заинтересованы в повышении общественной активности граждан с позиции патриотизма и личной ответственности. Это никто не отрицает. Но в практической работе используем это часто недостаточно и неэнергично. Необходимо усилить планирование этой работы, повысить качество информирования граждан, придать большую масштабность этой работе.

Надо обеспечить качественную интеграцию различных административных и общественных структур в осуществлении данной работы, перейти от замкнутой функциональной деятельности к проектному управлению и координации, усилить позиционирование Красноярского края, работу в электронных средствах массовой информации и в социальных сетях.

Чтобы повысить качество управления, качество развития края, безусловно, требуется эффективная реализация мер по обеспечению общественной безопасности. Сегодня говорилось с этой трибуны, что у нас в 2016 году меньше зарегистрировано преступлений по всем видам. Да, это так. Тем не менее, уровень преступности остаётся очень высоким. Попрошу очень серьёзно отнестись и профильному управлению нашему, и органам внутренних дел к уличной преступности. Она есть каждый день. А терминология, которая принята в правоохранительной системе и, наверное, вытекает из Уголовного кодекса, что с применением насилия, неопасного для жизни и здоровья,  кто-то что-то отобрал, меня коробит. Не может быть насилие неопасным, любое насилие – это катастрофа, это психологическая травма, это потеря уверенности граждан. Нельзя нормально развиваться, если мы не создаём атмосферу, гарантирующую безопасность, защиту интересов граждан.

Нам предстоит переформатировать работу постоянно действующего совещания. Мы уже будем не формально рассматривать какие-то вопросы, не только правоохранительные органы будут давать информацию, а также наши министерства и ведомства. Мы будем на это совещание выносить наиболее острые вопросы общественной безопасности.

Я много раз говорил об особом внимании к улучшению среды и настроения людей. Граждане должны чувствовать свою защищённость. Государственные органы должны гарантировать безусловное торжество закона. Все государственные служащие защищают интересы граждан и отстаивают справедливость. Это принцип, который никому не дано нарушить.

Несколько слов о кадровой политике. Усложняются задачи и возрастают требования к руководителям и специалистам органов власти и управлений. Я жду структурного обновления и совершенствования в Правительстве края, в министерствах и ведомствах, в Администрации Губернатора. И это структурное обновление предполагает определённое кадровое укрепление. Это самый важный проект. Я прошу председателя Правительства, руководителя Администрации Губернатора подготовить специальный план действий по развитию и укреплению кадрового потенциала. Потребуются изменения в законы края, регулирующие прохождение госслужбы, будут использоваться аттестационные процедуры, серьёзно изменится организация переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров, будет и сокращение численности госслужащих. Но главное – это укрепление духа, осознание своих возможностей и профессиональных сил, стремление к новому знанию и овладению лучшими управленческими методиками и практиками, ощущение внутренней свободы и личная ответственность.

Я всем вам доверяю. Я всем вам благодарен за совместную работу. Каждый из вас талантлив и может очень многое. Это вселяет в меня уверенность, что вместе мы решим стоящие перед нами задачи, оправдаем доверие граждан и, обновляя подходы и механизмы в построении нашей работы, опираясь на способности и энергию многих людей, добьёмся эффективности функционирования всех органов власти края, а значит, ускорим все процессы развития.

К 1 февраля должны быть подготовлены план действий Правительства края, план действий Администрации Губернатора края с акцентом на задачи и проекты развития, с акцентом на структурное обновление. Не советую здесь стремиться к массовости и большому числу мероприятий. Прошу сконцентрироваться именно на процессах развития и структурной перестройки. К 16 января должен быть подготовлен график проведения балансовых комиссий по работе государственных предприятий и предприятий с государственным участием, а также план совещаний у Губернатора по наиболее сложным направлениям нашей работы, что должно повлиять на итоговые документы.

Я желаю вам позитивного настроения, неиссякаемой веры в свои силы. Я часто, когда провожу публичные встречи с представителями гражданского общества, заканчиваю общение словами "кто, если не мы!". Нам здесь жить, нам развивать этот край!

Я желаю вам успехов! Спасибо всем.

г. Красноярск,  9 января 2017 года


назад

Безопасность и правопорядок
| Внешние связи
Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Инновации
Информатизация и связь
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Экология и рациональное природопользование
Промышленность, энергетика  и торговля
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство
Социальная политика
Спорт
Строительство и ЖКХ 
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Экономическое развитие и инвестиционная политика
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Губернаторский контроль
| Проектное управление
| Год экологии
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82,
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Отправить обращение.

Размещение информации на портале:
телефоны: + 7 (391) 249-30-88, 211-10-78, 249-35-21, 211-09-54

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912