Уважаемые посетители портала! Вы перешли в режим отображения информация для людей с нарушениями зрения. Вы можете выбрать размер шрифта и цвет фона. Все лишние графические элементы убраны, чтобы не затруднять поиск нужной информации.
Размер шрифта: Р Р Р Цвета сайта: Ц Ц Ц Ц Ц Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Поиск по сайту Обычная версия сайта

Официальный портал Красноярского края

Главная / Пресс-центр / Доклады и выступления

Выступление Губернатора края Виктора Толоконского с ежегодным отчётом перед депутатами Законодательного Собрания края


13.04.2017

Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский | Доклад


Уважаемый Александр Викторович, уважаемые депутаты, уважаемые коллеги!

Третий раз я отчитываюсь здесь, в зале Законодательного Собрания Красноярского края, и считаю это принципиально важным делом, поскольку именно в совместном обсуждении наиболее сложных, актуальных проблем развития нашего края, нашей совместной работы мы находим новые решения, находим новые подходы. И всегда и вопросы, и постановления, которые Законодательное Собрание принимает, предложения, которые высказывают депутаты, являются очень серьёзной основой для совершенствования тех или иных наших политик, тех или иных наших программ и планов развития. Как всегда, мы постарались передать депутатам максимально подробные информационно-статистические и аналитические материалы, характеризующие результаты развития края в минувшем 2016 году. Я по традиции попросил передать и текст моего обращения  к Правительству края, которое я делал в первый рабочий день наступившего года с представлением своего видения наиболее сложных задач нашего развития, задач совершенствования нашей работы. Есть в материалах ответы на те вопросы, которые депутаты при подготовке нашего отчёта представили мне и Правительству края. Это освобождает меня от необходимости подробно говорить о тех результатах и показателях, которые мы имеем, поэтому, если позволите, я в этот раз хочу, во-первых, дать свой анализ состояния дел в рамках тех главных приоритетов, главных принципов выбранного нами социально-экономического развития края. Второе – обозначить основные, на наш взгляд, направления работы, требующие достаточно серьёзных качественных изменений, обновлений, новых решений, что вытекают из проблематики, из тех результатов, которые мы сейчас имеем.

Итак, мы с вами на самом начальном этапе нашей работы определили несколько базовых подходов, базовых принципов, базовых приоритетов формирования политики развития Красноярского края. Первое, что я здесь всегда подчеркиваю, выделяю, - мы говорили об огромном потенциале Красноярского края – ресурсном, промышленном производстве, кадровом, интеллектуальном – потенциале, который совершенно не сравним с потенциалом большинства регионов России, поэтому мы говорили о важности понимания и реализации подхода, условно говоря, об опоре на собственные силы, тем более, что в этот период времени серьёзно менялись возможности федерального бюджета. Мы не могли рассчитывать на принятие каких-то больших новых федеральных программ развития и имели, я напомню, к 2014 году достаточно затянувшийся период стагнации доходов нашего бюджета, у нас не было очевидных резервов, очевидных ресурсов, за счет чего стоить свою социальную политику, политику развития инфраструктуры, политику поддержки экономики. Нужно было всё-таки принять базовое решение, что мы имеем такую экономику, такую ресурсную базу, такие производственные мощности, которые позволяют нам уверенно развиваться и, используя все возможности федеральных программ, федеральной поддержки, вкладывать большие усилия в собственное развитие. Это нашло своё проявление в наших планах, в нашем бюджете, в наших результатах. Я напомню, что край, несмотря на то, что уже заканчивались в 2014 году все основные программы развития Нижнего Приангарья, тем не менее мы не только сохранили, но и добились увеличения объёмов инвестиций в экономику края, и в 2016 году объём инвестиций составил 419 миллиардов рублей с ростом по сравнению с 2015 годом, хотя в целом и в России, и в подавляющем большинстве регионов 2016 год был временем снижения инвестиций. Падала деловая активность, падал спрос на многие виды продукции, падали цены на многие базовые ресурсы. Инвестиционной активности такой не было, тем не менее  - 419 миллиардов, или 26,5-27 процентов от объёма валового регионального продукта. Ориентиром эффективности считается иметь примерно 25 процентов от объем инвестиций к валовому региональному продукту, мы – несколько больше, и это тоже показатель реализации той политики – опоры на собственные силы, о которой мы говорили. При этом 419 млрд рублей! Вот у нас двенадцать субъектов в Сибирском федеральном округе – мощные субъекты, такие как Кемеровская область, Иркутская область, Новосибирская, Омская, Томская. А объём инвестиций в Красноярский край – это 30 процентов всех инвестиций в Сибирский федеральный округ.

Продолжалась реализация очень значимых, крупных инвестиционных проектов практически во всех основных отраслях и сферах нашей экономики. Напомню только некоторые. Компания «Роснефть» в прошлом году ввела в промышленную эксплуатацию Сузунское месторождение Ванкорской группы – это было очень важным. Вы помните, Законодательное Собрание принимало специальный закон о стимулировании геолого-разведочных работ, освоения Ванкорского узла, поскольку основной Ванкор уже вышел на добычу. Чтобы не сократить добычу углеводородов, нужно было в ускоренном порядке вводить Сузунское месторождение и два месторождения, которые будут вводиться в текущем и в 2018 году, -  Лодочное, Тагульское. Это позволило уже в 2016 году обеспечить стабильную добычу 22 с половиной миллионов тонн. Думаю,  мы  даже вырастем на Ванкорском узле, но это большие инвестиции, большие вложения, большое развитие. Пять тысяч рабочих и специалистов работают на Ванкорском  узле, и здесь очень много эффектов сопутствующих – авиация, аэродромная деятельность, строительная, монтажная, то есть это очень много импульсов другим сферам и отраслям.

Завершено строительство основной очереди нефтепровода на юге Эвенкии - Тайшет-Куюмба. Это был большой инвестиционный проект, его общая стоимость около ста миллиардов рублей. Нефтепровод построен, и это даёт нам задел на будущее на юге Эвенкии, прежде всего на Юрубчено-Тохомском месторождении. Мы рассчитываем, что будем уже в ближайшие годы добывать пять-семь миллионов тонн нефти. То есть мы выйдем в целом по краю на тридцать миллионов тонн в год в самое ближайшее время. Мощность нефтепровода рассчитана на 15 миллионов тонн годовой  прокачки, поэтому мы ещё там имеем резерв, и в прошлом году добавлялись инвестиции в развитие этих месторождений.

Очень серьёзный в 2016 году край получил прирост в добыче и обогащении золота, несмотря на то, что рост цен начался только уже во второй половине года, и цены были не самые эффективные. Огромная инвестиционная компания, прежде всего «Полюс Золото», и край добыл в прошлом году 63 тонны золота – это самый большой показатель. Мы крупнейший регион в России в этой отрасли. Плюс к этому реализовывались большие инвестиционные проекты в Северо-Енисейском районе, связанные с  развитием электросетевого хозяйства, энергетического комплекса. Вы помните, мы принимали специальное решение о строительстве автомобильной дороги. И край, и золотодобывающие компании вкладывали примерно по 500 миллионов рублей в эту дорогу. Первый участок был введён в эксплуатацию в 2016 году.

Край добавил примерно восемь процентов производства выработки электроэнергии за счёт новых блоков Богучанской ГЭС. Для края производство генерации электроэнергии – это достаточно большой вклад в валовый региональный продукт.

Завершён в 2016 году первый этап очень масштабной модернизации компании «Норильский никель». Вы помните, были закрытые мощности никелевого завода, который находится в самом центре города. Для этого нужно было создать новые мощности главным образом на Надеждинском заводе. Вводились новые мощности на Талнахской обогатительной фабрике, и эта большая программа продолжается. Если 2016 год дал нам по «валовке» минус (потому что целый завод вывели из эксплуатации), то уже с 2017 года в Норильском промышленном районе,  в компании «Норильский никель», мы будем получать устойчивый рост объёмов промышленного производства и большой вклад в валовый региональный продукт. Несмотря на огромную модернизационную программу и вывод мощностей одного большого завода, край не потерял налоговых отчислений, напротив, даже произошла прибавка примерно в семь миллиардов рублей. Компания «Норильский никель» серьёзно добавила и налоговой отдачи.

Немало новых инвестпроектов в лесоперерабатывающей отрасли. Вы помните,  мы уже говорили, что в 2016 году увеличение произошло примерно на три миллиона кубометров в заготовке леса. Увеличилась серьёзно производство пиломатериалов. Мы вышли здесь на объём более двух миллионов шестьсот тысяч кубометров. Восстановлены мощности большого лесопильного завода в Богучанском районе. Добавлены мощности на Приангарском лесоперерабатывающем комбинате. Росли мощности производства на предприятиях Лесосибирска. Рост заготовки леса позволил   увеличить число постоянно занятых в лесной промышленности примерно на одну тысячу двести человек.

Очень масштабно развиваются современные производства, высокотехнологичные, большие программы. Горно-химический комбинат реализовал проект по созданию новых мощностей. Ведены новые мощности    в объединении имени академика Решетнева. Предприятие выиграло большой конкурс Роскосмоса на создание новых видов бортовых антенн и антенн для космических аппаратов связи радиовещания и ретрансляции. Это большой объём заказов, большой рост производства, который будет осуществлён.

Для нас принципиально важно развитие экономики в малых городах, по всей территории края. Мы не можем строить политику развития  края,  опираясь только на промышленные комплексы. Поэтому в Ачинске введён новый завод по производству проппантов, в Канске - новые мощности по производству строительных материалов и лесопродукции. Очень уверенно развивается в Дивногорске предприятие «Техполимер», и его продукция уже становится лидером в высокотехнологичной отрасли, рассчитанной на нужды дорожного строительства, нефтегазовой, горнодобывающей промышленности. Буквально в начале этого года мы уже представляли эту продукцию в Москве  для госзакупок, для госзаказа госпредприятиям. Работает такой механизм, вы помните, принималось решение, что крупные госкомпании должны закупать продукцию у малых предприятий. Вот это предприятие вызывает большой интерес, и оно было представлено на специальном совещании в корпорации по поддержке малого и среднего предпринимательства. Новые мощности, новые объёмы производства на Бородинском ремонтно-механическом заводе. Несмотря на снижение активности в сфере услуг и торговли, росли производства в направлении малого бизнеса. За 2015-2016 годы было создано примерно 2560 новых рабочих мест в малом бизнесе,  в производстве.  

При том большая часть этих новых производств создана при поддержке бюджета Красноярского края, при реализации наших программ. Создавались новые крестьянско-фермерские хозяйства. Я об этом чуть подробнее позже скажу. Назову сейчас только одну цифру – на начало 2015 года  у нас было в реестре 679 крестьянско-фермерских хозяйств, а на 1 января 2017 года – уже тысяча сорок, то есть почти вдвое больше. А сумма господдержки возросла  в три с лишним раза за эти два года. Это тоже рост экономики, который обеспечивает качество, которое должно позволить во всех территориях края иметь этот рост.

Теперь о росте собственных доходов. Это для любой политики края, наверное, самое важное. Все наши решения, все наши программы, вся наша политика базируются на собственном бюджете. Мы – край бездотационный, мы – край самодостаточный. Поэтому есть рост доходов - есть рост развития. Нет роста доходов – такое развитие вряд ли можно получить. За два года, за 2015-2016 годы собственные доходы Красноярского края возросли на 43 миллиарда рублей, в том числе в 2016 году – на 21 миллиард, то есть оба года мы по двадцать с небольшим миллиардов добавляли, подчеркиваю, собственных доходов. Это примерно 30 процентов. За два года на 30 процентов возросли собственные доходы. И это очень важный результат. Я уже как-то тут делился мыслями  с депутатами. Кто-то, может, уже был в этом зале, когда я в 2015 году, в январе, в первый рабочий день, сказал, что мы, чтобы решать программы развития социальной инфраструктуры, поддержки экономики, должны увеличить бюджет годовой за шесть лет, за два бюджетных цикла на 100 миллиардов рублей. Коллеги меня не приняли и не поняли. Это было полное отторжение, полное непонимание, за счёт чего можно почти удвоить этот рост. Там получается 65-67 процентов. Тем более, что ситуация там серьёзно менялась по внешней конъюнктуре. Входили в фазу очень резкого падения цен на всё сразу – на никель, медь, золото, алюминий, нефть. Всё, что мы выпускаем, всё, что мы экспортируем,  - всё шло очень резко вниз ни на проценты, а на десятки процентов. Вот два года прошло, с того ориентира в 100 миллиардов - 43 плюс.  Мы будем близки к выполнению этой задачи, думаю, что рост собственных доходов в текущем году составит порядка 12-14 миллиардов, может быть, чуть больше. Уже первый квартал показал достаточно приличные доходы. Я думаю, что мы будем даже опережать эту траекторию роста. И ещё здесь подчеркну - с опорой на собственные силы. Нам очень важно, понимая и принимая этот подход, не бояться принимать новые программы,  новые решения. И вот тут я очень благодарен Законодательному Собранию. Мы не ждём в социальной политике, мы принимаем свои законы по дальнейшей поддержке. Сегодня я подпишу специальное решение по поддержке коренных малочисленных народов Севера. Там тоже будут задачи Правительству – войти в Законодательное Собрание с уточнением некоторых наших бюджетных норм, бюджетных обязательств в сторону достаточно серьёзного роста поддержки традиционной деятельности на севере нашего края. Мы принимаем дополнительные программы по развитию всех социальных сфер. Я дальше буду говорить о строительстве и ремонте объектов – всё это можно сделать, когда мы понимаем, что нам нельзя терять время и надо самим решать все задачи, когда мы имеем собственную экономику, рост производительных сил и рост доходов бюджета. Вот, что бы я сказал в этом первом принципе подходе – опоре на собственные силы. Второй принцип, который очень с этим связан, и тут тоже, поверьте, было немало дискуссий , и мы выдержали достаточно серьёзные сомнения, возражения и на федеральном уровне. Я говорил тогда в первые же годы нашей совместной работы, что у края нет возможностей ограничить расходы, что мы не можем сегодня даже стабилизировать, не то, чтобы сократить, расходы на социальное инфраструктурное развитие. Так устроен наш край, что если мы начнём тормозить, то это обязательно скажется на падении экономики. У нас не было жирка, у нас не было запаса прочности, когда можно было сказать: «Хорошо, давайте мы так пару лет пояса подтянем и не будем наращивать расходы». Не получается. И опять же, я очень благодарен здесь Законодательному Собранию – наиболее такая принципиальная, твёрдая поддержка была именно здесь. И мы с вами принимаем бюджет и 2015-го, и 2016-го года, и каждый год закладывали рост расходов. Прирост расходов за эти два года составил 30 млрд рублей. 43 млрд мы дополнительно получили доходов, на 30 млрд увеличили расходы, 13 млрд использовали на сокращение текущего годового дефицита бюджета. Но, согласитесь, 30 млрд – это достойная величина, это тоже примерно 20 процентов от наших расходов, мы на 20 процентов смогли их увеличить. И здесь у меня не хватит времени перечислить строящиеся объекты, средства на ремонт – вы их знаете. Строительство – сначала были детские сады, и мы построили огромный объём, мы вводили более 35 тысяч новых мест. Представьте типовой садик примерно на 200 мест по 200 млн рублей, умножьте на этих 35 тысяч мест, и вы почувствуете, какой это огромный объём бюджетных расходов.

Мы строили новые и вводили новые школы. В прошлом году вводили ещё несколько детских садов, которые перешли нам по программе, и этот год был тоже достаточно заметным по финансовым расходам, и, вы помните, мы приняли дополнительное решение о серьёзном, в разы, увеличении объёма финансирования строительства и ремонта общеобразовательных школ. Дети из детского сада пошли в школу. Нам предстоит огромная программа по строительству. Если в прошлом году мы две школы сдавали, сейчас самый главный объект в этой сфере – школа на Иннокентьевском массиве в Красноярске. За год будем строить школу на 1200 мест, это тоже никогда не получалось ни по финансированию, ни по темпам строительства, но мы обеспечим эту сдачу. Школа в Мотыгинском районе. Школа в Канске. Очень большой объём капремонта. Мы будем это делать. Объекты здравоохранения – мы в прошлом году практически тоже за год построили Ачинский перинатальный центр, это большой объект, большой комплекс, это около 1,5 миллиардов рублей расходов краевого бюджета, но это принципиально меняет качество оказания медицинских услуг, качество работы здравоохранения повсеместно. Мы открывали новые центры инвазивные: и в Ачинске, и в Канске. Это тоже большие затраты на оборудование. Строилась больница в Богучанском районе, сдавалась поликлиника в Курагино. Осваивали мощности в онкологическом центре (в поликлинике). Ну, и в этом году будем сдавать один из первых объектов по программе подготовки к Универсиаде – медицинский центр в Сибирском Федеральном университете. Центр будет в этом году уже построен. Это и поликлиника для преподавателей и студентов, и медицинский исследовательский центр. Это большие вложения и серьёзное укрепление инфраструктуры здравоохранения.

Не буду перечислять, огромная программа строительства объектов спорта, потому что мы готовимся к Универсиаде, и другие вложения в социальную сферу. Этот тот приоритет, без которого край не может обойтись. Я часто подчёркиваю, что все борются за инвестиционную привлекательность «инвестиционная привлекательность, инвестиционная привлекательность…».  Я не говорю, что этим не надо заниматься, но подчёркиваю, что для инвесторов принципиально важны социальные возможности региона. Инвестиционные возможности края очевидны: вот они ресурсы, вот они энергетика, вот возможности электроснабжения. Но инвестор должен чувствовать качество культурной среды, качество образовательной среды, качество медицинского обслуживания, какие люди здесь, как молодые поколения остаются. Это уже основы. Я уже не говорю, что для человека принципиально важно иметь сферу образования, здравоохранение, культуру. Его уже не удовлетворит просто, что у нас есть мощные металлургические комплексы, горно-обогатительные. Нужна другая система образования, другая система реализации духовных потребностей. Вот почему эти сферы должны были развиваться очень быстро. Не будет этого – не будет роста экономики.

Я хотел здесь сказать о подготовке объектов Универсиады. Об этом много информации, работает специальная комиссия. Я благодарен Заксобранию, потому что и профильный комитет, и специальная комиссия очень активно нам в этом деле содействуют, помогают. Скажу только, что прошедший год был принципиальным. Это было столько, поверьте, нервов. Это было столько чувств. Это столько было усилий, потому что мы проходили всё по правилам. Мы всё делали по всем требованиям наших тяжелейших законов. Экспертиза 60 дней – значит, 60 дней, потому что в электронном формате ничего там не ускоришь, так устроен механизм, там торги. Все эти механизмы, сроки, все жалобы, которые попадали в ФАС, мы без скандалов, без всего прошли этот путь. Да, он потребовал времени, и нам пришлось потом ускоренно догонять. И мы практически все объекты, необходимые для Универсиады, запустили. Мы сохранили в 2016 году на все последующие годы деньги федерального бюджета, не упустив ни одного рубля, хотя, вы понимаете, это было непросто, у нас в программе Универсиады немало объектов непосредственно с проведением Универсиады не связанных, тем не менее мы нашли понимание в федеральном бюджете, поэтому строится и краевая клиническая больница, и больница скорой медицинской помощи (она уже в этом году сдаётся, 14,5 тысяч метров современнейшего медицинского комплекса), и вот медицинский центр в университете, и кампус университетский – там новые общежития, физматшкола, там многофункциональный спортивный центр, там тоже уже часть объектов введены и функционируют. Новый аэропорт, новые дороги, новые транспортные развязки, новое благоустройство и много-много чего другого. Это был сложный процесс, но мы его достойно прошли, я здесь благодарен очень многим людям.

Я не могу, говоря о политике расходов, о политике ускоренного социального инфраструктурного развития, не сказать об очень важном решении, принятом нами совместно. Депутаты это поддержали, я понимаю и благодарю вас за это. Мы очень серьёзно добавили средства на дороги наши - в муниципалитеты, города, районы. Сначала был миллиард. Потом тоже не верили, что миллиард Красноярску изыщем. Нашли даже два миллиарда. 

Но  мы ни рубля не забрали у районов. И  те два миллиарда, что мы отдаём на Красноярскую агломерацию (1 млрд  700 млн),  собственно городу Красноярску – это всё делается за счёт дополнительных источников, не затрагивая распределения внутри края. И это тоже очень важно. По качеству дорожной сети многое определяется и в инвестиционных планах, и  в социальных настроениях, и в оценке, где я буду жить, и это надо только продолжать развивать.

Мы в 2016 году выполнили все показатели и все объёмы по очень важной в социальном плане задачи - по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Напомню, мы переселяем более 15 тыс. жителей, и программа завершается в этом году, но нам эту программу надо продолжать.

 У нас есть ещё некоторые программы этого года: мы сдаём часть домов в Лесосибирске, у нас есть объекты в Туре, в Эвенкии, в Ачинске мы также завершаем, но никаких сомнений нет, что мы эту программу в полном объёме выполнили.

Мы эту программу должны продолжать. И мы её продолжаем: в 2016 году мы уже дополнительно реализовали к этой программе достаточно большой снос и переселение из аварийного жилья в городе Красноярске, что связано со строительством магистрали на  улице Волочаевской. Мы там сносим более 500 домов. Более тысячи красноярцев должны будут получить новые квартиры.  Мы рассматривали, и я надеюсь, при выполнении ряда условий со стороны мэрии Красноярска край сможет выделить городу ещё порядка полутора миллиардов рублей на расселение, по-моему, 64-х домов в историческом центре Красноярска. Мы только недавно это программу обсуждали с депутатами, и мы готовы её реализовывать.

Ну и очень большим  направлением работы было развитие коммунального хозяйства, электросетевого комплекса. Для края очень важно, что нам удалось  преодолеть  непонимание, или в чём-то противоречие, с большой электросетевой компанией «МРСК Сибири». Помните, что в 2010 году РУСАЛ перешёл на прямой договор с федеральной компанией, и МРСК перестала получать почти 5 млрд в год платежей за сети, за электроснабжение, и у компании возникли очень тяжёлые обстоятельства, она прекратила  практически инвестиционную деятельность, потому что вынуждена была даже на текущие работы привлекать кредиты. Всё шло к деградации. Поэтому мы в 2016 году завершили все противоречия и проблемы,  подписали все необходимые соглашения и имеем уже многомиллиардные инвестиционные вложения в электросетевой комплекс,  в строительство подстанций. Два миллиарда дополнительно выделяет федеральная сетевая компания на развитие комплекса, связанного с городом Красноярском, с Универсиадой. Эту работу мы тоже будем всячески продолжать.

У нас много программ и мер социальной поддержки. У нас мощная программа социальных гарантий. Социальными льготами пользуются более 1 млн жителей края.  По очень многим социальным направлениям мы принимаем инициативные законы и инициативные бюджетные обязательства. У нас действует закон о ветеранах Красноярского края, у нас особый подход к закону о компенсациях и субсидиях на оплату жилищно-коммунальных услуг. Это миллиардные вложения,  которые сверх общих законов о льготных категориях граждан. У нас достаточно масштабный закон о транспортных льготах. Мы принимали и финансируем закон о детях войны. Примерно уже 36 тысяч красноярцев, жителей края получили это звание и это право. Ещё одну цифру хочу назвать: у нас тратилось в 2016 году  на льготное лекарственное обеспечение 1 млрд 810 млн из краевого  бюджета. Для сравнения скажу, что в Новосибирской области на то же население – в пять раз меньше, около 400 млн 300 тыс. рублей. Норматив у всех регионов  - тысяча с небольшим, у нас – более 4-х тыс. рублей на каждого льготника. И на этот год по тем поправкам, которые сделаны Заксобранием на  прошлой сессии, по-моему, или на позапрошлой, мы добавили еще 450 млн рублей на эти цели. Это самая большая цифра. Ну, может быть, Москва имеет сопоставимые с нами нормативы  по поддержке  льготных  категорий. 

Нам очень важно в социальном и инфраструктурном развитии поддержать все традиционные образы жизни  -  в  сельской местности, лесные районы, народы, живущие на севере края. Поэтому я уже говорил и о  специальной программе, и о программе по поддержке фермеров, и о дополнительной программе поддержки коренных народов, и по развитию лесного комплекса. Мы очень дорожим тем решением и нашим пониманием, когда в 2016 году мы внесли серьёзные обновления в наш базовый закон о сельхозтоваропроизводителях и сформировали специальную программу поддержки сельских районов, направленную на развитие экономики, развитие занятости.  В  прошлом году у нас пять районов по конкурсному отбору получили 140 или 144 млн рублей. Там уже строятся новые комплексы по переработке продукции, новые мясо- и  молокоперерабатывающие комплексы. В этом году мы эту программу продолжаем. Ещё отобраны 10 сельских районов, 150 млн рублей они получат на эти программы. Это новые рабочие места, это перспектива для молодых поколений, потому что фермерство и такие программы в основном реализуют молодые сельские жители, чтобы молодое население сохранялось.

Третье приоритетное направление, или третий базовый принцип, на котором находится наша политика развития, это определённый  приоритетный сдвиг в пользу развития науки, образования, инновационной деятельности, чтобы мы не ограничивались только нашей базовой экономикой, чтобы мы формировали новую экономику. Поэтому поддержка университетов, развитие университетов, развитие образования  в школах, 79 спецклассов, которые работают. У нас выпуск будет только в этом году. Я всё время не мог оценить качество, что дали спецклассы.  В прошедшем и в этом году прошло множество всероссийских олимпиад школьников, и все победители, и призёры – все из спецклассов. И у нас их немало, я далее об этом скажу,  они все из спецклассов.

Завершается строительство физико-математической специальной школы с интернатом в структуре Сибирского федерального университета, но с перспективой финансирования из бюджета края, поэтому это тоже очень важно  для молодых поколений. Новые исследовательские центры, базовые кафедры, «Норникель» создал очень мощный исследовательский центр в Сибирском федеральном университете. «Красцветмет» построил свой технологический парк и очень серьёзно развивается в научно-технологическом плане. Есть много  нового в учреждениях дополнительного образования. Буквально через неделю будем открывать детский технопарк здесь,  в Красноярске. Это большие вложения. Нам помогают в этой программе и  «Норникель»,  и федеральный бюджет. Это будет уникальная концентрация оборудования, технологий – и образовательных, и технологических. В одном месте в центре Красноярска  во время работы КЭФ будет открыт этот центр.

Много новых центров научно-технического творчества молодёжи открыто в прошлом году – 16 новых таких центров. Фестиваль науки, который посетили более 70 тыс. человек. Красноярский краевой фонд поддержки науки и научно-технической деятельности  поддержал на конкурсной основе более 300 проектов для внедрения от молодых учёных. Мы впервые попробовали и сейчас будем анализировать, возможно, внесём коррективы, но простимулируем, чтобы лучшие школьники поступали в университеты Красноярска, а не уезжали в Москву, в Санкт-Петербург, за границу.   Мы ввели для студентов, которые приходят с определённым уровнем баллов по ЕГЭ, специальную краевую стипендию. Уже с первого дня пребывания в университете действует такая стипендия.

Думаю, что это важно, во всяком случае, университеты заявляют нам о том, что качество абитуриентов стало выше, конкурсы стали активнее. Мы эту работу должны продолжать. Теперь ещё об одном приоритете. Четвёртый базовый принцип – опора на общественные силы, опора на гражданское общество, опора на экспертное сообщество и общественные инициативы. Это очень важно для развития. И я всегда подчеркиваю – главным субъектом развития является общество. Ни органы власти, ни чиновники, ни мы определяем, что делать, это делают люди. Это нужно осознать и принять.

Очень большая, но не всегда заметная работа идёт при министерствах, ведомствах, различных государственных структурах. При Губернаторе работает много общественных советов, в работу которых включено около 2,5 тысяч активных граждан. У нас очень большая программа поддержки органов местного самоуправления и укрепления самостоятельности местных органов власти. У нас поддержка национальных культурных автономий и религиозных конфессий. В 2016 году в полной мере работал «Дом дружбы народов Красноярского края», который очень важен для формирования правильных межнациональных отношений, обеспечения межнационального согласия. Кстати, красноярская программа по реализации национальной политики федеральным агентством признана как одна из самых лучших. Мы лидеры в этом деле, и на это были выделены специальные деньги.

Патриотическое воспитание молодёжи, мероприятия, направленные на поощрение активности молодёжи, стимулирование социальной активности – это и ТИМ «Бирюса», и Российское движение школьников, и «Юнармия», много, много общественных инициатив. Это другая организация встреч с населением. Организация личных приёмов. Только здесь, в здании Правительства края, в минувшем году в общественной приемной принято более полутора тысяч граждан, 36 приёмов сам проводил, более 300 человек принял, выездные приёмы проводим, в общем, эта работа обязательна.

Теперь хочу несколько слов сказать о проблемах, которые не могут остаться без внимания, которые некоторым образом сдерживают качество нашего развития. Первым здесь называю – качество управления и достаточно развитый ещё бюрократизм. Я думаю, что очень многие граждане, общественные институты, да и депутаты с этим сталкиваются, за это нас критикуют, и я это принимаю. Вот почему, если вы откроете моё обращение к коллегам 9 января, именно на повышение качества и эффективности управления обращено базовое внимание. Именно в этом направлении мы делаем структурные сдвиги, главные изменения по построению структуры, по типу работы. Проектная работа, работа на результат, а не на процесс, не формально, а содержательно, сущностно, с другим темпом, с другой мотивацией. Я часто говорю своим коллегам – «нам придётся освободиться от страха». Потому что очень часто проявляются опасения того, как к действиям отнесутся надзорные органы, мол, лучше ничего не принимать, чем получить какие-то сложности. Всё это очень серьёзная проблема, которая требует своего серьёзного разрешения, и текущий год будет очень серьёзным этапом, временем обновления многих наших принципов и подходов. Думаю, что в следующем году у меня будет возможность сказать об этом как о результатах.

Второе – это экологические проблемы. Совершенно очевидно, что край имеет здесь свою специфику, свои особенности, и не надо особенно удивляться повышенной социальной активности граждан в этой области, потому что мы имеем действительно сложную экологическую ситуацию в целом ряде наших городов и районов. Это и Норильский промышленный район, это и Красноярск, это и Ачинск. Есть такие места, где нужно принимать особые решения. И в этом плане мы должны весьма критично оценить работу в прошлом году. Хоть мы и приобретали дополнительное лабораторное оборудование, передвижные станции наблюдения, расширяли мониторинг, согласовывали нашим промышленным объектам специальные мероприятия по снижению загрязнения и выбросов, тем не менее, больших результатов здесь мы ещё не добились.

Вчера я подписал специальное распоряжение, ориентированное на реализацию масштабного плана экологического оздоровления в городе Красноярске. Он состоит из нескольких разделов, основной раздел – это снижение выбросов наших предприятий, это предприятия, занимающиеся генерацией, сжигающие уголь, это и алюминиевый завод, ещё ряд предприятий. Мы впервые нашли не только пассивное понимание, мол, да, мы понимаем, но есть сложности, предприятия, акционеры… Мы нашли понимание того, что эти мероприятия необходимо реализовывать незамедлительно. Мы провели встречи с главными акционерами наших крупнейших компаний и наметили конкретные меры. В ближайшее время мы на 25 – 30 процентов уменьшим выбросы в атмосферу от систем генерации энергии за счёт реализации схемы теплоснабжения, вывода малых котельных, замены оборудования на ТЭЦ-1, ликвидация невысоких труб, изменения качества сжигаемого топлива, режимов работы. Такие же меры мы по РУСАЛу согласовали с акционерами – изменение технологии, строительство новых мощностей на инертных анодах. Это будет другое уже влияние на атмосферу. Впервые мы определили регламент реакции предприятий на безветренную погоду. Мы будем снижать объёмы производства очень серьёзно. Предприятия такой регламент приняли и снами согласились. Там большой раздел про уменьшение выбросов на транспорте, дорогах. Уже, кстати, штрафы пошли, и большие штрафы, автопредприятиям за некачественную регулировку двигателей, превышение СО2, и эта работа будет продолжаться.

Большой достаточно план по изменению выбросов на транспорте. Приобретение новых автобусов – это большая задача, это потребует больших ресурсов, но это необходимо будет сделать. Есть большой раздел, связанный с совершенствованием мониторинга, наблюдений и информирования общественности об экологическом состоянии, взаимодействие с экспертными советами, подписание специальной хартии. Это будем делать. Это рассматриваю, как базовую задачу.

Нам важно более масштабно укреплять транспортные связи и коммуникации. Мы в том году не приняли окончательного решения по эксплуатации оставшихся у «Красавиа» аэродромов, в этом году мы это решение примем. Здесь дан срок Правительству до конца первого полугодия. Если федеральное агентство не примет эти аэродромы, мы будем их сами эксплуатировать, укрепим своё предприятие «Черемшанка» и будем эксплуатировать все наши аэродромы. Мы наметили программу обновления воздушных судов «Красавиа» и начнём в ближайшее время лизинговые процедуры по приобретению новых самолетов. Мы серьёзно расширим программу субсидий по транспортным маршрутам, чтобы усилить то, что удалось сделать. В прошлом году мы в Мотыгино начали летать на регулярной основе, в Шушенское попробовали полетать, по маршруту Норильск – Хатанга. У нас большие планы с Красноярской железной дорогой по развитию городской электрички, будем строить инфраструктуру пересадочных узлов. В принципе, здесь у нас все программы поддержки выполняются. Скоро начнётся дачный сезон. Пригородный транспорт будет работать под потребности. Мы и в прошлом году проводили такую работу, и будем делать в этом году. Если ресурсов будет недоставать, мы найдём дополнительные возможности. Мы сделаем всё, чтобы все потребности в пригородных перевозках были реализованы.

Что касается проблем жилищно-коммунального комплекса. Мы неубедительно работали в 2016 году в организации капитального ремонта многоквартирных домов. Это вызывало много критики. За два года реализации программы мы провели ремонт всего в 264 домах. Это мало. Годовая норма должна быть 500 домов. У нас примерно 15 тысяч домов, на 30 лет разделить и получится по 500. В этом году, я думаю, что сделаем 550 – 570 домов. Мы уже имеем 495 домов с утверждённой проектной документацией, мы пошли на специальные соглашения фонда капитального ремонта с муниципалитетами, чтобы заказчиками техническими выступали уже органы местного самоуправления. Со всеми, в том числе закрытыми, Железногорском, Зеленогорском, подписаны соглашения. С Красноярском подписано соглашение – это даст нам масштабирование. И в этом году мы 550 домов сделаем в обязательном порядке. И выйдем на годовую норму. За тем, чтобы на следующий год поставить задачу уже не менее 750 домов отремонтировать. Я очень рад, что в этот процесс активно будут включаться управляющие компании. Сейчас анализируем интересный опыт в Назарово, где конкурс выиграла сама управляющая компания. Чтобы они не сбоку стояли, не контролировали, а сами взяли и сделали. В итоге – идеальное качество, нормальные взаимоотношения с гражданами. Все понимают, что это наш дом, и он сделан. Эту практику мы будем максимально развивать и отставание ликвидируем.

Много нареканий по-прежнему вызывает медицинское обслуживание. Хотя мы принимали, и я уже докладывал, специальную программу работы поликлиник. Меняли режим работы, реконструировали регистратуры, разделяли потоки неотложной и плановой амбулаторной помощи. Вводили в ряде городов, и в том числе Красноярске, механизм стимулирования участковых врачей и педиатров – их просто не хватало. Поэтому мы им доплачивали порядка 17-18 тысяч в квартал, чтобы позже привлечь. Чуть-чуть удалось снизить недокомплект. Но всё равно укомплектованность составляет порядка 80 процентов. Это совершенно недостаточно для участковой службы, где должна быть практически 100-процентная укомплектованность. Я на пленуме краевого Совета ветеранов сделал поручение, и мы сейчас обновим эту программу. И я рассчитываю, что, готовя серьёзную программу повышения нормативов зарплаты врачам и медсестрам с 1 октября, мы сможем так эту программу организовать, чтобы простимулировать работу участковой и педиатрической служб, снять дефицит. Тем более, что у нас есть выпускники института, которые идут только в поликлиники, а не в другие медицинские сферы. Я обещаю, что мы будем заниматься самым основательным образом.

Ещё об одной сложной задаче, которая вытекает из развития международной и иной обстановки. Я говорю об укреплении общественной безопасности. Разработаны специальные дополнительные меры, и мы их реализуем. Но в каких-то случаях потребуются и дополнительные государственные программы, в том числе и с государственным финансированием, чтобы обеспечить более высокий уровень защиты и безопасности в местах массового пребывания граждан. Мы учитываем совершенно уникальные программы безопасности при строительстве объектов Универсиады и других общественных зданий и сооружений. Эта работа будет продолжаться, и антитеррористическая защищённость должна быть на самом высоком уровне.

В заключение хочу подчеркнуть своё понимание, что любые результаты развития, любые результаты работы – это результаты труда многих, многих тысяч специалистов. Это не функция власти. Говоря о развитии, я говорю о работе многих людей. Это не работа Правительства, Губернатора, это работа тружеников края. Поэтому хочу поблагодарить и всех сельчан. Они по традиции получили очень высокий урожай. Почти 2,5 млн тонн зерна. Мы получили новые объекты, мы удвоили производство мяса. Мы восстанавливаем производство мяса птицы. Мы развиваем переработку. У нас возрос внутренний спрос на зерно почти на 200 тысяч тонн. Это проблема: новые комбикормовые заводы, новые животноводческие комплексы не дают эти результаты, и большое значение имеет наш базовый закон, и я за это тоже благодарен депутатам.

Я должен поблагодарить строителей края. Край – один из немногих регионов, который не сократил объём работ по сфере строительства. Так как инвестиционная активность была пониже, и деньги очень дорогие, строительства, в том числе жилищного, было по стране меньше. А мы везде приросли. И в жилищном строительстве, и в инфраструктурном – у нас везде рост. И 100 тыс кв метров жилья мы добавили. Я благодарен строителям за темпы возведения объектов Универсиады. Они работают без выходных и в ночное время. Активная работа идёт в Норильске на Перинатальном центре, мы впервые за Полярным кругом строим такой высокотехнологический объект. Тоже практически за год проведена большая работа.

Я хочу поблагодарить учёных, педагогов, деятелей культуры. В каждой сфере есть очень много достижений. У меня целый ряд их написан, не буду, экономя время, их называть. Но поверьте, во всех социальных сферах есть те достижения, которыми край гордится, и которые обеспечивают тот самый рост экономики. У нас сохранился естественный прирост населения. Многие регионы потеряли, так как поколение 90-х сейчас намного меньше. И у нас тоже этот показатель рождаемости несколько снижен по сравнению с 2015 годом. Но за счёт снижения смертности, роста средней продолжительности жизни мы имеем естественный прирост. И миграционный прирост – то есть к нам приезжает больше людей, чем уезжает, это тоже показатель правильности выбранной нами работы.

Мы очень дорожим достижениями в сфере культуры. У нас уникальный проект развития библиотек. Говорю об этом, потому что в мае нам предстоит принять Всероссийский библиотечный конгресс. Поверьте, просто так он в регионах не проводится. Основа конгресса – показать специалистам библиотечной сферы нашу инфраструктуру, методику нашей работы. Потому что любая реконструкция библиотек меняет сразу всё в работе, привлекает читателей. У нас сразу четыре театра края номинированы на «Золотую маску». Это тоже не часто бывает. Это тоже о том, что населению должно быть интересно жить в Красноярском крае.

Я ещё раз хочу поблагодарить своих коллег, потому что работает команда. Губернатор должен брать ответственность на себя, а решения вырабатываются очень большим коллективом. Ещё раз хочу поблагодарить всех депутатов. Несмотря на то, что срок работы у нового состава Законодательного Собрания ещё небольшой, но у нас есть преемственность. Со многими депутатами работаем активно все эти три года. И новые депутаты активно включились в работу. Я получаю от вас много интересных предложений, поддержки. Для меня это очень ценно и дорого, что мы работаем вместе на благо и на будущее Красноярского края.


назад

Безопасность и правопорядок
| Внешние связи
Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Инновации
Информатизация и связь
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Экология и рациональное природопользование
Промышленность, энергетика  и торговля
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство
Социальная политика
Спорт
Строительство и ЖКХ 
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Экономическое развитие и инвестиционная политика
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Губернаторский контроль
| Проектное управление
| Год экологии
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82,
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Отправить обращение.

Размещение информации на портале:
телефоны: + 7 (391) 249-30-88, 211-10-78, 249-35-21, 211-09-54

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912