главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Пресс-центр / Доклады и выступления

Тезисы к докладу председателя Правительства края Виктора Томенко на сессии Законодательного Собрания об итогах работы Правительства края в 2016 году


29.06.2017

Председатель Правительства Красноярского края Виктор Томенко | Тезисы


Уважаемые депутаты!

По традиции, определенной краевым законодательством, представляю вам отчет о работе Правительства в 2016 году.

Аналитические материалы о ходе исполнения государственных и отраслевых программ вам были представлены накануне сессии, поэтому я не буду повторять эти данные.

Устную часть своего отчета я предлагаю построить следующим образом: сначала еще раз коротко напомню об основных макропоказателях, чтобы дать характеристику 2016 года. Затем более подробно остановлюсь на различных аспектах деятельности органов исполнительной власти, на тех вопросах, за которые ежедневно отвечает Правительство, на приоритетах, обозначенных нам Губернатором для более активной работы, а также на проблемах, с которыми мы вместе с вами стараемся разобраться.

Итак, 2016 год в истории социально-экономического развития края – это по-прежнему низкие цены на нефть и цветные металлы, ослабление рубля (в начале года – резкое: декабрь 2015 года – 69,66 рублей за доллар, январь 2016 года – 76,25 рубля за доллар. В целом за 2016 год рубль стал слабее на 10,3% по отношению к 2015 году: в среднем за 2016 год курс рубля сложился в размере 66,9 рублей за доллар, в 2015 году – 60,66 рублей за доллар). В этой связи у нас была некоторая неопределенность в прогнозах, тем не менее, в 2016 году произошла практически полная адаптация экономики региона к работе в таких условиях. На этом фоне в край вложено 419 млрд инвестиций (что составляет 30% общего объема инвестиций СФО), а объем ВРП составил около 1,7 трлн рублей. Сохранена положительная динамика производства практически во всех отраслях, почти вдвое по сравнению с 2015 годом снизилась инфляция (по итогам 2016 года инфляция в крае составила 104,7% (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года). Это лучше, чем по России, где было 105,4%. Инфляция в крае в декабре 2015 года сложилась на уровне 110,6% по отношению к декабрю 2014 года, в среднем за год – 112,8%).

Общий объем денежных доходов населения Красноярского края составил 958 млрд рублей (102,8% к 2015 году), реальные денежные доходы населения составили 97,9%. Это лучше, чем в среднем по России (94,4%) и по Сибирском федеральному округу (93,3%), но, к сожалению, пока мы говорим о снижении, а не о росте покупательной способности, этот показатель еще не выровнялся.

В 2016 году объем промышленного производства в крае достиг 1,43 трлн рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 1,1 %. Индекс промышленного производства в 2016 году составил 98,5 %, но это не связано с потерей рынков или какими-либо кризисными явлениями в отраслях, а вызвано влиянием на статистику "Норильского никеля", который следует исключить из расчета, так как там слишком серьезные изменения произошли в системе (модели) производственного процесса, и это исказило официальную, привычную статистику. Без "Норникеля" ИПП вырос и составил 101,5% при среднем показателе по России 101,1 %.

По итогам пяти месяцев 2017 года объем промпроизводства в крае вырос примерно еще на 5%.

Мощный рост в 2016 году показали золотодобывающие предприятия (на 16,6%, добыто почти 63 тонны), в первую очередь, конечно, «Полюс». Увеличилось производство первичного алюминия (на 15%) – Богучанский завод продолжает наращивать объемы.

«Роснефть» в сентябре начала промышленную добычу на Сузунском месторождении, «Транснефть» завершила строительство нефтепровода «Куюмба-Тайшет», благодаря чему началась добыча нефти на юге Эвенкии (за первый квартал 2017 года опытно-промышленная добыча составила 166,7 тысяч тонн). В целом добыча нефти в крае в 2016 году увеличилась на 0,9% и составила 22,3 млн тонн.

Отрасли, которые обеспечивают занятость и закрепляют жителей на селе и в наших северных территориях, также показали рост – я говорю о нашем агропромышленном комплексе, который добился значительных успехов практически по всем направлениямбъем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличился на 11,6% и составил 102,6 млрд рублей (2015 год – 91,9 млрд. рублей), рост производства в сопоставимых ценах – 105,0% к 2015 году (Россия – 104,8 %), а также о лесной отрасли, которая впервые за долгое время сработала с плюсом по доходам и по объемам производства 2016 году объем заготовок древесины увеличился на 11,3% и составил 18,6 млн куб. м (2015 год – 16,7 млн куб.). В условиях увеличения доходов от экспорта объем отгруженных товаров увеличился на 15,4% и составил 22,9 млрд рублей (2015 – 19,8 млрд рублей). Основные предприятия отрасли увеличили производство пиломатериалов в крае на 12,1 %. На конец декабря 2016 года крупные и средние предприятия отрасли деревообработки получили прибыль в размере 2,7 млрд рублей, при этом в 2015 году был зафиксирован убыток – более 3 млрд рублей).

Все стабильно в 2016 году было у наших строителей, энергетиков, угольщиков, машиностроителей, у предприятий оборонной, атомной и космической отраслей. Все цифры и показатели мы не раз называли, поэтому перечисляю эти моменты просто через запятую, чтоб составить общую картину ситуации в экономике края. Таким образом, регион в 2016 году крепко стоял на ногах. Об этом объективно говорят все данные. Хочу подчеркнуть, что все эти достижения и успехи, положительные результаты, которые показывает край по самым разным направлениям своего развития – это не столько результат сложившейся конъюнктуры, каких-то внешних факторов благоприятных, а результат осмысленной, планомерной и компетентной работы всех работающих в базовых отраслях края людей.

Теперь перейду непосредственно к нашей работе. Уважаемые коллеги, я уже как-то в этом зале это говорил, но хочу еще раз напомнить о том, что часто остается за рамками наших обсуждений, но является ежедневной заботой Правительства. Наш большой Красноярский край живет по своему годами выработанному календарю сезонов, кампаний, событий и процессов.

Цикл этот постоянный и всем нам хорошо знакомый: отопительный зимний период, подготовка к посевной, весеннему поводковому сезону, который сразу сменяется пожароопасным (в 2016 году в северных территориях края он характеризовался аномально жаркой погодой практически при полном отсутствии дождей, а закончился только 17 октября. По оценке специалистов, таких погодных условий в крае не было более 80 лет). В числе ежегодных у нас с вами выпускная и вступительная кампании школьников и абитуриентов, период летних ремонтов дорог, объектов социальной сферы, организация летнего отдыха и оздоровления детей, обеспечение навигации на Енисее и завоз грузов в наши северные территории; подготовка к зиме жилищно-коммунального хозяйства, всей системы образования к началу нового учебного года, уборка урожая, формирование нового трехлетнего бюджета, выплата всех социальных пособий (а их у нас получают более миллиона человек), организация работы всех учреждений социальной сферы и так далее…

Всё это - мероприятия по обеспечению жизни в крае, всё это надо организовать, чётко спланировать, провести, профинансировать. Это большая, требующая постоянной концентрации, очень ответственная работа, в ходе выполнения которой Правительство края круглый год находится в постоянном тонусе и работает в интенсивном режиме, чтобы не допустить никаких сбоев. Это то, за что отвечает власть. Всеми этими базовыми направлениями мы занимались и в 2016 году.

Но это не значит, что мы только и ходим по одному кругу. Конечно, постоянно возникают какие-то новые задачи, которые требуют особого внимания и концентрации усилий органов исполнительной власти. В прошлом году к таким событиям я бы отнес начало масштабной реконструкции аэропорта «Алыкель», который связывает Норильск и Таймыр с материком. Ремонт первого участка взлетно-посадочной полосы был успешно завершен, второй этап проводится этим летом. Важно было не допустить социального напряжения на территории, где более 200 тысяч человек живут, обеспечить контроль за проведением работ и соблюдением сроков, а также за выполнением авиационных перевозок в этот период.

В 2016 году среди новых забот у нас добавилась борьба с сибирским шелкопрядом в наших северных территориях. Подготовились к этому на 2017 год основательно: получили средства из федерального бюджета (550 млн из резервного фонда правительства РФ и средств Рослесхоза), выделили вместе с вами краевые (300 млн), закупили необходимые препараты. 27 мая начали авиационную обработку поврежденных лесных массивов, на прошлой неделе завершили, всего обработано 514 тыс. га леса. Это был первый этап, второй будет в августе, в ходе которого предстоит обработать еще более 300 тыс. га леса.

В прошлом году у нас также началось внедрение проектного управления - руководством страны было объявлено о переходе на такие принципы управления, в связи с чем и мы начали перестраивать и нашу работу, создали всю организационную структуру в крае под новые задачи, разработали и приняли серьезную нормативную базу и организовали работу над бюджетом так, чтобы включиться в реализацию приоритетных федеральных проектов. Это, в определенной мере, начало нового управленческого этапа в крае, поскольку и многие краевые задачи теперь будут решаться именно на основе принципов проектного управления.

Говоря о системе управления, здесь же отметил бы принятое в прошлом году решение о создании министерства лесного хозяйства. Это направление работы требовало обновления и усиления, и уже сейчас можно сказать, что новая структура, хоть ей меньше года еще, постепенно наводит порядок в этой очень важной для края отрасли, хотя накопившихся за долгие годы проблем в ней еще очень много, и на прошлой сессии во время отчета министра вы о них подробно говорили, не буду повторяться.

Не могу не сказать о влиянии масштабной выборной кампании в Законодательное Собрание и Госдуму, что также стало особенностью 2016 года. Процесс принятия всех базовых решений между двумя ветвями власти тесно переплетён, поэтому предвыборный этап, растянувшийся на несколько месяцев, был, конечно, фактором, который нам нужно было учитывать, и который повлиял на нашу работу, особенно летом в период подготовки нового бюджета. Кроме того, здесь надо сказать и об организационных аспектах начала работы нового созыва ЗС: формировались комитеты, фракции организовывали свою работу по-новому, обновились составы наших совместных коллегиальных органов – комиссий, рабочих групп, советов и т.д. И сегодня всё работает в оргплане, как часы, как будто этому составу ЗС уже несколько лет. Однако настройка на первом этапе потребовалась с обеих сторон и была успешно проведена.

Далее. На первый план в 2016 году вышли проблемы экологии. Жители края справедливо ставят этот вопрос, поскольку прошлый год с точки зрения погодных условий и длительности периодов НМУ отличался от всех предыдущих, что, конечно, обострило реакцию людей. И это касалось не только Красноярска и городов, где у нас развита промышленность. У нас была сильная задымленность в северо-восточной группе районов в связи с лесными пожарами в соседних регионах и авиационной зоне края.

Тема экологии у нас не осталась в 2016 году, она не стала менее актуальной сейчас, и нам еще не раз необходимо будет возвращаться к этому вопросу с учетом обсуждения на прошлой сессии. Что было сделано в 2016 году?

Если говорить в целом по краю, то 2016 год, по сути, стал переломным моментом в формировании новой экологической политики края. Несмотря на то, что в 2016 году валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух Красноярского края сократились на 99 тыс. тонн по отношению к 2015 году, тем не менее, проблема эта требует особого внимания. Для снижения негативного воздействия на атмосферный воздух в городе Красноярске усилена работа всей стационарной и передвижной инфраструктуры наблюдений за загрязнениями, здесь задействованы и краевые, и территориальные структуры федеральных органов власти.

Мы пересмотрели отношения с надзорными ведомствами и объединили с ними усилия по поиску нарушителей, вы видите, что число оштрафованных предприятий у нас растет, правда, размеры штрафов не так велики. Принят ряд документов, ужесточающих требования к работе предприятий в период НМУ. Лично Губернатором проведены переговоры со всеми собственниками крупнейших предприятий края, всем поставлены задачи усилить экологическую составляющую и запланировать мероприятия по снижению выбросов. Таким образом, в 2016 году процессы все начали, они длительные, конечно, сложные, но, уважаемые коллеги, рассчитываем, что в целом по итогам работы в 2016 и 2017 годах положительный эффект по краю мы всё-таки получим. Вся система государственного регулирования охраны атмосферного воздуха нацелена на это и именно так выстраивает свою работу. Предприятия тоже осознают свою ответственность и принимают меры по улучшению экологической ситуации. В этом году более 6 млрд рублей компаниями будет вложено в природоохранные мероприятия.

Принято также решение о создании министерства экологии и рационального природопользования, министр приступит к своим обязанностям в ближайшие дни. Губернатором принято решение, что им станет Владимир Анатольевич Часовитин. С учетом его опыта работы в надзорных органах, надеюсь на его быстрое погружение в проблематику и максимально эффективное выстраивание взаимодействия с коллегами из федеральных органов, в полномочия которых как раз и входит контроль за состоянием окружающей среды.

Помимо текущей деятельности и новых проблем, которые встали перед нами в 2016 году, хотел бы остановиться на наших приоритетах. Каждый год мы начинаем с утверждения Губернатором основных направлений деятельности Правительства края и плана мероприятий по их реализации. Это позволяет систематизировать нашу работу, выделить в ней особенно важные акценты, назначить ответственных, а потом проконтролировать результат. В 2016 году губернатор края утвердил нам 16 таких приоритетных направлений для работы. Крупно по нескольким из них пройду, это:

1)доработка стратегии социально-экономического развития края до 2030 года (напомню, она была согласована ЗС 27.04.17, будет направлена в федеральные органы власти в июле после внесения всех доработок, предусмотренных постановлением ЗС);

2) реализация бюджетной политики, обеспечивающей рост доходов консолидированного бюджета края и повышение эффективности бюджетных расходов (в пятницу на публичных слушаниях этот вопрос подробно рассмотрели, поэтому не буду на этой теме останавливаться уже);

3) совершенствование системы организации медицинской помощи, социальной политики, системы образования (по каждой теме есть, что сказать, губернатор много внимания уделил этому в своем докладе в апреле, но если коротко, то все эти три отрасли продолжили свое развитие, выполнены все социальные обязательства, укреплялась материально-техническая база учреждений, удалось снизить показатели младенческой и материнской смертности, сдали перинатальный центр в Ачинске и строим в Норильске, ввели несколько новых детских садов и школ, вели ремонт аварийных школ и так далее);

4) подготовка к проведению Универсиады – 2016 год был очень тяжелым с точки зрения запуска всех процессов проектирования, экспертизы и выбора подрядчиков. Сегодня мы с вами уже практически видим, какими будут объекты, поскольку работа идет полным ходом, но чтобы выйти на строительные площадки, пришлось постараться. Хочу отметить, что при этом нам было необходимо не разрушить обычную спортивную жизнь в крае, предоставить нашим командам возможность играть и тренироваться на других объектах, что и было сделано. Помимо старта строительства и реконструкции практически всех объектов в 2016 году мы выработали все основные решения по благоустройству города, более 6 млрд рублей Красноярск получит для подготовки всего городского хозяйства к играм. Теперь дело за малым – всё выполнить.

5) ряд приоритетов связан с инфраструктурным развитием края – развитием энергетического комплекса края, а также комплексным развитием транспортной и дорожной инфраструктуры и маршрутной сети (проведен ремонт 650 км дорог, начали строительство развязок 4 моста в Красноярске, продолжаем ремонтировать дорогу Епишино-Северо-Енисейский, увеличено число рейсов краевой авиации и открыты новые, завершается модернизация всей инфраструктуры аэропорта Емельяново, развивается проект «Городская электричка»);

6) занимались также вопросом обеспечения устойчивой связью труднодоступных населенных пунктов региона, подготовлена специальная программа (здесь мы объединяем усилия с федеральной программой по устранению цифрового неравенства, дополняя ее – занимаемся теми населенными пунктами, где от 100 до 500 человек живут);

7) в числе приоритетов - реализация программы переселения жителей из ветхого и аварийного жилья (всё идет по графику, третий этап мы завершили, в ходе него 3700 человек переселено, 1 сентября 2017 закончим полностью) и развитие строительной отрасли и ЖКХ края в целом (за год привели в порядок более 90 объектов коммунальной инфраструктуры). Тут я особо выделил бы работу по программе капремонта, очень много проблем с ней было в прошлом году, надеюсь, что уточнение подходов по поручению губернатора и изменение нормативной базы позволят нам выйти на нормальные темпы ремонта уже в этом году;

8) далее, большой блок вопросов был связан с обеспечением комплексного развития сельских территорий (помимо непосредственно вложений в АПК в размере более чем 5,3 млрд рублей, в 2016 году для стимулирования сельской экономики начали господдержку муниципальных районов, реализующих проекты развития новых сельских производств), а также северных территорий (совершенствование мер поддержки КМНС практически во всех сферах жизнедеятельности и повышение уровня их жизни);

9) системное развитие лесной отрасли края (о чем подробно доложил В.Н. Векшин на прошлой сессии);

10) повышение эффективности инвестиционной политики края, развитие современных наукоемких производств. Отмечу, что на развитие региональной инновационной инфраструктуры в 2016 году удалось привлечь более 500 млн рублей из федерального бюджета, институтов развития и средств частных инвесторов.

В этом году утвержденных Губернатором приоритетов у нас более 20, среди новых – внедрение проектного управления, о котором я уже сказал, реализация проектов благоустройства муниципальных образований края, улучшение экологической обстановки и еще ряд направлений. По всем подготовлен план реализации, ведется работа, итоги которой подведем в конце года.

Вообще, конечно, доклад по итогам года в середине года следующего не так просто делать, да еще и после исчерпывающего выступления Губернатора на эту тему в апреле.

Тем не менее, уважаемые коллеги, завершая свое выступление, хотел бы отметить, что выработанные нами совместно планы постепенного, шаг за шагом, последовательного решения задач развития края и планомерная работа по реализации этих планов и достижению целевых показателей – и есть залог нашего движения вперёд. Это системная работа, которая предполагает большой объем аналитики, всесторонней и тщательной оценки всех факторов влияния и рисков, привлечения экспертов и использования возможностей нашей науки. И, конечно, постоянной дискуссии, обсуждений и столкновения мнений, как это часто бывает. Но иначе ничего не добиться, потому что период быстрых и легких результатов, конечно, давно прошел. У нас с вами не осталось проблем, решение которых лежит на поверхности. За каждый следующий процент прироста или повышения чего-то надо буквально сражаться, надо настроиться на эту тяжелую работу, придерживаться этих планов, естественно, мониторя ситуацию, изучая обстановку, реагируя на новые значимые изменения.

В этом году перед краем стоят серьезные задачи, которые нам необходимо совместно решать, используя весь потенциал Законодательного Собрания и Правительства, все возможности и силы местного самоуправления. Это продолжение реализации всего начатого: больших инвестиционных проектов как в производственной сфере, так и социальных и инфраструктурных отраслях – надо завершить строительство нового терминала в «Емельяново», выполнить масштабный объем работ по капремонту, провести огромный комплекс дорожных работ в Красноярске (в несколько раз превышающий обычный объем), продолжить мероприятия по повышению надежности энергообеспечения, начать реконструкцию самого большого медицинского учреждения в крае – краевой больницы, продолжить совершенствование краевой системы реагирования на чрезвычайные ситуации и так далее.

В целом проектов созидания и развития в каждой отрасли очень много, о каждом можно говорить отдельно, это самодостаточные темы. В этом сложность задачи, которая стоит перед моим докладом. Я постарался коснуться большинства тем, над которыми сегодня работает Правительство края, а теперь готов продолжить этот разговор в формате диалога, ответив на ваши вопросы.

Спасибо за внимание.


Приложения

скачать документ в формате DOC

назад

 

Безопасность и правопорядок
| Внешние связи
Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Инновации
Информатизация и связь
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Экология и рациональное природопользование
Промышленность, энергетика  и торговля
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство
Социальная политика
Спорт
Строительство и ЖКХ 
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Экономическое развитие и инвестиционная политика
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Губернаторский контроль
| Проектное управление
| Год экологии
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82,
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Отправить обращение.

Размещение информации на портале:
телефоны: + 7 (391) 249-30-88, 211-10-78, 249-35-21, 211-09-54

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

 

Индекс цитирования