Уважаемые посетители портала! Вы перешли в режим отображения информация для людей с нарушениями зрения. Вы можете выбрать размер шрифта и цвет фона. Все лишние графические элементы убраны, чтобы не затруднять поиск нужной информации.
Размер шрифта: Р Р Р Цвета сайта: Ц Ц Ц Ц Ц Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Поиск по сайту Обычная версия сайта

Официальный портал Красноярского края

Главная / Пресс-центр / Доклады и выступления

Выступление Губернатора Красноярского края Виктора Толоконского на краевом августовском педагогическом совете


24.08.2017

Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский | Текст выступления


Уважаемые участники краевого педагогического совета!

Каждый год в это время мы подводим определённые итоги прошедшего учебного года и обсуждаем задачи на следующий учебный год, говорим о том, что удалось сделать и о том, что у нас не очень получается, понимая при этом совершенно особую ответственность сферы образования в решении всех задач развития страны, края, города, района, в формировании нового поколения, нового общества.

Выступая сегодня перед вами, хочу начать со слов благодарности всем вам, а в вашем лице всем, кто трудится в сфере образования. Это очень сложный труд. И сегодня есть те результаты, которые вызывают чувство удовлетворения, чувство благодарности. Сегодня есть глубокое понимание того, что учитель, педагог, воспитатель находится на переднем крае и от его работы зависит очень многое. Сейчас вы будете проводить конференции в районах, городах, в каждом учреждении образования, и я прошу вас передать слова благодарности коллективам. Работа в сфере образования всегда вызывает чувство особого признания.

Министр образования края Светлана Ивановна Маковская сделала очень хороший доклад, я поддерживаю оценки, выводы, сделанные ею, логику постановки задач, прозвучавших в её выступлении.

Хочу в первую очередь подчеркнуть то, что укрепление сферы образования в решении тех многообразных задач, о которых министр сейчас говорила, должно всеми государственными институтами, органами местного самоуправления, общественностью края рассматриваться как безусловный и при этом системный приоритет. Мы не можем сегодня говорить только об отраслевых задачах, мы сегодня должны выйти на тот уровень, когда всё планирование работы, вся организация работы государственных и муниципальных институтов тесно связанна с решением задач укрепления сферы образования.

Это непростая задача. Это не просто приоритет бюджетной политики, не просто приоритет в реализации инвестиционных программ – это обновление многих управленческих подходов, обновление мышления. Необходимо сделать так, чтобы все, кто занимаются производственной сферой, экономикой, предпринимательством, социальными направлениями корректировали свои задачи в соответствии с теми задачами, которые мы ставим в развитии сферы образования.

Поэтому я сегодня просил председателя Правительства края, членов Правительства принять участие в этом совете, чтобы максимально сконцентрировать усилия проектной и организационной деятельности на задачах развития образования. Всё будет зависеть от этого. Какие бы усилия сейчас не предпринимались во всех остальных сферах, если не будет качественного образования, мы не решим никаких задач. Конкурентоспособность сегодня определяется именно в этом – не в добыче металлов и нефти, не в производственных комплексах, а именно в сфере образования. Поэтому в планах нашей проектной деятельности я прошу максимально учитывать эти задачи, а всех, кто непосредственно работает в этой отрасли, профильное министерство я прошу максимально подкрепить те разнообразные задачи, о которых мы сегодня говорили, конкретными планами действий, конкретными механизмами, усиливающими ответственность и стимулирующими руководителей сферы образования, учреждений образования, весь педагогический состав на решение этих задач.

Второе, что хотелось бы подчеркнуть, это то, о чём Светлана Ивановна сейчас говорила. Конечно, развитие сферы образования – это повышение качества и эффективности. Это очень сложные задачи, требуется иное качество, но здесь мы не можем ограничиться обычной эволюцией. Здесь предстоит принять особые программы, особые меры, чтобы качество и эффективность образовательного процесса были лучше.

И я не скажу так точно, как министр говорила, но вы понимаете, что сегодня предстоит очень серьёзно изменить подготовку педагогических кадров, в целом педагогическое образование, изменить многие мотивационные процессы, обновить организационно-методическую работу, чтобы действительно не просто транслировать информацию, а научиться так пробуждать творческую деятельность, менять сознание детей и подростков, чтобы они могли развиваться быстро и эффективно. Поэтому здесь будет очень много задач, но качество и эффективность – это основа развития, о котором мы говорим.

Конечно, к качеству самого образовательного процесса нужно очень серьёзно добавлять формирование гражданского сознания и усиление нравственного воспитания. Это тоже всё связано. Всегда, когда я прихожу в университет и говорю с молодыми специалистами, с профессионалами, говорю, что невозможно эффективно развиваться только на основе профессиональной компетенции. Нужно ещё иметь силу духа, нужно иметь нравственный стержень, патриотическое сознание, много иметь духовных и нравственных сил, чтобы решать те масштабные задачи, которые перед нами стоят. Если к этому дополнить очень сложное международное положение и множество больших внутренних задач, то мы должны понимать, что это всё должно быть очень точно, органично соединено, объединено, интегрировано, и на этой основе должен развиваться весь образовательный процесс, формироваться вся образовательная и культурная среда.

Мне очень приятно, что министр, начиная анализ положения дел, говоря о новых задачах, акцентировала внимание на нашем масштабном проекте "Кадры для сферы образования". Очень сложная задача. Не раз мы с вами говорили, что в связи с этим многое надо сделать для обновления всех методических подходов учителя к своей работе. Также есть задача масштабного обновления кадров. Это не означает, что мы должны предпринимать специальные меры по искусственному обновлению кадров – нет, я убежден, что человек может обновляться в любом возрасте. Более того, есть много преимуществ старшего возраста, когда добавляется чувство свободы, чувство профессионального и жизненного опыта. Если мы на это настроились, если мы этого хотим – мы будем обновляться.

Совершенно очевидно, что нужно очень серьезно изменить и базовую профессиональную педагогическую подготовку, и систему переподготовки, повышения квалификации преподавательских кадров. И здесь я прошу, Светлана Ивановна, специальный план действий, который я утвержу своим распоряжением, и сделать это надо в самые короткие сроки.

Нужно понимать, насколько разнообразный у нас край по образу жизни – от супергородского, современного до патриархальной жизни в тундре, в маленьких, совершенно автономных поселениях. Я тут несколько раз слышал про "цифровизацию". Но у нас связи и интернета нет во многих школах. Тут нужен очень точный подход, но то, что подходы и работу нужно обновить и изменить, это совершенно точно.

Я специально в самое ближайшее время – вижу в зале ректора педагогического университета, – рассмотрю задачи развития профессионального педагогического образования.

Вероятнее всего, буду предлагать Правительству и Законодательному Собранию края – тоже вижу в зале многих депутатов, - чтобы нам по ряду направлений ввести дополнительные субсидии краевого бюджета по поддержке и развитию педагогического образования.

Я позавчера был в Назарово и встречался там с руководителями образовательных учреждений, учителями, и мне было очень стыдно слушать рассказ одного педагога об общежитии педагогического университета. Я помогу, но мне нужна инициатива, энергия и руководителей университета, и профильного министерства. Но вероятнее всего, определённые субсидии краевого бюджета потребуются.

Я прошу в этих решениях по развитию и укреплению, педагогического образования, повышению квалификации учительских кадров найти дополнительные ресурсы роста педагогических колледжей. Я был в целом ряде колледжей, и это очень сильные коллективы. Даже видел там такую тенденцию, когда дети не с 9, а 11 классами выбирали колледж, а потом – педагогический университет. Думаю, многие из вас помнят, как мы переживали, когда требования к квалификации педагогов, и нам казалось – ну кто же пойдет после 11 класса в педколледж, когда можно записаться в педагогический университет, тем более что таких уж сумасшедших конкурсов там не было и сегодня высшее университетское образование доступно для очень многих. Как правило, для всех, кто хочет.

Но мне убедительно показывали целый ряд преимуществ педагогического колледжа – и практикоориентированность, и конкретика. Давайте смотреть, как интеграцию здесь усилить. Может быть, какие-то направления, специализации у педагогических колледжей сильней, чем у университета – давайте там развивать бакалавриат. Я готов это организационно и финансово поддерживать. Это будет импульс развития малых и средних городов, всей большой территории края, сохраняющий молодежь.

И это будет решением – чтобы университет концентрировал внимание на направлениях, которые нельзя развить в колледже, а колледж сосредоточился на практико-ориентированности, которая является основой для целого ряда педагогических специальностей.

Безусловно, нам потребуется дополнительное стимулирование прихода в профессию, сохранения в профессии. Уверен, что у нас будут решаться задачи по повышению нормативов заработной платы не только для не указанных, как мы говорим, категорий – эту задачу мы решим очень быстро по тем категориям работников сферы образования, которые не регулировались Указами Президента России 2012 года, и где произошла диспропорция в организации зарплаты.

У нас край с мощной экономикой, и принцип ориентации на среднюю региональную зарплату для наших бюджетников социальной сферы максимально выгоден, в отличие от многих регионов, поскольку у нас экономика объективно будет повышать свою эффективность. В первые периоды после обновления валютного курса был ряд последствий, которые снижали эффективность производственной деятельности, есть проблемы по очень низким ценам на продукцию, которую производит экономика края, но сейчас эта тенденции будут меняться, эффективность производственной экономики будет расти, а значит, будет расти региональная зарплата, а за ней и социальная зарплата бюджетников, в том числе работников сферы образования.

Несколько слов о реформах, в которых будет происходить повышение качества образовательного процесса. Светлана Ивановна говорила о спецклассах, и здесь у нас противоречивая тенденция. С одной стороны, в спецклассах быстрее повышается уровень и качество образования – здесь и победители олимпиад, и высокие баллы по ЕГЭ, и высокий уровень поступления в университеты. Все так, и хотя в этом году у нас был первый выпуск, буквально несколько классов, думаю, что тенденция будет укрепляться. В то же время общая тенденция по качеству естественнонаучного и математического образования неубедительна. Это говорит о том, что, конечно, количество спецклассов должно быть больше, а их влияние должно быть сильнее. Нам показывали сравнение по регионам – в той же Новосибирской области больше победителей олимпиад, но там физмат школе почти 50 лет, и она даёт половину всех победителей олимпиад. Там спецклассы уже больше 10 лет. Но там структура населения иная – там нет таких различий по уровню жизни и отдалённости, как у нас. Поэтому мы должны понимать, что без масштабирования этого процесса не обойтись. В прошлом году было 79 спецклассов, на этот год намечено 112, и я готов поддержать, Светлана Ивановна, если вы предложите ещё увеличить это число.

В этом году будем создавать физико-математическую школу, которая с 1 сентября 2018 года будет иметь полноценный набор. Это будет школа с очень мощной инфраструктурой, рассчитанная на полное обучение около 500 человек. Притом 250-270 детей из территорий края будут на интернатом обучении с проживанием в очень комфортабельных условиях. Плюс к этому школа будет вести достаточно большую курсовую работу, когда будут идти циклы занятий и с педагогами, и с учениками. Всё там готово, вчера я это обсуждал с министром образования России Ольгой Васильевой, и в ближайшее время мы подпишем соглашение, что научное руководство будет осуществлять Сибирский федеральный университет, материальная база тоже будет на балансе СФУ (мы построили этот проект в рамках программы развития университета), а финансирование образовательного процесса возьмет на себя край. Это будет качественное образование, влияющее на всю систему.

Техническое творчество. Оно развивается и среди дополнительного образования, и в общеобразовательных школах. Мы приняли решение и тоже окажем поддержку, чтобы наш школьный детский технопарк видел свою главную задачу в создании филиалов по краю. Мы будем масштабировать техническое творчество, инновационное образование по всем территориям края. Сейчас поставим набор требований по количеству, качеству, по наличию помещений и будем передавать туда оборудование и методики. И «Кванториум» будет не просто одним из лучших учреждений дополнительного образования, он будет центром технического инновационного образования, который будет передавать его в самые разные территории. Эта задача также достаточно масштабная, поэтому я прошу министра образования края Светлану Ивановну Маковскую и заместителя председателя Правительства края Наталью Владимировну Рязанцеву максимально энергично подойти к ее решению.

Я очень благодарен многим, кто уверенно развивает профессиональное образование. Мы должны понимать, что с учетом нашего большого социоэкономического и географического разнообразия нам невозможно ко всем образовательным учреждением и программам подходить единообразно по всей территории. Где-то больше нужны спецклассы и физмат школы, где-то нужно профессионально адаптированное, практикоориентированное образование в обычных школах. Поэтому мы не только будем укреплять профессиональное образование, но и добавлять профессиональный компонент в образовательные школы в сельской местности, в отдаленных территориях. Не может быть сферы образования без связи общего образования с профессиональным – университетским по самым разным специальностям, практическим и так далее.

Я прошу как можно больше, масштабнее и, самое главное, неформально содержательно укреплять социальные практики. Вот Светлана Ивановна показывала на слайде, и одна цифра вызвала у меня удивление или подозрение в формализме. Там было показано, что элементы самоуправления действуют во всех школах, сто процентов. Чтобы в самоуправлении были заняты сто процентов? Сомневаюсь. Либо это формализм, когда дети не понимают, что они сами управляют, и им надо ещё надо объяснить, что это такое. Но формализм здесь не требуется. Поэтому когда мне говорят "сто процентов", но при этом даже такая самая простая организация, как Российское движение школьников, есть оно только в некоторых школах как пилот – я не понимаю. Объединить детей в какую-то организацию – для этого не требуется ни какой-то материальной базы, ни каких-то особых методик. Ну простая вещь! Мы с вами, если вы моего поколения, всегда были в каких-то организациях, и ничего в этом сложного не было. И мы занимались самоуправлением.

Может быть, моё вмешательство здесь излишне, не требуется, но я прошу министерство максимально конкретизировать требования к организации самоуправления. Поддержите эти практики, дополните самоуправление всяческими конкретными практиками – волонтёрство, какие-то проекты, соединение этой социальной практики с проблемами развития территорий. Давайте в этом плане поработаем. Это не так сложно, но, поверьте, это будет давать большой эффект.

Мы многое теряем из-за того, что дети не всегда находятся с нами в постоянном взаимодействии. Они побывали на уроках, поучаствовали в чём-то, потом они либо в социальных сетях, либо в одиночестве, либо в своих проблемах, которые тоже порождают очень тяжёлые последствия. Займите их! Заинтересуйте их! Это не так сложно. Всё, что для этого требуется, мы будем поддерживать. Это надо развивать.

Безусловно, мы серьёзно продолжим работу по укреплению материальной базы всех видов образовательных учреждений. Нам предстоит ремонтировать и строить детские сады. Тут хочу правильно сделать акцент – нам не требуется сейчас увеличение мест. Мы сейчас будем реализовывать особую программу, как использовать те детские сады, которые уже имеем, поскольку детей сейчас будет ходить значительно меньше. Понятно, мы откроем дополнительные группы младшего возраста, но, тем не менее, эта задача должна именно так рассматриваться – не местами прирастать, а качеством. Где-то будут специальные программы подготовительной работы к школе, где-то будут ещё какие-то программы. В то же время есть немало старых, ветхих детских садов. Мы далеко не все строим. Сегодня есть 142-143 тысячи мест в детских садах, а нововведенных всего 35 тысяч. То есть процентов 20-25 современных детсадов, а в остальном ситуация, как и со школами. Когда мы говорим о ремонте школ, всем всё понятно. Школы требуют ремонта, но такого же ремонта требуют и детские сады.

Школы – тут будем вводить новые места. Есть перегруженность в краевом центре – это особая программа, мы поддержали администрацию Красноярска, и решение принято в очень короткие сроки. Буквально за три-четыре года построить 10 больших школ на полторы тысячи мест каждая. Это 15 тысяч мест в общей сложности. Первую школу сдаём в этом году, на следующий год, думаю, три. Мы применяем здесь новый организационный подход, вчера это подробно с Ольгой Юрьевной Васильевой обсуждал. Будем строить школы и в других территориях. Сейчас начнем в Канске, и к 1 сентября 2018 года мы ее сдаем, возводим несколько сельских школ в разных районах. Поэтому строительство будет масштабным, но ещё масштабнее будет капитальный ремонт учебных заведений. Думаю, на строительство и реконструкцию школ в 2018 году потребуется около 3 млрд рублей из краевого бюджета.

Кроме того, мы сейчас завершаем экспертизу проекта маленьких школ, чтобы массово заменять ветхие сельские школы. Мы изменили очень многие проектные подходы, задания и хотим строить комфортные школы без излишних площадей, где учатся 40, 50, 60 учеников. Такую школу по технологиям-трансформерам мы будем строить в три раза дешевле обычной. И если проект пойдёт, то со следующего года начнём возводить такие школы массово. Начнем строить в 2018 году, может быть, семь-восемь учебных заведений, а к 2020 году уже выйдем на 20 таких школ. Итого три больших школы и 20 маленьких школ, которые можно будет строить в сельской местности.

При этом я ещё раз скажу то, что обычно говорю на встречах с работниками образования – постарайтесь максимально преодолеть межведомственные границы, к образованию нужно подходить как к единой среде. Здесь все должно быть вместе – и общий компонент, и дополнительный, и развивающий. Творите! У нас сейчас будет вполне достаточно материальных ресурсов, кадрового потенциала. Я всегда ругаюсь, что не должно быть абсолютной цели сделать работу школы в одну смену. Сделаем, и что дальше? Мы должны рассматривать это как средство, а не как цель. Средство, чтобы во второй половине дня в школе работали дополнительные, развивающие, технические, спортивные классы. Как говорила министр, чтоб реализовать индивидуальную траекторию развития ученика, нужно пространство и время – вот для чего мы идем на огромные затраты по созданию материально-технической базы. Ведь никто из вас не согласится, что в два часа дня нужно повесить на школе замок. Нет, все должно работать до позднего вечера – самоуправление, волонтёрство, техническое творчество и многое другое.

Я ещё раз хочу подчеркнуть, что все эти задачи для органов власти являются первоочередными. Но нельзя добиться эффекта, если не будет внутренней потребности в изменениях у всего педагогического сообщества. Мы сейчас будем принимать множество конкретных программ, проектов, планов действий, и хочу, повторить то, что уже не раз говорил – я хочу, чтобы в этой сфере было больше свободы. Чтобы учитель был свободен, чтобы директор был свободен. Чтобы атмосфера в образовательном учреждении была творческой, только тогда сможем решать все эти задачи. Если ученик будет чувствовать свободу учителя, он будет расти свободным, ответственным гражданином.

Я очень хочу пожелать вам пожелать веры в свои силы, большой внутренней и творческой энергии. Кто, если не мы? Нам обустраивать этот мир. Когда-то учительство дало нашей стране мощный прорыв в самых разных отраслях экономики. Мы первыми полетели в космос, мы победили в тяжелейшей войне и восстановились после нее, мы строили промышленные предприятия-гиганты. Это все была функция образования и воспитания, не идеологии, и это всё делали учителя – боролись с безграмотностью, давали внутренние силы каждому человеку, возможность преодолеть себя и совершить подвиг.

Ничего особенного не изменилось, только задачи стали другими. Но нам нужна такая же сила духа учителей, их компетентность и знания. Чтобы наши дети были способными на большее. Уверен, что наши дети настолько талантливы, что если мы всё правильно организуем, то всё у нас получится.

Желаю вам успехов!


назад

Безопасность и правопорядок
| Внешние связи
Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Инновации
Информатизация и связь
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Экология и рациональное природопользование
Промышленность, энергетика  и торговля
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство
Социальная политика
Спорт
Строительство и ЖКХ 
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Экономическое развитие и инвестиционная политика
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Губернаторский контроль
| Проектный офис Красноярского края
| Год экологии
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82,
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Отправить обращение.

Размещение информации на портале:
телефоны: + 7 (391) 249-30-88, 211-09-54, 211-10-78

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912