главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Пресс-центр / Доклады и выступления

Доклад временно исполняющего обязанности Губернатора Красноярского края А.В. Усса на VIII Съезде депутатов Красноярского края


01.11.2017

Временно исполняющий обязанности Губернатора Красноярского края Александр Викторович Усс | Доклад


Уважаемые коллеги!
Делегаты съезда и приглашённые!

   В таком объединяющем формате депутаты всех уровней Красноярского края собираются уже в восьмой раз. Это хорошая традиция, к формированию которой многие из нас, включая меня самого, имели непосредственное отношение.

   Если внимательно всмотреться в историю наших съездов, становится очевидным следующее. Все они проходили в особые, ответственные моменты для жизни края, а порой и страны в целом. На них обсуждались вопросы важные, по-настоящему стратегические. А принимавшиеся при этом решения были масштабными, служили значимыми ориентирами развития на перспективу.

   Такой особый период мы переживаем и сейчас. Весной следующего года состоится важнейшее политическое событие нашей страны – выборы Президента. Кампания эта стартует на фоне высокого уровня доверия и поддержки главы государства – Владимира Владимировича Путина. Но в непростой ситуации, которая вызвана главным образом факторами внешнеполитического характера. 
Влияние этих процессов ощущают на себе все регионы, включая наш край, которому предстоит сдать сложнейший организационный экзамен в связи с проведением в Красноярске Всемирной универсиады 2019 года.
Буквально в течение одного месяца у нас сложилась новая управленческая ситуация. Три ключевые позиции – губернатора, председателя Законодательного Собрания и главы города Красноярска занимают теперь другие лица.

   Всё это требует от нас сегодня взвешенных подходов, большой ответственности, объективных, пусть даже и критичных оценок и постановки реальных задач.   У нас есть основания для оптимизма, а в сложных ситуациях это особенно важно, но, с другой стороны, мы не должны впадать в эйфорию и допускать убаюкивающего сползания в застой.  Здоровая неудовлетворённость настоящим и стремление к лучшему – непременное условие движения вперёд. Этой истины никто не отменял.

   Сегодня в зале – люди, в деталях знающие положение дел на территориях, да и в крае в целом. Это позволяет мне ограничиться обозначением лишь наиболее важных тенденций и проблем, которые, на мой взгляд, являются актуальными и острыми.

   Позволю себе напомнить наши базовые социально-экономические характеристики.  Как известно, Красноярский край уже много лет входит в первую десятку регионов страны по объёму валового регионального продукта (он составляет 1,7 трлн рублей). Является регионом-донором, занимая 7-е место по наполнению федерального бюджета. В течение длительного периода удерживает лидерство в Сибирском федеральном округе по целому ряду важнейших показателей: общий объём инвестиционных вложений, средняя заработная плата, объём отгружённых товаров и многие другие.
   Состояние региональных финансов по большому счёту пока тоже не вызывает особых опасений.
   В этом году мы имеем относительно сбалансированный бюджет, дефицит которого в течение двух оставшихся месяцев может быть даже сокращён относительно запланированного. Хотя в следующем году (об этом пойдёт речь на публичных слушаниях) продолжить динамику его снижения будет сложнее. Для этого есть объективные причины.

   Абсолютный размер государственного долга впечатляет. До конца года он достигнет внушительной цифры – 100 млрд рублей. Здесь мы тоже в тройке российских лидеров, но со знаком минус, и это, естественно, не радует. Хотя справедливости ради надо сказать, что драматизировать это не стоит. Поскольку и зарабатывает край немало (около 200 млрд в год), и по отношению размера госдолга к налоговым и неналоговым поступлениям мы числимся в середняках – 46-я позиция.

   Беспокоит здесь, скорее, другое – высокая доля в краевых заимствованиях коммерческой составляющей, которую желательно замещать кредитами федерального Минфина. Считаю это важной, хотя и непростой задачей для краевого Правительства.

   Особого комментария заслуживает резкий рост доходов краевого бюджета в последние два года. Он составил порядка 25%, или в абсолютном выражении более 40 млрд рублей. Это неоднократно и настойчиво преподносилось как выдающийся результат усилий краевого руководства. Я позволю себе в этом усомниться.

   Но элементарный анализ структуры бюджетных поступлений говорит о том, что на аплодисменты в свой адрес по этому поводу власть вряд ли может претендовать.

   Почему?
   Решающую роль в этом приросте сыграли такие факторы, как выход «Ванкора» из консолидированной группы налогоплательщиков (за что отдельное спасибо руководству «Роснефти»), ослабление почти в два раза курса рубля по отношению к доллару, а также финансовая отдача от ранее введённых в действие производственных объектов (Богучанского алюминиевого завода, ГЭС и ряда других).

   Скажу больше, резкий скачок бюджетных поступлений, являющийся результатом благоприятного стечения не зависящих от нас обстоятельств, абсолютно недопустимо использовать для жонглирования цифрами и создания некоей дымовой завесы, которая скрывает серьёзные перекосы в экономике, недоработки в инвестиционной политике, а порой и весьма сомнительные управленческие решения.
   Всё это в крае, к сожалению, есть.

   Аксиомой является утверждение, что надёжным источником, базой финансового благополучия служит, прежде всего, рост экономики. Желательно разноплановой и устойчивой. Здесь не всё так просто.

   Статистические данные говорят о том, что по итогам 2016-го года индекс промышленного производства составил у нас лишь 98,7%.  По этому показателю край сильно уступил как ближайшим соседям: Кемеровской (106%) и Иркутской (104%) областям, так и среднему по стране показателю (101%).
   Тому есть свои объяснения, они тоже нам понятны. Но итогового вывода они не меняют.

    На фоне такой динамики промышленного производства в крае, безусловно, есть отрасли и предприятия, которые демонстрируют хорошие темпы развития.

  Так, уверенный рост показали многие предприятия цветной металлургии, особенно золотодобывающие, гидроэнергетики (Богучанская и Красноярская ГЭС), отдельные производственные структуры лесопромышленного комплекса (Новоенисейский ЛХК, Лесосибирский ЛДК-1), а также организации машиностроения и высокотехнологичные обрабатывающие производства (Красмаш, у которого есть сегодня надёжный оборонный заказ, Горно-химический комбинат, ИСС) и ряд других.

   Несмотря на противоречивые и сложные проблемы, в целом неплохо сработали строители.

   И, конечно, особых слов и высоких оценок заслуживают наши селяне. За последние два года производство сельхозпродукции возросло  в крае более чем на 7%. По многим показателям красноярские труженики села являются безусловными лидерами в Сибири. И в сложнейших условиях нынешней осени они вели битву за урожай в полном смысле этого слова. Село было, есть и будет нашим важнейшим приоритетом.  Давайте им поаплодируем!

   О некоторых проблемах и сложностях системного плана применительно к финансово-экономической сфере. Важнейшей из них по-прежнему является высокий уровень зависимости нашего бюджета от конъюнктурных колебаний экспортно ориентированной экономики.

   Подумайте, десяток крупнейших ФПГ в настоящее время обеспечивают более 50% доходов краевого бюджета. К их числу относятся, прежде всего, «Норникель», «Полюс», «Роснефть», СУЭК, «РЖД», «ЕвроСибЭнерго» и сложно организованные структуры «РУСАЛа».

   Возможно, уже в недалёком будущем на территории края появятся новые крупные игроки. Но, скорее всего, в основном в тех же секторах экономики: природные ресурсы, металлургия, энергетика.

   Стратегическая задача, которая отсюда вытекает, очевидна, неизменна и очень сложна. Это диверсификация экономики через широкое включение таких «локомотивных» предприятий в кооперационные связи с иными хозяйствующими субъектами, а также стимулирование их к более активному участию в развитии социальной сферы.

   Собственники производственных гигантов, работающих на территории края, в большинстве своём получили эти активы не в результате инвестиций, а по итогам приватизации. Их позитивный вклад в жизнь региона пока не всегда адекватен размерам извлекаемых ресурсов, а также последствиям этой деятельности для окружающей среды и здоровья населения.

   Всё это является основанием для смещения акцентов в нашем взаимодействии – переходе от «равно удалённости» к «равно приближённости». Для крупных кампаний Красноярский край должен быть не территорией присутствия, как принято говорить в бизнес-среде, а местом, в благополучии и всестороннем развитии которого они заинтересованы, ориентируясь на долговременную совместную созидательную работу.

   Здесь не придётся начинать с чистого листа. Сотрудничество это уже имеет свою историю и многочисленные хорошие примеры. Но его потенциал далеко не исчерпан.

   Наличие на территории края крупных налогоплательщиков не должно нас расслаблять, позволять нам работать спустя рукава в тех отраслях экономики, где финансовый эффект не столь значителен. А признаки такой «расслабленности», к сожалению, налицо.

   В частности, ушли из нашего региона некоторые филиалы крупных российских банков. В Новосибирск переведены Главное управление Центрального банка по Сибири и соответствующее подразделение Сбербанка России. Всё это значимые и нежелательные для нас решения. Но произошло это как-то тихо, без особых возражений и борьбы.

   К минимуму сведены акцизопроизводящие мощности. Из оставшихся предприятий этого профиля заметный вклад вносит только Красноярский водочный завод, который, кстати, управляется из Кемерова. И всё это на фоне громких заверений о якобы «жёстком» контроле рынка алкоголя.

   Отмечу, как принято говорить, «на полях», что только ликвидация производства компании «Балтика-Пикра» (а произошло это в 2015 году) означала для бюджета потерю налогов в 2 млрд рублей – немало!

   К сожалению, пока не принесли значительных ожидаемых эффектов и намерения по реализации приоритетных проектов в лесной отрасли. Хотя здесь были возможности для влияния региональной власти.
   Мало того, что мы не получаем адекватной отдачи от использования лесных ресурсов, нам ещё приходится вкладываться в ликвидацию последствий этой деятельности в виде свалок отходов и сопровождающих их пожаров.
   Я приведу один пример – в 2016 году в краевой бюджет было получено в виде платы за использование лесов 481 млн рублей, но для очистки только города Канска от результатов деятельности лесопереработчиков планируется выделить 300 млн рублей. Вот такие получаются «заработки» в лесу.

   Несколько слов о малом и среднем бизнесе. Именно с ним связывались не только надежды на сдвиги в структуре экономики, но и перспективы укрепления основ местного самоуправления. 
  Результаты пока тоже скромные. На уровне муниципалитетов усилия по решению этой задачи зачастую сводятся к элементарному освоению краевого и федерального финансирования. А современная инфраструктура поддержки на местах не создана. Какие-то значимые усилия в этой области практически незаметны.
   В результате количество малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей не растёт, а, по сведениям Счётной палаты, фактически даже сокращается.

   Характерной чертой Красноярского края в сравнении с другими субъектами Российской Федерации является сохранение в его экономике значимого госсектора. Он включает в себя 25 действующих госпредприятий, а также 10 акционерных обществ с долей края в уставном капитале более 50%.
   Несмотря, казалось бы, на значимость этого ресурса, в крае сегодня отсутствует целостное понимание того, что со всем этим хозяйством делать.
   Наблюдая в Законодательном Собрании за отчётами представителей краевых отраслевых органов, я иногда не мог избавиться от ощущения, что они воспринимают своё участие в управлении этими предприятиями как тягостную повинность. Не ставят перед собой каких-либо целей и не несут ответственности за результаты своей деятельности.

   Показательным примером в этом отношении является ситуация, сложившаяся на Красцветмете. Наша гордость, важнейшее системообразующее предприятие не только края, но и во многом цветной металлургии всей страны, превратилось в кассу взаимопомощи.
   За последние полтора года на разные цели, начиная от поддержки лесопожарного центра, заканчивая финансированием КВН, с него выведено более восьмисот восьмидесяти (880) миллионов рублей.
   Что-то из этого финансировать, конечно, было надо, но ведь не ценой остановки программы развития предприятия!
   Более того, Красцветмету сегодня предъявлены налоговые претензии на сумму, исчисляемую миллиардами рублей. И если снять их не удастся, край рискует утратить над предприятием свой контроль.
   Со всем этим предстоит разбираться.

   Не столь драматичным, но весьма показательным было намерение избавиться в начале года от Красноярскнефтепродукта (это мы хорошо помним), а также продать два краевых дорожных предприятия.  Уверенно замахнулись, а когда тема начала обсуждаться публично, тут же отработали назад.

   Все решения, касающиеся управления его собственностью (что именно и почему продавать, покупать, перестраивать), должны быть основательно продуманы, понятны, а самое главное – решения эти должны отвечать интересам красноярцев.

   Особо хочу остановиться на инвестиционной политике.

   Наш край во все времена был одним из главных плацдармов развития страны. По инициативе краевых руководителей, мысливших масштабно, по-государственному, здесь претворялись в жизнь по-настоящему прорывные идеи и проекты. Юбилей одного из них – Павла Стефановича Федирко мы отмечали совсем недавно.
   Такие подходы пробивали себе дорогу и в новейшей истории. В сложное перестроечное время началось строительство метро, был восстановлен интерес к идее комплексного освоения Нижнего Приангарья.
   В последующие десятилетия это воплотилось в строительстве крупных объектов производственной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры.
   Край приобрёл динамику и стал реально восприниматься как регион-локомотив для всей России.

   К сожалению, в последние годы ситуация начала разворачиваться в другую сторону. С высоких трибун говорилось об инновациях и многомиллиардных инвестициях в экономику края. Но при этом умалчивалось, что речь идёт о вложениях в основной капитал и обычном техническом перевооружении ранее созданных и давно действующих производств.

   Кстати, в 2016 году даже эти показатели оказались у нас ниже, чем в среднем по России.

   На Красноярский экономический форум весной этого года не приехал ни один из главных собственников крупных ФПГ, действующих на территории края. Это говорит о многом.

   Традиционная инфраструктура развития инвестиционной активности по примеру той же Калуги, Татарстана и многих других регионов страны (я имею в виду промышленные парки, свободные экономические зоны, программы реиндустриализации и тому подобное) у нас существует, скорее, для отчёта, на бумаге.

   По рейтингу инвестиционного потенциала Агентства стратегических инициатив (а это авторитетная федеральная структура), могучий Красноярский край уже не входит даже в первую российскую 20-ку.
   Это не эмоции, не субъективные оценки, а, к сожалению, прискорбный факт! И дело, конечно, не только в рейтингах. Важнее другое.

   В последние годы региональная власть существенно снизила свою активность в реализации крупных инвестиционных проектов, которые могут дать ощутимый финансовый результат. Это так.
   А социальная инфраструктура в крае серьёзная, её надо достойно содержать и желательно укреплять и развивать дальше. Именно поэтому для нас сейчас жизненно важно – во-первых, энергично наращивать инвестиционный потенциал и аккуратно, очень аккуратно подходить к политике расходов.  

   О проблемах социальной сферы.

   Коснусь лишь некоторых из них и главным образом под организационно-финансовым углом зрения.

   В структуре расходов краевого бюджета социальный блок традиционно составляет самую значительную часть – около 60%. Наибольший удельный вес в этих расходах занимает образование, социальная политика и здравоохранение (соответственно 37%, 28% и 23%).

   В 2017 году на финансирование различных форм социальной поддержки и социального обслуживания направляется более 38 млрд рублей. Это огромная сумма, которая превышает бюджеты целых субъектов Федерации.
   Через 150 организаций системы социальной защиты разные виды помощи получает почти половина жителей нашего края. Механизм этот отличается сложностью, большими затратами на администрирование, низкой долей адресной и по-настоящему результативной помощи.
   Это признают все, но совершенствовать его не пытается сегодня практически никто. Но всё же рано или поздно нам придётся корректировать законодательство, и прежде всего краевое, идти на известные риски, не допуская при этом снижения уровня социальной защиты населения.

   За последние 5-7 лет сделаны по-настоящему большие вложения в систему здравоохранения. Появились современные высокотехнологичные центры, серьёзно возросла оплата труда медицинских работников. В следующем году запланированы капитальные вложения на общую сумму ещё более 8 млрд рублей. Включая реконструкцию краевой клинической больницы, БСМП, расширение онкологического диспансера.
   Однако недофинансирование отрасли по-прежнему сохраняется. Зачастую недостаёт средств на самое необходимое – расходные материалы, лекарственные средства.

   Нуждается в особом внимании первичное звено медико-санитарной помощи. Поликлиники, женские консультации, амбулатории и ФАПы – именно туда обращаются люди в первую очередь.
   Трудности своевременной диагностики, очереди к врачам, сбои в процедуре получении рецептов и справок – именно такие, якобы «мелкие» проблемы во многом нейтрализуют эффект от серьёзных позитивных сдвигов, которые в здравоохранении, конечно же, есть.
   И, пожалуй, главным дефицитом сегодняшней медицины являются кадры, нехватка которых остро ощущается повсеместно.

   По счастью, у нас есть уникальные, поистине гениальные врачи. Мы обязаны их беречь, уважать их мнение, формировать вокруг них школы последователей, которым затем создавать соответствующие условия работы на территориях.  Об этом мы совсем недавно обстоятельно говорили и с министром, и с нашими депутатами.

   В крае создана уникальная инфраструктура культуры и искусства – классические и современные её формы, профессиональные и самодеятельные коллективы. В своём творчестве они воплощают многонациональность и разнообразие этносов, российскую идентичность и самобытность Сибири.
   Здесь очень значимо грамотное управление, которое позволяло бы сочетать амбициозные проекты самого высокого уровня и доступность наших лучших достижений для широких слоёв населения. Речь идёт, в частности, о краевых гастролях, просветительских мероприятиях, развитии внутреннего туризма, как это делается в Шушенском. Масштабная подготовка к празднованию 400-летия Енисейска, надеюсь, откроет для этого и северное направление.

   Ответственного отношения требует к себе молодёжная политика и развитие спорта. Здесь нельзя ориентироваться только на поддержку крупных, эффектных и ярких мероприятий, которых у нас много.
   В течение многих лет мы создавали сеть центров, клубов, внешне не очень заметных молодёжных площадок, каждая из которых должна иметь организационные и финансовые возможности интересно и качественно работать в обычном ежедневном режиме.

   Говоря о спорте, не могу не отметить одну важную деталь. Красноярский край стабильно входит в десятку лучших субъектов Российской Федерации по результатам высших спортивных достижений. И этим мы обоснованно гордимся.
   А вот в направлении «Физическая культура и массовый спорт» мы были (прошу обратить внимание!) в 2014-м году 42-ми, в 2015-м – 54-ми, в 2016-м оказались уже на 63-м месте. Такое скольжение вниз, наверное, не случайно. К примеру, в этом году на развитие физической культуры в муниципальных образованиях выделено 320 млн рублей, а на профессиональные клубы, в некоторых из которых красноярцев почти нет, в четыре раза больше – 1 млрд 313 млн рублей.
   Может, пора переосмыслить, что и как, с какими результатами мы развиваем?

   Один из важнейших источников конкурентоспособности региона – доступное и качественное образование. Сегодня край вкладывает в него почти четверть своего бюджета.    В рамках реализации «майских» указов Президента Российской Федерации достигнуты значительные показатели в повышении заработной платы педагогических работников. Однако сам по себе этот результат вряд ли качественно изменит состояние отрасли.
    Если дошкольные учреждения теперь в основном выглядят сейчас совсем по-иному, нежели 5-7 лет тому назад, то в системе общего образования сохраняется сложная, неоднородная структура.
   Так, в крае почти 30% школ имеют наполняемость от 1 до 50 человек, 63% - расположены в сельской местности, но в них обучаются только 25% от общей численности учеников. При этом, к сожалению, во многих школах до сих пор не решена проблема третьей смены.

   Наряду с совершенствованием образовательного процесса (а это тема отдельного и большого разговора), мы будем здесь последовательно  укреплять материальную базу. Школа – это центр жизни. Особенно на селе. И этим всё сказано.

   Кстати, именно поэтому я очень настороженно отношусь к высказывавшейся ранее идее об организационной «революции» в системе школьного образования, а именно – переводу управления им на краевой уровень. Считаю, что без крайней необходимости, по собственной инициативе нам этого делать не стоит.

   Говоря об образовании, нельзя не затронуть такой его сегмент, как высшее. Тем более, что мы с вами находимся на территории СФУ – в его конгресс-холле, который менее чем через 500 дней будет пресс-центром Универсиады.
   Создание СФУ стало для Красноярского края настоящим прорывом. За относительно короткий срок, чуть больше десяти лет, у нас появился университет, который по праву входит в лидирующую двадцатку России.
   Но надо идти дальше, расширяя его взаимодействие с производством, академическими структурами, другими вузами, подтягивая их до уровня, которого достоин наш Красноярский край.

   Сибирский федеральный университет станет сердцем Всемирной студенческой универсиады 2019 года. В этой связи я хотел бы напомнить некоторые очевидные вещи, значимые для нас всех.

   Универсиада – не только, а может, и не столько спортивные соревнования.  Это общественное явление. Это процесс, который призван в международном масштабе способствовать объединению людей, прежде всего молодёжи. Содействовать обмену лучшими мировыми практиками в области образования, культуры, так называемой народной дипломатии.

   Для нас это уникальный шанс сделать Красноярский край в целом и, прежде всего, его столицу – Красноярск, более известным в мире. Самим научиться многому, привлекая для подготовки дружественно настроенных к нам людей извне – специалистов, которые хорошо проявили себя в Сочи, Казани, за рубежом.
   Словом, наполнить красноярские паруса свежим ветром и использовать эту историческую возможность для прорыва в будущее.

   Учитывая высокий мобилизующий и созидательный потенциал Универсиады, очевидно, для нас она должна была начаться уже четыре года назад, с момента заявочной кампании. А затем набирать обороты, втягивать в свою орбиту новых людей, пробуждая стремление во всём следовать самым высоким стандартам.  Кстати, сама заявочная кампания была достаточно убедительной, интересной. А вот потом всё как-то пошло на убыль. По-настоящему свежих идей, имён и вдохновляющих решений в общем-то не видно.  

   Строительная часть подготовки к 2019 году, скорее всего, будет выполнена. В Красноярске появятся современный аэропорт, новые спортивные объекты и многое другое.
   А вот работы по благоустройству города, наведению здесь элементарного порядка страдают явно выраженными недостатками – организационная инертность, подчас явная бесхозяйственность, использование убогих подходов позавчерашнего дня.
   Через год с небольшим из разных стран мира сюда приедут тысячи лучших представителей молодёжи, которые затем станут определять будущее планеты. Чем и как мы их встретим?
   Давайте, наконец, задумаемся и встряхнёмся!

   И ещё об одном. Надо стремиться к тому, чтобы конкретную пользу от этого события получили все территории, все жители нашего огромного края.

   Дорогие друзья!

   На наш съезд собрались представители всех муниципальных образований Красноярья. Именно на их проблемах, подходах к территориальному управлению, межбюджетных отношениях и многом другом мне, конечно, хотелось бы остановиться подробнее.

   Но не стану, как говорится, отбирать хлеб у своих коллег, которые выступят на съезде позднее. Я скажу главное – мы будем вместе укреплять наши красноярские парламентские традиции и восстанавливать значимость местного уровня власти.
   Мы обязательно сохраним основные механизмы финансовой поддержки местного самоуправления. Там, где это возможно, добавим новые.
   Аккуратно, но последовательно начнём корректировать подходы к оплате труда, совершенствовать административно-территориальное устройство, пресекать излишнее бюрократическое рвение.

   Только тот дом может стать обустроенным, благополучным и процветающим, где жители ощущают себя его хозяевами. В этом я твёрдо убеждён.

   А завершить своё выступление хочу следующим. Мне вспомнился один очень личный эпизод. Когда-то давно малознакомый человек, считавший себя провидцем, сказал мне: «Судьба у тебя правильная. В жизни ты по-настоящему состоишься, но ничего не упадёт тебе сверху – всего достигать будешь только через труд».
   Я думаю это, в общем-то универсальное пророчество в полной мере применимо и к нашей общей судьбе.

   Нам выпало жить в енисейской Сибири – сложном и суровом Красноярском крае с его уникальной историей и мощным созидательным потенциалом.
   Но воплощение в жизнь наших смелых надежд и высоких целей требует серьёзных усилий, требует сплочённости. У красноярцев всё это есть.
   Поэтому я верю в наш общий успех. И он, этот успех, обязательно будет!

   Спасибо!


назад

 

Безопасность и правопорядок
| Внешние связи
Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Инновации
Информатизация и связь
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Экология и рациональное природопользование
Промышленность, энергетика  и торговля
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство
Социальная политика
Спорт
Строительство и ЖКХ 
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Экономическое развитие и инвестиционная политика
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Губернаторский контроль
| Проектное управление
| Год экологии
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82,
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Отправить обращение.

Размещение информации на портале:
телефоны: + 7 (391) 249-30-88, 211-10-78, 249-35-21, 211-09-54

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

 

Индекс цитирования