главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Пресс-центр / Доклады и выступления

Отчет врио Губернатора Красноярского края Александра Усса о результатах деятельности в 2017 году Правительства Красноярского края и возглавляемых Правительством органов исполнительной власти


19.04.2018

Временно исполняющий обязанности Губернатора Красноярского края Александр Викторович Усс | Отчет


Законодательное Собрание Красноярского края,
19 апреля 2018  года

 Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде чем приступить к отчету по существу, я хотел бы высказать несколько суждений предваряющего характера. Готовясь к этому выступлению и уже с несколько иных позиций глядя на эту уставную норму, я пришел к выводу о том, что авторы нашей краевой конституции, нашего Устава были глубоко правы, когда именно апрель определили в качестве того месяца, когда Губернатор должен делать соответствующий отчет. Почему? В очень большом и сложном регионе, каким является наш с вами Красноярский край, уже на финише первого полугодия, то есть сейчас, самое время задуматься о планах на год следующий,  обсудить его приоритеты, чтобы в летние месяцы вплотную заняться подготовкой бюджета, затем выносить его на суд Законодательного Собрания и принимать.

Вот именно эти обстоятельства в значительной степени предопределяют само содержание, если хотите,  жанр отчета того, кто выполняет обязанности Губернатора Красноярского края. Этот отчет должен содержать не только анализ того, что сделано, но и включать в себя постановку задач на ближайшее будущее. Именно в таком ключе я постараюсь сегодня построить свое выступление.

Еще одно предварительное уточнение. Как известно, обязанности Губернатора я исполняю пять с небольшим месяцев, точнее с 29 сентября (2017 года), когда Президентом был подписан соответствующий указ. Но жизнь в крае со сменой высших должностных лиц, конечно, не может начинаться с чистого листа. Именно поэтому в представленных вам материалах – я имею в виду письменный отчет о работе Правительства и письменные ответы на ваши многочисленные вопросы, а их более 50-ти, – содержится информация о работе Правительства за весь календарный год.

Это вполне оправданно и вполне понятно.

Итак, все-таки о некоторых итогах этого периода. Позволю себе начать с изменений, касающихся кадров и системы управления нашим краем. Такие изменения есть,  и они довольно значительные, поскольку за истекший период произошла смена руководителей на многих ключевых направлениях в системе исполнительной власти. Всего в Правительстве края состоялось 11 кадровых назначений – это не критично, но в принципе довольно много.

В составе Правительства появились три новых министра: Константин Николаевич Димитров, Сергей Андреевич Козупица, Димитрий Александрович Маслодудов. Назначены два новых заместителя председателя Правительства – Алексей Викторович Подкорытов, Сергей Викторович Верещагин. Заместителем Губернатора по информационной политике назначен Василий Владимирович Нелюбин, а Галина Егоровна Пашинова вернулась на работу в министерство социальной политики, и, по большому счету, круг ее обязанностей не очень изменился.

Назначены четыре руководителя органов исполнительной власти:  руководителем Постоянного представительства стал  Андрей Карлович Вольф, который в свое время также работал в Правительстве,  агентства госзаказа – Марина Валерьевна Вразовская, в службе по государственной охране объектов культурного наследия края назначен  Павел Евгеньевич Гутенков,  в агентстве по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям – Александр Яковлевич Эйдемиллер. Ряд назначений прошел в Администрации Губернатора края.

Я хочу вас заверить, что в основе этих решений лежит отнюдь не стремление создать некую команду из лично преданных мне людей. Да и вообще термин «команда» применительно к органам публичной власти, мне кажется, весьма сомнителен. Гораздо важнее опираться на профессионализм, ответственность и инициативу, что предполагает  в том числе неравнодушное отношение к порученному делу, умение мыслить масштабно, а главное – желание работать, нацеленность на результат.

Мы не должны мириться с весьма посредственными, если не сказать резче, рейтингами инвестиционной привлекательности нашего края или крайне низкими показателями динамики капитального ремонта жилых домов. Не имеем права под флагами  якобы сохранения культурного наследия  тормозить давно назревшее и очевидное решение по развитию нашей краевой столицы. Отсюда и соответствующие кадровые изменения.

В краевой системе управления есть позиции, где, на мой взгляд, нужны особые подходы. Такие, например, как служба государственного заказа и формирование тарифов. Независимо от качества работы соответствующих должностных лиц, здесь, на мой взгляд, вообще следует проводить плановую ротацию с сохранением для тех, кто уходит, достойных перспектив по службе.

Наряду с изменениями персонального характера в краевой исполнительной власти появились новые акценты и в форматах работы. При вашей поддержке введена должность первого заместителя председателя Правительства края, я думаю, что совсем скоро он у нас появится и приступит к своим обязанностям в этом качестве. Конкретизированы в рамках классической схемы управления и сферы ответственности двух основных вице-премьеров, один из которых теперь курирует весь экономический блок, другой – весь блок социальный.

Перераспределены полномочия некоторых министерств. Возобновлена работа Губернаторского совета. Расширена самостоятельность и, естественно, ответственность Правительства в решении оперативных вопросов. Создан президиум Правительства, непосредственное руководство которым дает мне возможность лично принимать решения по наиболее важным и оперативным вопросам и в то же время уделять особое внимание проблемам стратегического характера, а также работе на федеральном уровне. Я считаю, что такой подход является правильным, и он, на мой взгляд, уже дает некоторые результаты.

Отмечу, что сегодня происходят заметные изменения позиции крупных финансово-промышленных групп по отношению к участию в социально-экономическом развитии края. В декабре прошлого года «Норильский никель», СУЭК, РУСАЛ вместе с руководством края подписали меморандум о согласованных действиях в инвестиционной политике и не только в ней. Похожее по своей сути соглашение уже в этом году заключено с Росатомом, Роскосмосом и Внешэкономбанком. Надеюсь, остались в прошлом противоречия между «Норильским никелем» и «Русской платиной», что оформлено соответствующим договором, который подписан в присутствии Президента нашей страны. Это позволяет всем нам рассчитывать на то, что в обозримой перспективе, не более пяти лет, на севере края будет введен в действие новый современный комбинат с налоговым потенциалом в десятки миллиардов рублей.

Крупнейшие компании, работающие на территории края, начинают разворачиваться лицом к проблемам нашей краевой столицы. Они активно включились в программу благоустройства города Красноярска и привлекают для этого значительные финансовые средства, и, что не менее важно, своих людей, свои команды, включая зарубежных специалистов. Я надеюсь, что это станет не разовым эпизодом, а желательной тенденцией, которая отражает стремление к тому, чтобы край стал для них не территорией их присутствия, а нашим общим домом.

Но, пожалуй, самым очевидным результатом работы на федеральном уровне стал февральский визит в Красноярск Президента нашей страны Владимир Владимировича Путина.  Итоги визита оказались очень значимыми. Они широко освещались в средствах массовой информации, мы обсуждали их и на встречах   с председателями комитетов, с руководителями фракций Законодательного Собрания, поэтому я остановлюсь на главном.

Президент поддержал наше предложение о реализации на территории трех соседних регионов – имеется в виду Красноярский край, Хакасия и Тыва – комплексной инвестиционной программы под названием «Енисейская Сибирь». Это предполагает ускоренное продвижение таких проектов, как железная дорога Элегест – Кызыл – Курагино, развитие региональной авиации, создание группы обрабатывающих производств в рамках так называемой технологической долины, а также современного сельскохозяйственного кластера на западе и юге Красноярского края. У нас появилась реальная перспектива (скажу осторожно – надежда) строительства метро и радикального оздоровления экологической обстановки. По итогам визита Президента утверждено три перечня поручений с обнадеживающими и финансовоемкими резолюциями. Результат серьезный и впечатляющий.

Я реалист и далек от мысли, что дальше всё решится на автомате, пойдет само собой. Для того чтобы наши планы воплотились в жизнь, надо пройти большой и сложный путь в министерствах, ведомствах, институтах развития, провести большую работу в научном и бизнес-сообществе. На этом пути, скорее всего, будет всё – и барьеры, и поддержка, и успехи, и, к сожалению, неудачи. Но стартовая позиция у нас сегодня, без преувеличения, очень хорошая. И мы стремимся её закрепить на всех площадках, включая только что состоявшийся Красноярский экономический форум, где наша с вами сибирская тема получила адекватное и серьезное звучание.

Говоря о федеральной составляющей, я хочу проинформировать вас о том, что мной утверждена схема работы в этом направлении. В ней участвуют краевое Правительство, депутаты Законодательного Собрания и Государственной Думы. Координировать эту работу в крае должен Владимир Викторович Бахарь, ему это поручено, а в Москве – Валерий Владимирович Семенов. Качеством и интенсивностью краевых усилий до нынешнего времени я пока не удовлетворён. Все, кто участвует в этой работе, должны не просто ставить вопросы и потом спокойно ждать на них ответы, а на всех стадиях прохождения соответствующих обращений, документов активно сопровождать готовящиеся по ним решения и добиваться нужного результата. Как говорил таксист, автор известного анекдота: нам нужны не «шашечки», нам нужно доехать. А это предполагает серьезные усилия. Нам надо добавить настойчивости, последовательности, уверенности в своих силах. Красноярский край заслуживает внимания и поддержки на всех уровнях, и скромничать здесь не стоит.

О положении дел в финансовой сфере. Пожалуй, самое важное для нас сегодня. Выступая на съезде полгода назад, который готовили мы вместе с вами, да и проводили тоже, я назвал финансовое положение неустойчивым, предостерегая от излишнего оптимизма, победных реляций, а самое главное – новых финансовоемких обещаний. У нас действительно солидные по российским меркам возможности. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности в нашем крае,  в сравнении со многими другими регионами,   существенно выше. Первое место в Сибири и 15-е в России в целом. Это достойно. Но, с другой стороны, в крае в силу особенностей его территории есть целый ряд специальных расходов. Это известная нам тема северного завоза, малокомплектных школ и многое другое. Да и планку, честно говоря, мы с вами подняли очень высоко, и удерживать её, естественно, сложно.

За прошедшие несколько месяцев ситуация проще не стала, да и, наверное, не могла стать. Как известно, финансовый год мы завершили, сократив плановый дефицит с 15 млрд рублей до 4,8 млрд. Вы это хорошо знаете. Нынешний бюджет принимали вместе с дефицитом таким же – 15 млрд рублей. Но уже первые месяцы текущего года начали проявлять своеобразные финансовые «подснежники». Так, потребовались средства на достройку перинатального центра в Норильске. Из-за неточности в планировании, а они в нынешних условиях где-то неизбежны, а также отдельных ошибок в проектах предстоят дополнительные работы и,  значит, затраты по целому ряду объектов Универсиады. Не исключено, что жизнь потребует еще каких-то непредвиденных расходов, и нам необходимо иметь и сохранять некоторые резервы, что называется, про запас.

Всё это в какой-то мере типичные вещи, мы это проходили, и мы с ними, конечно, справимся. Главное в другом. На финише прошлого года, в декабре, Конституционный суд принял решение, наверное, решение обоснованное, касающееся соотношения размера МРОТ и районного коэффициента. Оно, как известно, пересматривает подходы прошлых лет и требует дополнительного финансирования только по году от 5 до 9 млрд рублей. Их у нас просто не планировалось, их у нас просто нет. Проблема эта, конечно, не только краевая. На федеральном уровне не предложены окончательные подходы к её решению. Надеюсь, что это произойдёт в ближайшее время, после окончания формирования федерального Правительства, что затем позволит и нам приступить к реализации этого решения на территории края. Мы обязательно его выполним.

В этой связи я хочу поблагодарить всех – и работников бюджетных учреждений, и профсоюзных лидеров, и депутатов – за понимание и сдержанность. Сегодня нам это особенно необходимо, чтобы нормально и согласованно пройти этот сложный период. Бюджет у нас один, и мы не можем рвать его на куски ради отдельных пусть и благих дел. Решать нам вместе – и отвечать тоже.

Уровень управления финансами в крае достаточно высок. Это подтверждают позитивные оценки и рейтинги федерального Минфина, а также мнение независимых экспертов. Учитывая это обстоятельство и тот факт, что ситуация в финансовой сфере напряжённая, я поручил сосредоточить все вопросы финансовой политики, политики в полном смысле этого слова, в краевом министерстве финансов. И мы вправе ждать от его специалистов, а руководит им не просто министр, а вице-премьер, не только бухгалтерского взгляда на вещи и чётких, оперативных решений, но и глубоких, выверенных идей стратегического характера, рассчитанных на перспективу. И, конечно, в этом году мы ждём конкретных практических дел по наведению порядка с кадастровым учётом, надлежащим оформлением недвижимости и многим другим, что можно и должно сделать для оформления местных бюджетов. Резервы здесь есть, и они немаленькие, о них подробно говорилось на январском Губернаторском совете.

И ещё об одном. В федеральном Правительстве активно ведётся работа по переходу на так называемые модельные бюджеты регионов. К этому надо относиться серьёзно, внимательно анализировать, как выглядят наши расходные обязательства в сравнении с предполагаемыми типовыми, с тем, чтобы внедрение их повсеместно не стало для нас очередным сюрпризом.

О сфере материального производства. Я помню, как, выступая с этой трибуны, Виктор Петрович Томенко сказал, что Правительство не выплавляет металл и не вырабатывает электроэнергию, но держать эти процессы в поле зрения и отслеживать их влияние на экономику, конечно, необходимо. И это правильно. Поскольку именно материальное производство определяет и социальное самочувствие людей, и лежит в основе всего, что в конечном итоге лежит в зоне ответственности власти – нашей с вами ответственности.

В истекшем году экономика края  и России в целом развивалась в непростых условиях геополитической нестабильности, продолжения санкционной политики с жёсткими ограничениями к рынку мирового капитала. И это не какие-то абстрактные вещи. Мы с вами живём в центре страны, и  это имеет к нам самое непосредственное отношение, поскольку основу краевого производственного потенциала составляют крупные экспортно-ориентированные компании. И то, что происходит сейчас с компанией «Русский алюминий», наглядное тому подтверждение.

В то же время в условиях 2017-го года были и свои плюсы. Он отличался положительной динамикой мировых цен на нефть и основные драгоценные металлы, а также относительной стабилизацией национальной валюты. Отдача от освоения нефтегазовых месторождений Ванкора, модернизация металлургического кластера – это, прежде всего, конечно, Норильск, – а также увеличение производства золота стали ключевыми факторами интенсивного наращивания в 17-м году объёмов промышленного производства в крае – 107%. Для сравнения: в России – 101%. Разница весьма существенная. Думаю, что предприятия этой группы, несмотря на все проблемы на международном уровне, сохранят свою локомотивную роль и в ближайшем будущем.

Отмечу, что позитивную динамику демонстрирует в целом и обрабатывающее производство. Поэтому за минусом расчётного  влияния нефтегазового и металлургического компонента индекс промышленного производства выглядит у нас вполне нормально – 104%.

Исключение из этого – отдельные сектора экономики, находившиеся, кстати,  в большей мере, чем что-то другое, под контролем краевой власти. Что я имею в виду? Прежде всего, жилищное строительство – падение на 25%. Да, осложнились возможности получения кредитов, упал спрос – это правильно, это объясняет многое, но не всё, что происходит в этой сфере. Чем, если не заурядным рвачеством и бездушием, объяснить проблемы обманутых дольщиков, уродливые градостроительные решения, переуплотнённую застройку, появление малогабаритных «человейников» (так теперь их называют) без нормальных дорог, парковок, объектов социальной инфраструктуры. Недопустимо застраивать наши города и посёлки по принципу «после нас хоть потоп».

И касается это не только Красноярска. Невозможно без возмущения смотреть на нынешнее состояние той же самой Дрокинской горы, других по-настоящему уникальных природных ландшафтов, которые, с позволения сказать, осваиваются без малейших признаков здравого смысла и, в конечном итоге, совести. Так и хочется вспомнить известную фразу Виктора Степановича Черномырдина: «Всё у нас хорошо, но дальше так жить нельзя». Здесь давно пора наводить жёсткий порядок, восстанавливать ответственность, повышать роль архитектурного сообщества, возможно, отменять ранее принятые решения, хотя многое утрачено уже безвозвратно.

Противоречиво выглядят итоги работы лесной отрасли, которая является одной из важнейших в нашем регионе. Мы часто говорим о том, что лес – наше богатство. В принципе, это верно, никто с этим не спорит. Напомню, что у нас в крае сосредоточены 6% мировых запасов древесины, площадь лесного фонда 160 млн гектаров, и по этому показателю Красноярский край занимает первое место в стране. Но насколько рационально мы пользуемся нашими лесными богатствами? Цифры настораживают. Из почти 37 млн гектаров леса, которые сегодня интенсивно эксплуатируются, только 10% имеют актуальные материалы лесоустройства. Всё остальное – как в тайге, в худшем смысле этого слова.

Заготовки лесных ресурсов в крае ежегодно увеличиваются, что, в принципе, нормально. В 2017 году они составили 23 млн кубометров, что на 25% больше, чем в 2016 году – хороший, убедительный прирост. Производство пиломатериалов также увеличилось, причём преимущественно за счёт ввода мощностей на современных крупных производствах – «Сиблеспроекте», «Ксилотек-Сибири», «Новоенисейском ЛХК» -  и на ряде других хорошо известных нам предприятий. Но 70% заготовленной древесины по-прежнему реализуется в круглом виде. Значительная ее часть прошла через нелегальные лесопилки, которые не только не платят налогов, но и заваливают окрестности населенных пунктов опилками и щепой. К чему это приводит, мы убедились предыдущей весной, и не дай бог, чтобы это повторилось вновь.

По результатам прошлого года около двух с половиной кубометров древесины выделено населению для собственных нужд  – дело благое, мы все это приветствуем, но,  по данным Минлесхоза и правоохранительных органов,  только 15-17% этого ресурса реально используются по назначению. Всё остальное легализуется криминальным способом, перепродается по бросовым ценам преимущественно гражданам Китая. При этом объемы восстановления лесов ниже показателей заготовки, в среднем эта разница в последние годы составляет порядка 15% .

Не стоит тешить себя иллюзиями, что в один момент ситуация изменится, но конкретные планы по ее оздоровлению есть, и мы будем последовательно и настойчиво претворять их в жизнь. Это и повышение прозрачности в лесной отрасли, приоритетная поддержка тех, кто занимается глубокой переработкой и утилизацией отходов, внедрение биржевых торгов, что, как показывает опыт,  в том числе той же самой Иркутской области, позволяет увеличивать бюджетную отдачу не на проценты, а в разы.

Сельскохозяйственная отрасль. По понятным причинам она имеет для нас огромное значение. Мы все с вами помним, что прошлый год оказался для селян особенно сложным. Помимо обычных проблем в отрасли 14 районов края попали под снег. Именно поэтому, несмотря на значительную поддержку – порядка 5,8 млрд рублей, что на полмиллиарда больше, чем в году предыдущем, – индекс производства в сельском хозяйстве оказался ниже – 96%, причем это снижение, конечно, за счет показателей в растениеводстве. Но по России в целом собран рекордный урожай, цена на зерно упала, и мы попали в «ценовые ножницы».

Показатели по животноводству выглядят неплохо, а по некоторым позициям, таким как мясо птицы, край вообще продемонстрировал взрывной рост. Есть позитивная динамика и в производстве свинины, молока, яиц. Для того чтобы стабилизировать экономическую ситуацию на селе в преддверии весенне-полевых работ, реализуется некоторая корректирующая мера, которая воплощается в жизнь в том числе и при вашей поддержке. Это увеличение так называемой несвязанной поддержки хозяйств. Особый акцент сделан на приобретении семян, средств защиты растений, а также стимулировании производства молока как меры сельскохозяйственной диверсификации.

Уроки прошлой осени показали нам еще раз, показали наглядно – надо реально заниматься снижением нагрузки на зерновом рынке, в частности активно развивать производство комбикормов и строить мощности по глубокой переработке зерна, иначе ситуацию мы «не разошьем». Говоря о делах сельских, хочу подчеркнуть в очередной раз главное: для нас важны не только и не столько валовые производственные показатели, а прежде всего социально-экономические условия работы и жизни сельских тружеников, причём всех, а не только тех, кто работает в крупных хозяйствах, а также возможность приобретать качественную продукцию, желательно собственную,  красноярскую, по доступным ценам.

Необходимо и дальше совершенствовать систему господдержки, задавая себе вопрос, для чего она предназначена - для развития или компенсации понесенных затрат? Я помню, как порядка двух лет назад с Александром Владимировичем Бойченко мы эту тему обсуждали, и вопрос по-прежнему актуальный. Мы будем и дальше поддерживать небольшие формы хозяйствования, так называемую локальную экономику, внедрять собственные стандарты качества, развивать систему сбыта сельскохозяйственной продукции, настойчиво повышать объемы и качество переработки, чтобы термины «енисейский стандарт» и «сделано в Красноярском крае» по-настоящему становились известными брендами. Многое из этого уже делается, но нужно гораздо больше и гораздо активнее. У нас немало талантливых людей, которые хотят этим заниматься, и об этом говорят, в частности, итоги Пищевого форума. Многие его посещали, он прошел относительно недавно в Красноярске. На мастер-классы, которые проходили с участием специалистов из Франции, Италии, Германии и ряда других стран,  записались почти полторы тысячи действительно заинтересованных толковых людей. А на российском чемпионате хлебопечения, проходил он в эти же дни, наша с вами землячка Татьяна Калюга вообще заняла первое место,  и теперь именно она, сибирячка, будет представлять нашу страну на международном чемпионате в Мюнхене.

Нам крайне необходима специализированная инфраструктура, где селяне могли бы показать свой товар лицом. Я надеюсь, что в течение года в городе Красноярске наконец-то появится современный выставочный и оптово-распределительный центр. Стоит поддержать похожие, хотя и более скромные проекты в Минусинске, где для этого, на мой взгляд, складываются определенные предпосылки. И потребуются здесь не только деньги, но и хороший уровень координирующей организационной работы, и я попрошу подключиться к ней,  к этой работе, депутатов от этой территории – они у нас там активные, но очень разные, скажем мягко, самобытные. Поэтому надеюсь, что в этом начинании они будут работать заедино.

Говоря о малых формах предпринимательской активности применительно к селу,  отмечу, что этой темой «заболел», в хорошем смысле этого слова, нынешний руководитель Аграрного союза Борис Владимирович Мельниченко, наш бывший с вами коллега, хотя бывших депутатов, как известно, не бывает. Это внушает оптимизм, поскольку человек он настойчивый и просто так вряд ли отступится. Но при этом подчеркну, что развитие локальной экономики должно стать для нас важнейшим приоритетом и в других отраслях, и в других территориях. Активно заниматься ею в ближайшие месяцы, да и в годы, наверное, призвано, прежде всего, министерство экономического развития и инвестиционной политики края с опорой на глав муниципальных образований. Заниматься не только этим, но и улучшением инвестиционного климата в целом. Кстати, по результатам 2017 года Красноярский край по его характеристикам оказался лишь в пятом десятке российских регионов, а с нашим запасом природных ресурсов это абсолютно недопустимо.

Преодолеть инерцию в ближайшие годы вряд ли удастся, здесь предстоит очень большая работа по изменению подхода к налоговому регулированию. И здесь я рассчитываю на активную роль Заксобрания. Внедрение современных инструментов преференциального стимулирования, таких как особые экономические зоны, РИПы, ТОСЭРы, упрощение административных процедур и активное позиционирование нашего края на российских и международных площадках – что уже, собственно, началось.

Уважаемые коллеги, при всей значимости вопросов экономического развития основные полномочия и задачи органов краевой власти лежат, конечно, в области развития инфраструктурных отраслей и социальной сферы. Соответственно на это и приходится большая часть расходов нашего с вами бюджета.

В сфере ЖКХ в последнее время, и прошедший год не стал здесь исключением, в целом есть изменения к лучшему. Это нельзя отрицать. Повышается надежность функционирования коммунальных объектов, снижается количество аварий – это факт, это статистическая, как говорится, величина. В отрасли улучшилась техническая оснащенность, применяются новые технологии, современные, более надежные материалы. Но многие застарелые болезни здесь сохраняются в связи с высоким износом коммунальной инфраструктуры. И до сих пор не удалось решить и такую, казалось бы, нетерпимую по меркам нынешнего времени проблему, как обеспечение жителей ряда районов качественной питьевой водой.

Надо радикально менять работу по организации капитальных ремонтов жилья. В 2017 году было отремонтировано 450 домов, но предстоит отремонтировать в разы больше. И со старыми подходами эту задачу не решить. Претензии, которые звучали по этому поводу в том числе и со стороны наших депутатов, я считаю абсолютно обоснованными и справедливыми.

В рамках федерального приоритетного проекта с 2017 года в крае осуществляется комплекс мероприятий по формированию комфортной современной городской среды. Работа эта рассчитана на перспективу, проходит она неплохо, я бы сказал, хорошо по российским меркам. Подключается к этому активно и население. За содействие в организации этого масштабного дела я хочу поблагодарить депутатов и, в частности, Алексея Михайловича Клешко, который привнес много свежих идей и много дополнительной динамики.

На протяжении последних лет хорошими темпами шло переселение граждан из аварийного жилья. К 1 сентября 2017 года край завершил реализацию программы, предусмотренной соответствующим президентским указом. По этой части к нам претензий нет. В 2017 году переселено почти три тысячи человек, всего же за 2013-2017 годы – 14,5 тысячи человек. Для них построено или приобретено около 277 тысяч квадратных метров жилья. Безусловно, это большая работа, серьезный результат, большой шаг вперед. Но реальные масштабы этой проблемы гораздо больше, и по факту она не стала менее острой. По состоянию на 1 января 2018 года на территории края признано аварийными и подлежащими сносу 1273 дома, в которых проживают 23 тысячи человек. То есть работы впереди очень много.

Красноярский край – это целый континент. Поэтому важнейшей составляющей его развития является состояние транспортной инфраструктуры. Большим достижением отчетного периода стала реализация крупных проектов, успешных проектов, в сфере воздушного транспорта. Введен в действие новый пассажирский терминал в аэропорту Красноярск, и мы по праву все им гордимся. До окончания нынешнего строительного сезона будет в основном завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы в городе Норильске. В рамках состоявшегося экономического форума в связи с проведением здесь правительственной транспортной комиссии проводились некоторые финансовые уточнения, для того чтобы это сбылось.

Есть свои результаты и перспективы в области железнодорожного транспорта, строительства и содержания автодорог. Так, хорошо зарекомендовал себя проект «Городская электричка», мы возвращаемся к идеи строительства железнодорожной ветки из аэропорта в город Красноярск. Настойчиво пытаемся «пробить» этот проект. Назрела необходимость реконструкции железнодорожного узла в городе Лесосибирске, коль скоро проблемы, которые имеются, стали определенным «тромбом» в развитии лесной отрасли в этом самом перспективном для нас регионе. Нормативное состояние автомобильных дорог в истекшем году несколько улучшилось, хотя объемы строительства, ремонтов и особенно качество этой работы вряд ли нас могут удовлетворять. И ирония по поводу асфальта, который сходит весной вместе со снегом,  отчасти, к сожалению, имеет под собой основание.

Хочу хотя бы коротко остановиться на вопросах экологии. В истекшем году это очень острая и, безусловно, важная тема освещалась многократно и под разными углами зрения, и она заслуживает того. Практические результаты здесь тоже есть. Примером тому является закрытие Никелевого завода в Норильске и реализация компанией так называемого «Серного проекта». Он стоит очень больших денег, но будет завершен в установленные сроки. «РУСАЛ Красноярск» продолжает второй этап модернизации, в результате которой планируется добиться существенного снижения валовых выбросов на Красноярском алюминиевом заводе. Компания СГК готовит масштабную реконструкцию старейшей угольной станции ТЭЦ-1 - собственно говоря, она началась, и мы были тому свидетелями, - а также закрытие в ближайших два-три года целого ряда малоэффективных котельных города.

В целом можно сказать – от критики и общих разговоров в сфере экологии край переходит в конструктивную практическую плоскость. По поручению Президента нашей страны готовится комплексная программа по улучшению экологической обстановки и снижению выбросов загрязняющих веществ в городе Красноярске. Ее предстоит утвердить уже совсем скоро, в середине текущего года, поэтому наши специалисты вместе с федеральным Правительством сейчас работают над ее наполнением. Она будет реализована, вне всякого сомнения, и даст свой эффект. Но при этом я хочу подчеркнуть следующее: стремясь жить в чистых городах, поселках, мы должны не только ругать олигархов, требовать подвигов от федеральной и краевой власти, но и не забывать о том, что напрямую зависит от нас – о стихийных свалках, затоптанной газонной траве, грязи на стройках, мусоре на обочинах дорог. Одним словом, во имя красивых улиц и синего неба каждый из нас, просто как человек, должен сделать то, что ему по силам, делать здесь и сейчас.

Нынешний год является для нас завершающим этапом подготовки к проведению Универсиады. Напомним, что перечень строительства и реконструкции включает 34 объекта, из них уже введено в эксплуатацию 7. Прежнее отставание от графика в основном ликвидировано, и при всех сложностях, которые, конечно, будут в таком большом деле, и их не избежать, своевременность окончания строительства в принципе уже ни у кого не вызывает сомнений. Чего не скажешь о проектах благоустройства и модернизации городской среды краевого центра, которые мы считаем неотъемлемой, а может быть и самой важной частью подготовительных работ.

Я не стану в очередной раз говорить о причинах сложившейся ситуации – вы их хорошо знаете. Важнее другое – не паниковать и не кликушествовать, а приложить максимальные усилия к тому, чтобы исправить все, что возможно, в оставшееся время. За короткий период, всего в несколько месяцев, предстоит выполнить огромный объем очень сложной и разноплановой работы. Руководители и исполнители у нас те, что есть. Новых гениев искать уже поздно. Для них это большая ответственность и серьезный вызов,  проверка на профессиональную состоятельность. И очень серьезная, тяжелая проверка. Я надеюсь, я верю, что в этом деле все красноярцы проявят свои лучшие качества – понимание, требовательность, солидарность и готовность доступными средствами содействовать наведению порядка в нашем общем доме с тем, чтобы встретить гостей со всего мира, что называется, как положено, как принято. Но самое главное – создать для нас самих если уж не идеальные условия, то хотя бы ориентиры для достойной жизни в современном городе. Мы это уже давно заслужили.

Теперь о социальной сфере. Коль скоро речь зашла об Универсиаде, начну с физической культуры и спорта. Для их развития, конечно, необходима современная инфраструктура, и в ее формировании предстоящие международные соревнования сыграют колоссальную роль. Но при этом мы должны всерьез уже сейчас задумываться о том, как эту инфраструктуру содержать. Как вы, по-видимому, знаете, мной поставлен вопрос о пересмотре ранее одобренных подходов к наследию Универсиады. Я считаю, что брать всё на краевой бюджет неразумно. Да нам это и не по карману. Сейчас прорабатывается вопрос о создании в Красноярске федерального училища олимпийского резерва с последующей передачей ему на содержание финансово затратных объектов – кластеров «Сопка» и «Радуга». Изучаем и другие возможности работы с наследием, чтобы снижать собственные затраты в будущем, но при этом сохранять возможности его использования в наших с вами, краевых интересах, и такие схемы могут быть предложены. Здесь я хотел бы особо подчеркнуть еще один, на мой взгляд, важный момент. Новые спортивные сооружения построены, как известно, на народные деньги, в том числе и на краевые деньги. Поэтому они должны служить народу в полном смысле этого слова, то есть стать универсальными и доступными для всех, и для профессиональных, и начинающих спортсменов, и для людей, просто стремящихся к здоровому образу жизни, для родителей, которые хотят провести время с детьми на свежем воздухе и прокатиться с горки. Поэтому уже сейчас надо думать о создании необходимой инфраструктуры – от пунктов проката инвентаря до мест отдыха, недорогих кафе и так далее. Я рассчитываю на вашу поддержку в реализации именно такого подхода.

Сегодня общее количество спортсооружений в крае составляет 7387 единиц, как принято говорить. Тем не менее, остается актуальной проблема неравномерности обеспечения ими разных территорий. В 2017 году введены в эксплуатацию новые объекты в Дивногорске, Абанском, Идринском, Манском районах. Началось строительство спортивных сооружений в городе Назарово, в Большой Мурте, Ермаках, Каратузском районе. И линию эту, конечно, надо продолжать. Большую роль в развитии физкультурного движения и массового спорта играют клубы по месту жительства. По данным статистики, на 1 января 2018 года  в них систематически занималось более 70 тысяч человек. И реально мы сами видим, что число сторонников здорового образа жизни в крае растет.

Что касается спорта высших достижений, здесь наши успехи очевидны. Подтверждением тому стали 680 медалей, завоеванных спортсменами Красноярского края на чемпионатах и первенствах России, Европы и мира. Мы поздравляли и будем поздравлять наших тренеров, наших спортсменов, наших героев.

Особым направлением работы в социальной сфере, конечно, является здравоохранение. Индикатором его результативности служат,  в частности,  показатели продолжительности жизни. В отчетный период они увеличились и превысили порог в 70 лет. Это радует. Появилось новое понятие «серебряное поколение 60+», которому общество сейчас может и должно предлагать соответствующие форматы не для «доживания», а для полноценной жизни во всех ее проявлениях. Свою роль в этом сыграла, конечно, и последовательная работа по развитию и модернизации сети медицинских учреждений. В 2017 году она была продолжена. Велись строительство и реконструкция Краевой клинической больницы №1, больницы скорой медицинской помощи имени Карповича, Перинатального центра в Норильске, Центральной районной больницы в Богучанах, станции скорой медицинской помощи в городе Минусинске. Приобретено оборудование для 97 учреждений, во многих из них проведены капитальные ремонты. Серьезно обновлен парк специализированного медицинского транспорта. Значительно увеличилась доступность высокотехнологичной медицинской помощи, проводились мероприятия по улучшению работы поликлиник. Но, несмотря на изменения к лучшему, а они здесь есть, в целом состояние материальной базы здравоохранения, конечно, еще далеко от желаемого: сохраняется дефицит кадров, есть множество узких мест в первичном звене, по ряду направлений начала «проседать» серьезная ответственная клиническая работа, подменяемая нередко формальными показателями эффективности.

Неоднозначные процессы проходили в сфере образования края. Несколько слов о высших учебных заведениях и науке. Они в принципе находятся в сфере федеральных полномочий, хотя краевая власть оказывала и будет оказывать на принимаемые здесь управленческие решения свое  серьезное влияние. Из изменений организационного плана наиболее значимыми являются, пожалуй, два. Красноярский научный центр был трансформирован в федеральный исследовательский, так называемый ФИЦ. Но по существу он продолжает свою работу в прежнем формате, в прежнем режиме. На базе двух вузов – аэрокосмического и технологического – был образован опорный университет. Я не хочу делать сейчас каких-то категоричных выводов, но первые результаты этого объединения, этого опыта пока, скажу мягко, неоднозначны. В руководстве Сибирского федерального университета в истекшем году тоже произошли серьезные подвижки, которые способны повлиять на траектории его развития в будущем. И чтобы удержаться в программе топ-100, а для края это вопрос принципиальный, вопрос престижа, СФУ предстоит подтянуть многие показатели собственной работы, усилить флагманскую роль в большом регионе теперь уже с выходом на Хакасию и Тыву, укрепить научно-образовательные связи с крупными компаниями, которые являются лидерами не только нашей, красноярской, но и национальной экономики. Вряд ли в ближайшее время нас стоит стимулировать новой реорганизацией и перестройкой в вузовской среде – справиться бы с тем, что уже сделали.

Но, сохраняя самостоятельность, университеты должны идти на встречу друг другу и через совместные научные исследования, согласованные программы в области образования добиваться большего совокупного эффекта для региона. Здесь хочу подчеркнуть следующее – образовательные учреждения в целом и, прежде всего, СФУ в силу его особых возможностей, призваны стать магнитом, который притягивает в край молодежь из других регионов. А мы должны создавать условия для приложения разных ее талантов на территории нашего огромного и перспективного края. Именно молодым принадлежит будущее. Это не красивый лозунг, это реальность. И побеждать в этой конкуренции мы просто обязаны, если всерьез хотим оставаться регионом-лидером.

Думаю, пора уточнить и механизмы влияния власти на инновационную политику в крае. Здесь есть свои достижения, но их может быть гораздо больше, если каждый начнет заниматься своим делом. Сегодня тот же СФУ занимает второе место в рейтинге России по изобретательской активности. Второе место, я подчеркиваю. Почему не передать ему тот же самый КРИТБИ? Или зачем так ревностно сохранять контроль за промпарком Железногорска, когда рядом находятся наукоемкие предприятия, которые могут быть основными заказчиками и потребителями их продукции? Координирующей роли власти, мягкой, на мой взгляд, в таких вещах вполне достаточно. Наукой и всем, что с ней связано, должны управлять не чиновники «серого дома», при всем уважении к их труду, а те, кто сам эту науку делает. Здесь уж, как говорится, кто на что учился.

В системе общего дошкольного образования тоже есть свои результаты, но в ней в то же время есть над чем работать. Уже 10 лет подряд демографическая ситуация в крае меняется к лучшему. Это радует. Но есть другая сторона этой положительной тенденции, она очевидна – это дефицит мест в общеобразовательных школах. И этот дефицит проявляет себя наиболее остро в городе Красноярске, а точнее, в новых районах.

Край участвует в реализации федерального проекта «Современная образовательная среда для школьников». За счет средств федерального и краевого бюджетов в 2017 году завершено строительство новой школы на 1280 учащихся в жилом массиве «Иннокентьевский».  Начато строительство трех новых школ, а именно в микрорайоне Покровский  Красноярска, а также в Канске и деревне Петропавловка Курагинского района. Конечно, нужно и хотелось бы строить гораздо больше.

Наряду со строительством и ремонтами совершенствуется образовательный процесс. Педагоги и руководители школ края являются активными участниками множества начинаний, направленных на профессиональное развитие. В 40 школах организованы  более 120 классов специализированной подготовки. Устойчиво работает востребованная жителями края система кадетского образования. С 1 сентября в Железногорске стартовал новый сетевой проект «Техношкола». Растет число детей, которые участвуют в конференциях, форумах, олимпиадах. По итогам 17-го года проявилась тенденция качественного улучшения результатов ЕГЭ по основным дисциплинам, включая естественнонаучные, чего мы давно ждали. Кстати, у нас «на низком старте» находится проект новой физико-математической школы, которая будет давать интенсивные курсы по типу федерального центра «Сириус», с ним уже налажены устойчивые контакты.

Устойчиво работает и система среднего профессионального образования, демонстрируя переход на новое качество подготовки по наиболее востребованным специальностям, что подтверждают традиционно высокие места наших ребят на российских и международных конкурсах рабочих профессий.

Думаю, у нас есть все основания говорить о радикальном изменении к лучшему и в сфере дошкольного образования. Огромная работа по ликвидации очередности в детских садах, которая проделана за предыдущие пять лет, позволила дополнительно создать в крае более 38 тысяч мест. По состоянию на 1 января 2018 года все дети в возрасте от трех  до семи лет имели возможность посещать дошкольные учреждения. Здесь, конечно, есть свои сбои, есть и недоразумения. Не всё идеально. Но сделано по-настоящему много.

Очень похожие, с точки зрения направленности, тенденции преобладают у нас и в сфере культуры. У нас есть великолепные исполнители, разноплановые коллективы, которые радуют красноярцев, побеждают на престижных конкурсах, ведут обширную гастрольную деятельность, триумфально выступая на российских и зарубежных концертных площадках. Важнейшим условием сохранения и развития их потенциала является бережное отношение к атмосфере,  в частности, к руководству творческих коллективов, проявление здесь максимального такта и уважения. Нам нужен баланс между стремлением к новому и достойной оценкой тех людей, которые и создали все то, чем мы сегодня пользуемся.

Для расширения культурного сотрудничества и формирования региональной идентичности в крае большое внимание уделяется музейному делу. Успешно реализуются такие масштабные проекты,  как «Парад звезд в оперном», «Мир Сибири», «Енисейский экспресс», брендовые мероприятия, актуализирующие современную и историческую действительность в крае – это «Сибирская масленица», «Минусинский помидор», «Енисейская уха» и многое другое.

Я думаю, что сейчас подошло время, самое подходящее время, для качественного рывка в развитии туризма. Во всем мире это солидный бизнес, который дает доходы. И сегодня его всё чаще называют специальной отраслью экономики -  «экономикой впечатлений». Символом здесь служат два крупных события – Универсиада и празднование 400-летия Енисейска. Я хочу напомнить в этой связи о давно назревшей потребности – восстановить туристические маршруты по Енисею. Обращаюсь в том числе и к вам с просьбой предлагать схемы и механизмы приобретения, скорее всего, все-таки строительства, пассажирских судов соответствующего класса. В реализации этого начинания я, как и большинство красноярцев, конечно, буду вашим сторонником.

Проблемы в сфере культуры типичны,  и связаны они, прежде всего, с необходимостью укреплять материально-техническую базу и стимулировать труд преданных своему делу специалистов. При ограниченности средств удовлетворить все, даже самые насущные потребности, конечно, довольно трудно. Хочу особо упомянуть, на мой взгляд, успешный опыт, успешный проект модернизации библиотек. В его рамках за разумные деньги при использовании единых подходов к архитектурно-дизайнерским решениям удалось добиться очень большого эффекта – создать пространство, которое даже своим внешним видом, не говоря уже о содержании, самым серьезным образом преобразует и влияет на культурно-духовный ландшафт соответствующих территорий. Я уверен, что именно такие подходы, то есть глубоко продуманная и качественная стандартизация, должны шире внедряться при строительстве и реконструкции многих объектов на территории края – от ФАПа до молодежного центра.

И здесь я хотел бы отметить еще одну нашу проблему, если хотите, застарелую болезнь. Это ведомственная разобщенность.  Культура держится за одно, образование – за другое, и строят, создают, соответственно, раздельно. Пора это преодолевать. Проектировать там, где это возможно, по-настоящему многофункциональные объекты социальной направленности, что и дешевле, и практичнее, удобнее для людей.

Говоря о социальной защите населения, можно с удовлетворением констатировать, что все свои публичные обязательства в истекшем 2017 году мы с вами выполнили, выполнили своевременно и в полном объеме. На социальную поддержку и социальное обслуживание населения направлено более 24 млрд рублей, что составило порядка 11% всех расходов краевого бюджета. Внедряются новые технологии, есть новые проекты, проведена независимая оценка наших учреждений социального обслуживания, и по ее итогам показатели работы абсолютного большинства из них признаны не просто удовлетворительными, а очень высокими.

И все же в крае назрела необходимость приступить к формированию новой социальной политики. Поводом для нашей гордости должны стать не миллиарды розданных денег – их действительно много, и этим занимаются тысячи служащих, которые проверяют кипы разного рода справок. Поводом для гордости должен быть конечный результат – реальная и достаточная помощь тем, кто в ней действительно нуждается. Подходы к таким более эффективным, более практичным решениям уже во многом апробированы в других регионах, да и у нас  самих немало идей, а, самое главное, немало толковых с государственным мышлением специалистов в той же самой социальной сфере, которые могут начать эту тонкую, но востребованную жизнью работу.

Уважаемые коллеги! Представленный вам отчет является лишь одним из элементов, лишь одной частью постоянного изыскательного диалога, который ведут у нас в крае две ветви красноярской власти. Его дополняют регулярные отчеты председателя Правительства края, министров, которые детализируют оценку состояния дел в разрезе территорий, отраслей и конкретных предприятий. И именно поэтому в своем выступлении я стремился обозначить лишь наиболее важные тенденции, наиболее значимые задачи социально-экономического развития на ближайшую перспективу. Хотя, судя по всему, в ближайшее и самое ближайшее время нам эти задачи придется уточнять.

Как известно, в своем мартовском Послании Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин обозначил стратегические направления развития России на перспективу. И, скорее всего, уже в мае они будут обличены в форму конкретных региональных задач, которые нам предстоит решать вместе.    

И в завершение я хочу подчеркнуть следующее. Отличительной чертой красноярцев всегда были трезвый, а иногда и критический взгляд на жизнь, сплоченность в сочетании с требовательностью друг к другу, а самое главное – расчет на себя, расчет на свои силы. Именно это позволит нам и впредь преодолевать все трудности и настойчиво идти вперед, выполнять свою миссию – миссию региона-лидера, опорного края России.

Спасибо!


назад

 

Безопасность и правопорядок
| Внешние связи
Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Информатизация и связь
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Промышленность, энергетика и ЖКХ
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство и торговля
Социальная политика
Спорт
Строительство
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Экология и рациональное природопользование
Экономическое развитие и инвестиционная политика
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Государственный контроль
| Проектное управление
| Экология
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Отправить обращение.

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

 

Индекс цитирования